Статья "Использование современных цифровых технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
статья
Коррекционная педагогика
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных цифровых технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех уровней и степеней. Благодаря внедрению в образовательный процесс информационных технологий создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса. ЦОР — это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.
ЭОР — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Для образования и обучения детей, наиболее современные и эффективные ЭОР воспроизводятся на компьютере. Чтобы выделить подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи воспроизведения.
ЦОР — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Актуальность применения ЦОР обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения и для детей с ОВЗ.
В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР:
- специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету;
- «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издания;
- размещённые на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанные для поддержки учебного процесса по разным предметам.
Что дают ЦОР учителю?
Глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; экономия времени на уроке; привлечение разных видов деятельности: мыслить, рассуждать, спорить; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа материалов.
Что даёт ЦОР ученику?
Способствует росту успеваемости по предмету; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Сегодня существует достаточно большой выбор цифровых образовательных ресурсов, которые доступны учителю. Среди такого разнообразия, учителю необходимо грамотно подобрать ЦОР для обучающихся с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, нарушение слуха, ЗПР, нарушение интеллектуального развития, ТМНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство аутистического спектра, комплексное нарушение развития.
Одной из важнейших задач для детей с ОВЗ в школьный период является овладение полноценной речью. Особо распространены среди учеников нарушения письменной речи.
Нарушение письма отмечается очень часто. С каждым годом эта тенденция растёт, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями.
Нарушения письменной речи выражаюся в
- дислексии — частичное нарушение процесса чтения, характеризующееся наличием стойких повторяющихся специфических ошибок.
- дисграфии — частичное нарушение процессов письма, характеризующиеся наличием стойких специфических ошибок.
- дизорфографии — стойкое нарушение письма, связанное с недостаточной сформированностью морфологических и традиционных принципов письма, реализуемых на основании принятых в языке систем правил и исключений.
Отмечаются следующие виды дисграфии: артикуляционно-акустическая; акустическая; дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза; аграмматическая; оптическая дисграфия. Но, как правило, у детей с ОВЗ отмечается смешанная форма дисграфии — несформированность нескольких операций письма.
Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников должна осуществляться на всех учебных предметах. Чтобы устранить вышеперечисленные недостатки речи, необходимо использовать современные цифровые образовательные ресурсы.
ЦОР стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование адаптированных компьютерных программ: обучающих, диагностических и развивающих.
Применение ЦОР создает большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляет обучающимися свободу выбора форм и средств деятельности.
Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику:
1. Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке, обязательная оценка положительных результатов даже небольшого вида деятельности).
2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков, таблиц, карт, компьютера, интерактивной доски.
3. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам. Включая в урок ЦОР, мы дополнительно стимулируем ребёнка преодолевать речевой дефект, активно формируем коммуникативные особенности обучающихся.
Также цифровые образовательные ресурсы выступают в роли стимула саморазвития, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играть, рассматривать, вернуться ещё раз к заданию.
Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память, внимание, создаются предпосылки развития логического мышления. В настоящее время существует достаточно много интерактивных игр, компьютерных программ, аудио-, видеоматериала.
Была изучена и апробирована в коррекционном процессе следующая специализированная программа «Букварь». Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей с ОВЗ. Основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение обучающихся, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.
Программа «Букварь» является эффективной компьютерной программой для коррекции смешанной дисграфии. Использование компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.
Так активизируется компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно корригировать речевые нарушения.
В программе использована концепция «чтение через письмо». Она помогает ребенку научиться читать и писать. Эффективно использовать данную программу можно в период обучения грамоте. Также используется цифровая среда МЭО, которая обеспечивает условия для организации обучения в соответствии с потребностями обучающихся, доступность качественного образования для детей с ОВЗ.
В мобильном электронном образовании занятия наполнены художественным словом, картинами художников, загадками с иллюстрированными ответами, видеороликами и многими другими видами деятельности.
Система не перегружена интерактивными элементами: компактна, доступный интерфейс, правила взаимодействия между элементами просты и понятны для детей и педагогов.
Полноценное внедрение ЦОР, МЭО позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с информационными технологиями, объективно оценивать качество обученности по всем предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Работа с детьми с ОНР в условиях реализации ФГОС
Статья отражает современные требования работы с детьми с ОНР и детьми с ООП (особыми образовательными потребностями) в условиях реализации ФГОС на школьном логопедическом пункте при общеобразовательно...
Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями.
Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями....
Статья "Использование современных цифровых технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Коррекционная педагогика...
Развивающие возможности технологии ЛЕГО - конструирования в работе с детьми школьного возраста в условиях реализации обновленного ФГОС
Выступление на августовской конференции. Данный доклад показывает о необходимости развивать детей с помощью конструктора "Лего"....
Опыт использования современных технологий обучения в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Перед образовательными учреждениями ст...
Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственны...