Обобщение опыта по теме: «Применение приемов мотивации для повышения интереса учащихся к учебному процессу».
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Лазарева Ирина Юрьевна

  Научить учащихся справляться с трудностями и находить правильное решение, вырастить активных граждан, способных найти работу на рынке труда, где требования постоянно меняются это одна из основных задач, поставленных перед педагогами нашей страны. Передо мной, как и перед многими учителями стоит вопрос, как повысить интерес учащихся к учебному процессу, как научить добывать самостоятельно знания. Для достижения этой цели я использую приемы мотивации обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_po_teme_priemy_motivatsii.docx51.41 КБ

Предварительный просмотр:

           Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района Омской области

«Соловьевская средняя школа»

Обобщение опыта по теме:

«Применение приемов мотивации для повышения интереса учащихся

к учебному процессу».

                                             

                                               учитель начальных классов

                                                                                БОУ «Соловьевская СШ»

                                                                                   Лазарева Ирина Юрьевна

1 квалификационная категория,

стаж в должности 31 год

с. Соловьевка

2021 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Условия возникновения и становления опыт…………………………….3

Актуальность и перспективность опыта ......……………………………...3

Теоретическая база опыта …………………………………………………4

Ведущая идея опыта ……………………………………………………….5

Новизна опыта .....…………………………………………………………..6

Технология опыта …………………………..………………………………6

Результативность опыта ………………..............…………………………16

Библиографическая литература …….....………………………………….17

Приложения

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться дальше

без помощи учителя.

Э. Хаббард

Введение

  Научить учащихся справляться с трудностями и находить правильное решение, вырастить активных граждан, способных найти работу на рынке труда, где требования постоянно меняются это одна из основных задач, поставленных перед педагогами нашей страны. Передо мной, как и перед многими учителями стоит вопрос, как повысить интерес учащихся к учебному процессу, как научить добывать самостоятельно знания. Для достижения этой цели я использую приемы мотивации обучения.

                      Условия возникновения и становления опыта

 О приемах мотивации обучения я узнала, прослушав темы ЕМД, более подробно изучив и проанализировав литературу по данной теме, уточнила для себя, что «Мотивация – (от лат. Moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования». 

Приемы мотивации обучения стимулируют познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны. Они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.

 Эти приемы обеспечивают разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Можно провести его в индивидуальной, парной, коллективной, групповой форме. Учащиеся, взаимодействуя друг с другом, становятся более активными, у них развивается речь, обогащается словарный запас.  В учебный процесс вовлекаются даже пассивные учащиеся.

Актуальность и перспективность опыта

 Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации.

Проект Государственного стандарта тоже ориентирован на реализацию модели компетентностного образования, упор нужно сделать, во-первых, на создание принципиально новой модели образования, которая ориентирована на результат. Во-вторых, необходимо создать условия для реализации концепции «Обучение в течение всей жизни».

  Основные трудности для младших школьников это низкий уровень коммуникативной культуры. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой обстановке, им трудно установить контакт с другими, выступая перед классом, не отстаивают своё мнение, тяжело переживают обиды. Боятся принимать самостоятельное  решение во многих вопросах.

Применение приемов мотивации для активизации обучения на уроке помогают решить эти проблемы. Работая систематически в группах и парах, учащиеся не теряются в новой обстановке, охотно идут на контакт друг с другом, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации классных и школьных  мероприятий.

                                

Теоретическая база опыта

   Теоретическую основу моего опыта составляют:

  1. Идеи учёных, которые высказывали мнение о приемах мотивации, как активных методах, на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, Ж -.Ж. Руссо,  К.Д Ушинского и других. Из числа российских психологов к идее активности в разное время обращались  Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, и другие.

При использовании в практике приемов мотивации для повышения интереса учащихся  к учебному процессу меняется роль ученика, из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.   [Кукушин ,2005,с.165 – 168].

           2. В начале XIX века И. Г. Песталоцци  развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.

3. В книге Я.А. Коменского  «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», он был против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

4. К.Д. Ушинский писал: «Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».

