Актуальные вопросы преемственности при переходе из начальной школы в основную
методическая разработка

Стебакова Ольга Ивановна

Материал для выступления на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Актуальные вопросы преемственности при переходе из начальной школы в основную»

Учитель начальных классов: Стебакова Ольга Ивановна

Проблемы психологической готовности к обучению в среднем звене

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогических сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе- одним из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для формирования и распространения таких представлений более чем достаточно. Состояние детей в этот период с точки зрения педагогов характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

С психологической точки зрения подростковые проблемы еще только «маячат» на жизненном горизонте, а корни трудностей – в педагогической практике, порождающий резкий скачок из одной системы обучения в другую, в не состыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения.

Однако прежде чем говорить о возможных путях и средствах «переходного периода», обратимся к психологическим качествам и свойствам, которые обеспечивают ребенку успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене.

Центральное и важнейшее новообразование- «чувство взрослости». Оно проявляется и реализовывается в трех основных моментах:

  1. Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Она будет успешной, если школьник примет и поймет смысл учения для себя, научится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием. Ведущий учебный мотив – познавательный.
  2. Новая личностная позиция по отношению к школе. Ученику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению старшего.
  3. Новая личностная позиция по отношению к сверстникам.

Субъективное отношение к учебной деятельности и новая позиция в отношениях с педагогами возникают только в соответствующих социальных, педагогических условиях, как ответ на специально организованную работу взрослых. Позиция в отношениях со сверстниками зависти от психологической зрелости самого ребенка, имеющегося у него социального опыта, семейного стиля общения.

Но доминантным в начале обучения в среднем звене – учебные проблемы и отношения с педагогами. Прежде всего – способность ребенка успешно осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования шагов по решению интеллектуальной задачи, использование логических средств-операций, использование речи как инструмента мышления.

Психолого-педагогический статус пятиклассника

Психологические параметры школьного статуса ребенка

Психолого-педагогические требования к содержанию и развитию данных характеристик

  1. Познавательная сфера

1.1 Произвольность психических процессов

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных и иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче

1.2 Уровень развития мышления

Владение приемами установления причинно- следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями

1.3 Сформированность важнейших учебных действий

Ориентация на всю систему требований. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Система знаний, перенос учебных навыков

1.4 Уровень развития речи

Понимание смысла изучаемых понятий речи, обращенной к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Грамотный и богатый словарный запас устной речи

1.5 Уровень развития тонкой моторики

Понятность письма. Аккуратность выполнения письменных работ. Способность к различным видам ручного труда

1.6 Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе с классом

  1. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками

Владение приемами и навыками эффективного общения со сверстниками. Способность к эмоциональным привязанностям

2.2 Взаимодействия с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Уважительное отношение к учителю

2.3 Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения

2.4 Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения

2.5 Активность и автономность поведения

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

  1. Особенности мотивационно-личностной сферы

3.1 Наличие и характер учебной мотивации

Ориентация на освоение способов получения знаний. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования

3.2 Устойчивое эмоциональное состояние в школе

Отсутствие выраженных противоречий между:

  • требованиями школы и родителями;
  • требованиями взрослых и возможностями самого ребенка

  1. Особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе

4.1 Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей

4.2 Отношение с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями

4.3 Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для «себя»

4.4 Отношение к себе

Устойчивая положительная самооценка

В качестве основной предпосылки для успешного перехода четвероклассников в среднее звено – необходимый уровень психологической готовности, который понимается как наличие в реальном психолого- педагогическом статусе четвероклассника черт ученика 5 класса.

Педагогическая и психологическая сопровождающая деятельность во второй половине 4 класса

Педагогическая работа- основное направление при переходе в среднее звено. Она ориентирована на решение двух основных задач:

  1. Создание учебных и интеллектуальных предпосылок обучения в среднем звене.
  2. Создание социально -личностных позиционных предпосылок успешного перехода каждого школьника в среднее звено.

Содержательная работа начинается с создания единой системы психолого-педагогических требований к статусу ученика 4-5 классов. Их обсуждение и согласование – важный момент совместной работы педагогических коллективов начального и среднего звена. В ходе работы улучшается взаимопонимание между педагогами, налаживаются новые творческие связи, складываются традиции совместной профессиональной деятельности. Осуществляется согласование содержательных методических подходов к обучению детей в 4 и 5 классах. Элементарная не состыковка программ в плане требований к уровню и содержанию предметных знаний, и, что еще более существенно, форм работы, требованию к оформлению и многое другое, приводят к трудностям в период адаптации.

Из единой системы требований рождается педагогический диагностический инструментарий – психолого – педагогическая характеристика школьника. Это схема структурированного наблюдения поведения и особенностей обучения и общения детей в разных ситуациях и фиксация их в специальных бланках. По результатам диагностики разворачивается содержательная аналитическая и педагогическая работа педагогов начального звена.

  1. Усовершенствование программы обучения четвероклассников с тем, чтобы она в своих содержательных и методических аспектов позволяла формировать необходимые компоненты психолого-педагогического статуса пятиклассников. Эти задачи решаются за счет предоставления большей учебной самостоятельности, привлечение творческих заданий и дополнительного материала, различных процедур самопроверки и взаимопроверки.
  2. Оказание педагогической помощи школьникам, демонстрирующим низкий уровень психологической и собственно учебной готовности к

обучению в среднем звене.

В конце учебного года педагоги начального звена и психолог предоставляет педагогическому коллективу информацию о том, какой был исходный уровень психолого-педагогической готовности, какая работа велась и какова ее результативность. Если есть возможность, проводится дополнительная диагностика по той же диагностической схеме. Вот, пожалуй, и все, что педагог начальной школы может сделать для своих детей в плане их подготовки к дальнейшему обучению. В целом – очень много: создать психологические и педагогические предпосылки за счет работы с содержанием программы и формами его реализации, помощи отдельным ученикам и передачи педагогам среднего звена всей необходимой информации.  

Список используемой литературы:

  1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. работа психолога в начальной школе.-2-е изд.-М.: Генезис
  2. Система интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.

Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...

Выступление на педсовете «Модель взаимодействия при переходе из начальной школы в основную»

Представлена технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата   в  условиях введе...

Решение вопросов преемственности на уровне учитель начальной школы – воспитатель детского сада.

Статья поможет в решении самой важной проблемы первоклассников - адаптация!...

Родительское собрание "Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в основную"

Данный материал содержит в себе доклад,анкету,памятки для родителей, с которыми можно ознакомить родителей(законных представителей) на последнем в начальной школе собрании....

Трудности адаптационного периода при переходе из начальной школы в основную.

В статье говорится о том, какие трудности испытывают пятиклассники в адаптационный период, даны рекомендации по снижению негативных последствий....

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено

Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звеноПоступление  в  пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляетс...

Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы

Статья "Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы"...