Урок развивающего контроля
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развивающего контроля
Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. Рассмотрим подробнее, как строятся такие уроки, в чем их принципиальное отличие, как правильно сконструировать урок развивающего контроля.
Главные особенности уроков развивающего контроля
- Уроки такого типа должны охватывать два занятия: на первом выполняется собственно контрольная работа, на втором — проводится ее анализ. Причем оба урока должны быть разделены во времени, которое необходимо учителю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней).
- В отличие от уроков рефлексии, на уроках развивающего контроля охватывается большой материал, а потому содержание контрольной будет более объемным и разносторонним.
Формы организации уроков развивающего контроля
Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:
- Ученики пишут контрольную работу.
- Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.
- Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.
- По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.
В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:
- Самоконтроль — эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.
- Взаимоконтроль. Класс делится на пары (тройки). Эталон оказывается у одного в паре. Организуется взаимопроверка. Формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником.
- Педагогический контроль. Эталон остается у учителя. Научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.
Структура урока развивающего контроля
Рассмотрим последовательно каждый этап уроков подобного типа.
I урок
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям (3-5 минут)
В начале занятия необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал ее необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу"). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учеников, необходимые для преодоления препятствия, создается ситуация успеха.
У каждого учителя наверняка есть свои приемы для введения учеников в урок, для создания хорошего, рабочего настроения. Это могут быть рифмованные строки, цитирование высказывания известного человека об успехе и умении трудиться, о преодолении препятствий и покорении вершин. А может быть и наоборот — успокаивающая музыка, которая снимет напряжение и создаст рабочую обстановку. Удобнее, конечно, ориентироваться на особенности конкретного класса.
На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок.
Приемы для этапа мотивации:
- Конкурс шпаргалок.
- Ромашка Блума.
- Корзина идей.
- Бортовой журнал.
- Толстые и тонкие вопросы.
- Кольца Венна.
- Кластер.
- Сорбонки.
Приемы желательно подбирать такие, чтобы ученики могли через структурирование знаний, вспомнить наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы.
2. Этап актуализации и первого пробного действия (35-40 мин)
На данном этапе продолжает подготовка мышления учеников к написанию контрольной работы, актуализируются знания по теме. После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы.
После написания работы ученик сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты. Важно: без исправления ошибок.
В конце урока каждый ученик сам выставляет себе оценку.
Приемы для этапа актуализации:
- Таблица "ЗХУ".
- Прием "Верно-неверно".
- Кластеры.
- Ассоциативные ряды.
- Бег ассоциаций.
II урок
Проводится после того, как учитель проверил контрольные работы. Теперь важно, чтобы ученики сами нашли свои ошибки, зафиксировали затруднения и определили путь их исправления.
3. Этап локализации затруднений (5-7 минут)
Главная цель этого этапа работы в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения.
Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:
- Какое задание я выполнял? С какой темой это было связано?
- Что я сделал сначала, что потом?
- В чем возникло затруднение?
- На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение?
- Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?
Приемы для этапа локализации:
- Инсерт.
- Таблица "ЗХУ".
- Ромашка Блума.
- Бортовой журнал.
- Морфологический ящик.
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (около 10 мин)
На данном этапе ученик должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых схожи, таких учеников можно определить в группы (пары).
После этого начинается подбор средств и способов разрешения затруднений. То есть выбираются те понятия, правила, формулы, модели, с помощью которых можно скорректировать ошибку. В качестве средств также можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках.
Работать удобнее по следующему плану:
- Ставим цель. Общая, конечно, будет одна — устранение пробелов и коррекция знаний. Но потом каждый ученик (или группа) ставит для себя более конкретную цель, связанную с допущенными ошибками. Например, повторить правописание безударных гласных в корне, научиться решать задачи на валентность, запомнить теорему Пифагора.
- Находим средства, которые понадобятся для достижения цели. Это может быть учебник, конспект предыдущего урока, презентация, справочник и т.д.
- Находим способ достижения цели: повтор главы учебника, составление таблицы, пересказ темы товарищу, повторение правила, формулы и т.д.
Приемы для этапа построения проекта:
- Составление алгоритма.
- Прием "Да-нет".
- Толстые и тонкие вопросы.
- ИДЕАЛ.
5. Этап реализации построенного проекта (до 10 минут)
Ученик на данном этапе самостоятельно или в парах (в группах) работают по составленном проекту.
Приемы для этапа реализации проекта:
- Мудрые совы.
- Обратная мозговая атака.
- Интеллектуальный ринг.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (3-4 минуты)
На данном этапе ученики обсуждают возникшие затруднения, объясняют какие пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран.
Прием для этапа обобщения:
- Мудрые совы.
- Коллекционер.
- Шесть шляп.
- Толстые и тонкие вопросы.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (до 10 минут)
Теперь ученики выполняют самостоятельную работу, выбрав только задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. После этого они проверяют свои работы по готовому образцу (эталону) и фиксируют преодоление препятствий.
Приемы для этапа самостоятельной работы:
- Прием "Да-нет".
- Верные и неверные суждения.
- Лови ошибку.
- Реставратор.
- Мини-тестирование.
- Цепочка (в разных вариантах).
