Актуальные вопросы преемственности при переходе из начальной школы в основную
методическая разработка
Материал для выступления на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_voprosy_preemstvennosti_pri_perehode_iz_nachalnoy_shkoly_v_osnovnuyu.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Актуальные вопросы преемственности при переходе из начальной школы в основную»
Учитель начальных классов: Стебакова Ольга Ивановна
Проблемы психологической готовности к обучению в среднем звене
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогических сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе- одним из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для формирования и распространения таких представлений более чем достаточно. Состояние детей в этот период с точки зрения педагогов характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
С психологической точки зрения подростковые проблемы еще только «маячат» на жизненном горизонте, а корни трудностей – в педагогической практике, порождающий резкий скачок из одной системы обучения в другую, в не состыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения.
Однако прежде чем говорить о возможных путях и средствах «переходного периода», обратимся к психологическим качествам и свойствам, которые обеспечивают ребенку успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене.
Центральное и важнейшее новообразование- «чувство взрослости». Оно проявляется и реализовывается в трех основных моментах:
- Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Она будет успешной, если школьник примет и поймет смысл учения для себя, научится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием. Ведущий учебный мотив – познавательный.
- Новая личностная позиция по отношению к школе. Ученику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению старшего.
- Новая личностная позиция по отношению к сверстникам.
Субъективное отношение к учебной деятельности и новая позиция в отношениях с педагогами возникают только в соответствующих социальных, педагогических условиях, как ответ на специально организованную работу взрослых. Позиция в отношениях со сверстниками зависти от психологической зрелости самого ребенка, имеющегося у него социального опыта, семейного стиля общения.
Но доминантным в начале обучения в среднем звене – учебные проблемы и отношения с педагогами. Прежде всего – способность ребенка успешно осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования шагов по решению интеллектуальной задачи, использование логических средств-операций, использование речи как инструмента мышления.
Психолого-педагогический статус пятиклассника
Психологические параметры школьного статуса ребенка | Психолого-педагогические требования к содержанию и развитию данных характеристик |
| |
1.1 Произвольность психических процессов | Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных и иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче |
1.2 Уровень развития мышления | Владение приемами установления причинно- следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями |
1.3 Сформированность важнейших учебных действий | Ориентация на всю систему требований. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Система знаний, перенос учебных навыков |
1.4 Уровень развития речи | Понимание смысла изучаемых понятий речи, обращенной к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Грамотный и богатый словарный запас устной речи |
1.5 Уровень развития тонкой моторики | Понятность письма. Аккуратность выполнения письменных работ. Способность к различным видам ручного труда |
1.6 Умственная работоспособность и темп умственной деятельности | Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе с классом |
| |
2.1 Взаимодействие со сверстниками | Владение приемами и навыками эффективного общения со сверстниками. Способность к эмоциональным привязанностям |
2.2 Взаимодействия с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Уважительное отношение к учителю |
2.3 Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения |
2.4 Поведенческая саморегуляция | Произвольная регуляция поведения. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения |
2.5 Активность и автономность поведения | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности |
| |
3.1 Наличие и характер учебной мотивации | Ориентация на освоение способов получения знаний. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования |
3.2 Устойчивое эмоциональное состояние в школе | Отсутствие выраженных противоречий между:
|
| |
4.1 Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей |
4.2 Отношение с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями |
4.3 Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения для «себя» |
4.4 Отношение к себе | Устойчивая положительная самооценка |
В качестве основной предпосылки для успешного перехода четвероклассников в среднее звено – необходимый уровень психологической готовности, который понимается как наличие в реальном психолого- педагогическом статусе четвероклассника черт ученика 5 класса.
Педагогическая и психологическая сопровождающая деятельность во второй половине 4 класса
Педагогическая работа- основное направление при переходе в среднее звено. Она ориентирована на решение двух основных задач:
- Создание учебных и интеллектуальных предпосылок обучения в среднем звене.
- Создание социально -личностных позиционных предпосылок успешного перехода каждого школьника в среднее звено.
Содержательная работа начинается с создания единой системы психолого-педагогических требований к статусу ученика 4-5 классов. Их обсуждение и согласование – важный момент совместной работы педагогических коллективов начального и среднего звена. В ходе работы улучшается взаимопонимание между педагогами, налаживаются новые творческие связи, складываются традиции совместной профессиональной деятельности. Осуществляется согласование содержательных методических подходов к обучению детей в 4 и 5 классах. Элементарная не состыковка программ в плане требований к уровню и содержанию предметных знаний, и, что еще более существенно, форм работы, требованию к оформлению и многое другое, приводят к трудностям в период адаптации.
Из единой системы требований рождается педагогический диагностический инструментарий – психолого – педагогическая характеристика школьника. Это схема структурированного наблюдения поведения и особенностей обучения и общения детей в разных ситуациях и фиксация их в специальных бланках. По результатам диагностики разворачивается содержательная аналитическая и педагогическая работа педагогов начального звена.
- Усовершенствование программы обучения четвероклассников с тем, чтобы она в своих содержательных и методических аспектов позволяла формировать необходимые компоненты психолого-педагогического статуса пятиклассников. Эти задачи решаются за счет предоставления большей учебной самостоятельности, привлечение творческих заданий и дополнительного материала, различных процедур самопроверки и взаимопроверки.
- Оказание педагогической помощи школьникам, демонстрирующим низкий уровень психологической и собственно учебной готовности к
обучению в среднем звене.
В конце учебного года педагоги начального звена и психолог предоставляет педагогическому коллективу информацию о том, какой был исходный уровень психолого-педагогической готовности, какая работа велась и какова ее результативность. Если есть возможность, проводится дополнительная диагностика по той же диагностической схеме. Вот, пожалуй, и все, что педагог начальной школы может сделать для своих детей в плане их подготовки к дальнейшему обучению. В целом – очень много: создать психологические и педагогические предпосылки за счет работы с содержанием программы и формами его реализации, помощи отдельным ученикам и передачи педагогам среднего звена всей необходимой информации.
Список используемой литературы:
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. работа психолога в начальной школе.-2-е изд.-М.: Генезис
- Система интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.
Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...
Выступление на педсовете «Модель взаимодействия при переходе из начальной школы в основную»
Представлена технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата в условиях введе...
Решение вопросов преемственности на уровне учитель начальной школы – воспитатель детского сада.
Статья поможет в решении самой важной проблемы первоклассников - адаптация!...
Родительское собрание "Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в основную"
Данный материал содержит в себе доклад,анкету,памятки для родителей, с которыми можно ознакомить родителей(законных представителей) на последнем в начальной школе собрании....
Трудности адаптационного периода при переходе из начальной школы в основную.
В статье говорится о том, какие трудности испытывают пятиклассники в адаптационный период, даны рекомендации по снижению негативных последствий....
Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звено
Преемственность при переходе из начальной школы в среднее звеноПоступление в пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляетс...
Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы
Статья "Актуальные вопросы преемственности дошкольного образования и начальной школы"...