5.  ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея учебно-воспитательного процесса заключается в совершенствовании учебной деятельности учащихся для формирования творческой активности учащихся. Приемы мотивации  подразделяются в зависимости от места применения в образовательном процессе на:

- методы начала урока;

- методы выяснения целей, ожиданий, опасений;

- методы презентации учебного материала;

- методы организации самостоятельной работы:

- методы релаксации;

- методы подведения итогов.

Я хотела бы рассказать, какие активные методы обучения использую на каждом этапе урока, которые позволяют мне эффективно решать     конкретные задачи каждого этапа урока.
         Методы начала урока – это психологический настрой, различные игры, такие как «На что похоже настроение», «Приветствие», «Дрозд», «Подари улыбку» и другие, эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
 Например, Приём «На что похоже настроение» - участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше учителю: «Моё настроение похоже на яркое солнышко, которое обогревает всех, а твоё?».  «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?».  «Моё настроение похоже на ясный солнечный летний день, а твоё?».  «Моё настроение похоже на прозрачный говорливый ручеёк, бегущий к большому водоёму, а твоё?». «Моё настроение похоже на спокойный ясный день, а твоё?». «Моё настроение похоже на тёмную тучку в синем небе, а твоё?». «Моё настроение похоже на сверкающую молнию, а твоё?».   …Упражнение проводится по кругу. В конце игры дети обобщают – какое же сегодня у всего класса настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Этот приём помогает узнать с каким настроением ребёнок пришёл на урок, так же развивает речевые навыки, обогащает словарный запас. Некоторые ученики повторяют за другими, но основная часть учащихся, стараются высказать своё мнение, не подражая другим.

Так как игра является привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка, поэтому я использую игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На все этапы урока можно включать приемы мотивации для повышения интереса учащихся к учебному процессу. Игра должна служить для повышения мотивации учащихся. Поэтому мотивационный потенциал игры направляется на более эффективное освоение учащимися образовательной программы. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
      Процесс познания у школьников младшего возраста в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Возросшие требования к воспитанию и образованию диктуют необходимость активизации учебного процесса.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в системном подходе и вовлечение учащихся в активную  деятельность.

Начиная с первого класса, сталкиваешься с тем, что дети не умеют мыслить образно, у них очень слабо развито творческое воображение, логическое мышление, отсюда - проблема в решении задач, в написании сочинений и изложений. Поэтому считаю, что необходимо развивать коммуникативные, творческие способности учащихся, используя активные  методы  обучения.

В результате педагогических поисков я пришла к выводу, что для повышения интереса учащихся  к учебному процессу приемы мотивации достаточно эффективны, так как  внедрение их в учебный процесс позволяют формировать учебную мотивацию  и успешно развивать творческие способности у учащихся.

 Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни. Целесообразность использования приемов мотивации в обучении, показывает тот факт, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Поэтому наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активное вовлечение учащихся в учебный процесс.

Приемы мотивации в обучении формируют умения и потребности применять знания для анализа, оценки и принятия правильных решений, а не для простого усвоения учебного материала. Использование их в практике определяю целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями детей и рядом других условий. Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм.

Технология опыта.

        Интерес к приемам мотивации для повышения интереса учащихся к учебному процессу вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников.

Цель: изучить особенности приемов мотивации обучения при применении их в начальной школе

Задачи:        

  1. Выявить теоретические основы приемов мотивации обучения.

2. Рассмотреть классификации и характеристику приемов мотивации, как активных методов обучения.

3. Изучить опыт использования в начальной школе.

          4. Разработать, апробировать и создать систему методов и приёмов.                                                                                  

 Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным, и как следствие – более эффективным. Использование приемов мотивации для повышения интереса учащихся к учебному процессу позволяет мне развивать у учащихся такие качества личности, как самостоятельность, волю, активность, доброжелательность, умение взаимодействовать друг с другом, доказывать свое мнение и принимать мнение других.

Примеры приемов мотивации

Игра-приветствие «Мы с тобой друзья»

Я.я – твой лучший друг,

Я.я  посмотрю вокруг!

Лучше, лучше нет тебя,

Мы с тобой друзья!

Ты, ты – мой лучший друг,

Ты, ты посмотри вокруг!

Лучше, лучше нет меня,

Мы с тобой друзья!

Игра «Дрозд»

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).

Данные игры помогают снять напряжение, скованность, после позитивного настроя учащиеся легко вступают в контакт друг с другом.

Метод  « Магазин» (использую на уроках русского языка, математики)

Цель данного метода актуализация знаний учащихся по ранее изученным темам, подведение учащихся к изучению нового материала.

Участники: все учащиеся.

Необходимые материалы: карточки с изображениями букв (гласных и согласных), цифр, чисел.

Проведение: на доске карточки с изображениями букв. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: «Я покупаю букву у потому, что буква у, гласная» Или: «Я покупаю Ж потому, что буква Ж  -  согласная, заглавная и всегда твёрдая».  Ученик, правильно отвечавший, забирает карточку. Или на уроке математики: на доске числа от 0 до 20. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: «Я покупаю 2 потому, что 2 – однозначное число». «Я покупаю 12 потому, что 2 – двузначное число».

Оценка результата: после покупки всех карточек подводится итог (чья группа купила больше карточек).

Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук «Кулак – ребро – ладонь»

Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия

Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Метод «Тряпичная кукла и солдат» для эмоциональной разрядки и физической разминки

Цель: для нормализации гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).

Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.

Метод «Парный выход» ( использую на уроке русского языка)

Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: мел, карточки со словами.

Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное  слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием.

Например: Первый ученик записывает слово Дорога, а второй ведёт.  Словарное слово дорога – первая о безударная, её нельзя проверить, вторая гласная О ударная. Дорога (что делает?)  ведёт. Или Сорока, в слове сорока первая О безударная. Сорока стрекочет. Или Ученик, в слове ученик Е безударная гласная. Ученик учит.  Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.

Примечание: Если к доске выходит ученик третий участник группы, то он работает по опорам (предметным картинкам, обозначающим словарные слова).

Если, до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.

Очень интересная игра «Я беру тебя с собой»

Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Например:

Учитель: Я собралась в путешествие. Я собираю рюкзак и беру с собой  предметы, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю «предметы». Для этого предлагайте мне предметы, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли  я  взять их с собой. Итак, я беру с собой  кружку. А что у вас?

Д: Я беру с собой тарелку.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру палатку.

У: Я не беру тебя с собой.

Д:Я меру мешок.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру компас.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Я беру воду.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру карту.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берёте все предметы, которые начинаются на букву «К».

Эту игру можно включить в разминку для внеурочной деятельности, а также на уроках.

        Отгадывание и составление загадок оказывает большое влияние на разностороннее развитие детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности  (приём олицетворения, использование многозначности слов, определений, сравнений) способствуют формированию образности речи учеников.

Приём «Да-нетка»

Универсальный приём   способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Приём «Хорошо-плохо»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

1 вариант. Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

2 вариант. Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Приём «Ложные вопросы»

Какой из гласных э или у хитрый?

В русском языке  34 или 35 букв?

Из них 9 гласных букв?

Буквы ь и ъ имеют звук?

Согласные й,щ,ч всегда твёрдые?

Гласные а,о, у, ы, э придают согласным мягкость?

Согласные ж, ш, ц, всегда мягкие?

В каком слове лес или берёза Е имеет 2 звука?

Когда пишем и читаем это устная речь?

Закрепление знаний  о звуках и буквах.

Приём «Отсроченная отгадка»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

 умение анализировать и сопоставлять факты;

 умение определять противоречие;

 умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант.  В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант.  Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Игра «Лавата»

Играющие, становятся в круг.  Берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: «Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец — это Лавата». Потом все останавливаются и ведущий говорит: «Мои локти хороши, а у соседа — лучше» — все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может называть, что хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное — снять у детей тактильное напряжение.

Игра «Живая скульптура»

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти в центр и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой. Затем к ним присоединяется в своей позе третий. И т.д. Можно сделать фотографию общей скульптуры и впоследствии обсудить, на что она похожа.

Игра «Повторяка»

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

  • Я – лягушка. Я умею прыгать.
  • Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
  • Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки.
  • Я – самолёт, я тоже прыгаю, когда попадаются воздушные ямы и т, д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Приём «5 важных вещей»

Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных, самых любимых, самых удивительных.

Игра «Неумейка»

Учитель начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.

Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы».  «Я лошадь, я умею перевозить грузы, но не умею плавать под водой». «А я  рыба, я умею плавать под водой, но не умею петь»  и т. д.

Приём «Сказка – наизнанку»

Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот». Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

Приём «Перевирание сказки»

Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов. Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка». Дети: «Не жёлтая, а Красная!». Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…» Дети: «Не папа, а мама!»

1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.

2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

Приём «Что было потом»

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать: «А что было потом?» Или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом?»

Например: « Что было бы, если  Репку  не вырвали?», «Что было бы если дед и бабка не разбили золотое яйцо?» и т. д.

Приём «Сочиняем сказки по опорным схемам»

Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.

Приём «Лжезагадки».

  • Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
  • Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
  • На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
  • Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
  • Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?
  • У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
  • Что едят крокодилы на северном полюсе?
  • Что является второй подушкой для щеки?
  • Кто громче замычит: петух или корова?
  • Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
  • От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
  • Как лучше сорвать арбуз с дерева?
  • Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
  • Когда собака бывает в конуре без головы?
  • Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
  • Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
  • Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
  • На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Метод «Пометки на полях»

Этот метод позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного при работе с текстом. Технически он достаточно прост. Учеников необходимо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи или специально подобранного текста. Помечать следует отдельные задания или предложения. Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней 3 колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее. Её лучше использовать при работе с текстом большого объёма на этапе самостоятельной работы обучающихся. Не стоит забывать и о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволяют сделать это, не выходя из класса. 

Результативность опыта

Благодаря систематическому использованию активных методов обучения за последние годы, мне, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

Участие в конкурсах различных уровней:

- 14.09.2020 г.-27.09.2020 г. - Урок цифры «Искусственный интеллект и машинное обучение» (Василина Елизавета, Калошина Арина, Каменева Марина, Павлова Екатерина, Семенчук Леонид, Токарев Степан, Федосенко Ирина, Шефер София - сертификат за участие;

- 23.10.2020 г. – всероссийская олимпиада по ОБЖ «Звёздочка». Осень. Каменева Марина, Павлова Екатерина – сертификат за участие;

-  23.10.2020 г. – всероссийская олимпиада по литературному чтению «Знайка». Осень. Василина Е.  – сертификат за участие;

- диплом за участие в акции по сбору и утилизации отработанных элементов питания «Ежика спаси – батарейку к нам неси» (Полтавская местная молодежная общественная организация развития социальных инициатив «Грань») – Токарев С., Павлова Е., Василина Е., Семенчук Л., Федосенко И., октябрь 2020 г.;

- 02.11.2020 г. всероссийский конкурс детских рисунков от РДШ ко Дню народного единства «СИЛЬНЫЕ. ЕДИНЫЕ»  Каменева Марина, Павлова Екатерина, Токарев Степан, Василина Елизавета, Шефер София, Семенчук Леонид – сертификаты участия;

- 28-29.10.2020 г. всероссийская Олимпиада ВСЕЗНАЙКИНО.РФ   Литературное чтение (Токарев С. – диплом 2 место; Василина Е., Шефер С. – диплом за участие), математика (Токарев С., Федосенко И., Василина Е., Павлова Е. – диплом 2 место; Каменева М. – диплом 1 место; Шефер С. – диплом 3 место), русский язык «Звуки и буквы» (Семенчук Л., Василина Е., Каменева М. – диплом за участие; Павлова Е. – диплом 1 место; русский язык «Гласные и согласные» (Токарев С., Шефер С. – диплом за участие; Павлова Е. – диплом 2 место; окружающий мир (Семенчук Л., Федосенко И. – диплом за участие; Василина Е. – диплом 1 место; Каменева М., Шефер С. – диплом 2 место);

- 09.11-26.11.2020 г. муниципальная Акция, посвященная ко дню матери «Подари улыбку» (Семенчук Л., Павлова Е.);

- 19.11.2020 г. региональный Творческий конкурс рисунков "Соблюдая ПДД, я дружу с ГИБДД!" в номинации "Безопасность дорожного движения" (Калошина А., Каменева М., Павлова Е.);

- 11.12.2020 г. Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» (Диплом победителя – Василина Е., Федосенко И., Каменева М., Токарев С.; Похвальная грамота – Шефер С., Калошина А.; Сертификат участника – Семенчук Л., Павлова Е.);

              - 23.11.2020 г.-13.12.2020 г. Всероссийский Урок Цифры по теме «Нейросети и коммуникации»

- 03.12.2020 г международный «Тест по истории Великой Отечественной войны» (Токарев С.- сертификат участия);

             - 20.12-22.12.2020 г. Всероссийская Акция от РДШ  #Новогодниеокна Каменева Марина, Павлова Екатерина, Семенчук Леонид, Токарев Степан, Шефер София;

             - 21.12.2020 г.Всероссийская Акция от РДШ #НовыйгодРДШ #Какойонбудет2021 Василина Елизавета, Калошина Арина, Каменева Марина, Павлова Екатерина, Семенчук Леонид, Токарев Степан, Федосенко Ирина, Шефер София;

            - 08.02.2021 г.-22.02.2021 г. Всероссийский Урок Цифры по теме «Приватность в цифровом мире»;

           - 19.02.2021 г. школьный конкурс детского рисунка «Славься, Армия родная!», посвященный 23 февраля (Токарев С., Павлова Е. – грамоты 1 место; Шефер С. – грамота 3 место).

Что дают ученику приемы мотивации?

- Возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.

- Возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.

    

Результаты моей работы

 По результатам анкетирования посещают школу с охотой все учащиеся. Я думаю, что ребёнка нужно не заставлять, а заинтересовывать, приглашать к учебному сотрудничеству.

 Применение приемов мотивации для повышения интереса учащихся к учебному процессу помогает развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметных олимпиадах и различных  конкурсах.

1. Повышение уровня мотивации учащихся, развитие устойчивого интереса к учебе, к знаниям и потребность в самостоятельном поиске.

2. Систематизирован материал (приемы мотивации обучения - игры, приёмы, позитивы, упражнения и т.д.) для активизации познавательной деятельности в процессе обучения.

  С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами, выступаю:

1. На педагогическом совете школы доклад «Использование приемов мотивации в практике».

2. Доклад на заседании «Школы молодого учителя» по теме: «Применение приемов мотивации обучения на уроках».

3. Выступление на ЕМД по теме «Приемы мотивации в обучении младших школьников для повышения интереса учащихся к учебному процессу».

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956 г.
  2. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993 г.
  3. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003 г.
  4. Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: Вако, 2004 г.
  5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды –М.,1989 г.

http://www.trizminsk.org/e/2330201.htm   

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-o-prirodnyh-javlenija-s-otvetami-dlja-mladshih-shkolnikov.html

 http://pandia.ru/text/78/355/236.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

Обобщение опыта по теме "Применение современных образовательных технологий"

Регулярность использования образовательных технологий на уроке....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »...

Обобщение опыта по теме " Технология проблемно-диалогического обучения как способ активизации учебной деятельности младшего школьника"

Представила сою работу на семинаре по теме " Проблемно-диалогическое обучение" Доклад + презентация...

Статья обобщения опыта по теме "Применение технологии личностно-ориентированного подхода в формировании учебно-познавательных компетенций у младших школьников с ОВЗ".

В статье представлен многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ по внедрению технологии личностно-ориентированной работы...