8. Этап включения в систему знаний и повторения (5-7 минут)
Теперь важно еще раз повторить те знания и умения, которые вызвали затруднения, закрепить их и подготовится к восприятию следующей темы.
Обычно предлагаются задания, аналогичные тем, что выполнялись на предыдущем этапе, но уже более творческие и расширенные.
Приемы для этапа повторения:
- Бег ассоциаций.
- Кластер.
- Составление алгоритма.
- Лови ошибку.
- Толстые и тонкие вопросы.
9. Этап рефлексии деятельности на уроке (3-5 минут)
Главная цель этого этапа — самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом же этапе формулируется задание для домашней работы (если в этом есть необходимость).
Приемы для этапа рефлексии:
- Синквейн.
- Хоку или хайку.
- Цветные поля.
- Дерево познания.
- Лестница успеха.
- Анкетирование.
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля
- Выбрать форму проведения контрольной работы. Предполагается, что для урока развивающего контроля удобнее выбирать письменные формы контроля: тесты, задания по карточкам, общие контрольные по вариантам. Желательно, чтобы контрольная работа содержала в себе задания разного уровня сложности.
- Составить перечень необходимого минимума знаний (правил, формул, положений и пр.), то есть определить минимум того, что должен знать каждый ученик после изучения этого блока, раздела.
- Для каждого вычлененного ЗУН составить задания, используя принцип минимакса (от самых простых до заданий повышенной сложности).
- Написать задания контрольной работы. Вариантов может быть несколько.
- К контрольной работе составить эталон проверки, разработать критерии оценивания и проверки.
- Выбрать формы работы для каждого этапа урока, определить, какие методы будут использованы.
- После проверки контрольных работ вычленить все затруднения, зафиксировать их, сгруппировать.
- Подготовить для каждой выделенной группы аналогичные задания и эталоны проверки.
- Продумать форму проведения этапа рефлексии.
- Составить задания для этапа повторения.
- Составить технологическую карту урока (конспект).
- Провести самоанализ урока по составленному конспекту, при необходимости внести правки и уточнения.
Отметим, что в педагогической практике есть обычные контрольные уроки, во время которых ученики выполняют задания и получают оценку. Но уроки развивающего контроля отличаются от таких главной своей установкой: важно не столько проверить качество знаний учащихся, сколько направить их мышление на развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции.
УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
Его цели:
1. формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
2. контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура уроков развивающего контроля
Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Этапы урока развивающего контроля
Этап 1 "Подготовка к основному этапу занятия"
Цель | Приемы | УУД |
Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. | Регулятивные саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательные умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач; Личностные формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
Этап 2 "Контроль и самопроверка знаний"
Цель | Приемы | УУД |
Актуализация – подготовка мышления учащихся к выполнению контрольной работы, осознание ими потребности к контролю и самоконтролю ее результата и выявление причин затруднений в деятельности. | Регулятивные |
Этап 3 "Локализация индивидуальных затруднений"
Цель этапа | Приемы | УУД |
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе и выявление места и причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы. | Познавательные |
Этап 4 "Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений"
Цель | Приемы | УУД |
Постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации | Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные действия постановки и решения проблем. установление причинно-следственных связей |
Этап 5 "Реализация построенного проекта"
Цель | Приемы | УУД |
Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
Этап 6 "Обобщение затруднений во внешней речи"
Цель | Приемы | УУД |
Закрепление способов действий, вызвавших затруднение. | Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
|
Этап 7 "Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону"
Цель | Приемы | УУД |
Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия эффективности самостоятельной работы, а также создание (по возможности) ситуации успеха. | Регулятивные контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
|
Этап 8 "Включение в систему знаний и повторения"
Цель | Приемы | УУД |
Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Познавательные |
Этап 9 "Рефлексия деятельности на уроке"
Цель | Приемы | УУД |
Самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. |
| Познавательные рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; Личностные самоопределение на основе развития самосознания и мировоззрения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развивающего контроля по русскому языку в 1 классе (программа Л.В.Занкова)
Урок составлен в соответствии с новым ФГОС. Тема: Работа над ошибками проверочной работы по теме: « Звуки и буквы» Цель:· учить анализировать ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-124517-1350963987.jpg)
Урок развивающего контроля
Тема урока: работа над ошибками, допущенными в диктанте. Цель: ученик, умеющий анализировать свои ошибки и выполнять коррекцию пробелов.На уроке особое внимание уделялось таким учащим...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-124517-1350963987.jpg)
Урок развивающего контроля
26.11.2009- Гирич З.Л..Тема: Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Тип урока: урок развивающего контроля (урок 2).Цель: ученик, умеющий анализировать свои ошибки и выполнять коррекци...
Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.
После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-494741-1433779468.jpg)
Типология уроков в начальной школе Уроки развивающего контроля
Типология уроков в начальной школе Уроки развивающего контроля...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483274-1411056386.jpg)
Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)
Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки". Создаются условия для формирования активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483274-1411056386.jpg)
Технологическая карта урока чтения в 4 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" ( урок развивающего контроля)
На уроке развивающего контроля используется система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass, используются межпредметные связи, технологии развития критического мыщления, группового обучения, л...