Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности учащихся.
статья
в статье рассматриваются теоритические вопросы особенностей и функций проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_i_funktsii_proektnoy_i_issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya.docx | 46.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности учащихся.
В современной образовательной системе учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от педагога к учащимся. Обучение выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения учащимися знаниями и приобретения опыта решения проблем. Активной позиция учащегося в учении приводит к изменению представлений о характере взаимодействия ученика с педагогом и одноклассниками..
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования возрастает актуальность применения педагогических средств, методов, технологий, которые позволяют формировать метапредметные и личностные образовательные результаты.
«Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над »». Метапредметный результат - это навыки и способности, которые сформировались в процессе обучения, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией.
Существует несколько подходов к пониманию метапредметных образовательных результатов.
Сторонники первого подхода (В.В. Краевский,А.В. Хуторской, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко) выделяют отдельные метапредметы, т . е. «нетрадиционные учебные предметы, выстраиваемые вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)» и разрабатывают специальные технологии их преподавания.
Сторонники второго подхода А.Г . Асмолов, Г .В. Бурменская, С.Г . Воровщиков и др. рассматривают метапредметный подход как комплексный подход к формированию межпредметных результатов образования, то есть как реализацию метапредметного, межпредметного обучения в ходе изучения обычных школьных предметов. Именно на идеях А.Г. Асмолова, сторонника второго подхода, основано содержащееся в ФГОС понимание метапредметной деятельности как универсальной учебной деятельности.
В соответствии с ФГОС образовательные результаты подразделяются на предметные, метапредметные (надпредметные), личностные.
Образовательный результат | Характеристика |
Предметные результаты | Знания, умения, навыки; опыт решения проблем, творческой деятельности; система ценностей, усвоенных в рамках изучения отдельного предмета (программ определенной направленности) |
Метапредметные (надпредметные) результаты | Освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (образовательных программ одной или нескольких направленностей) способы деятельности |
Личностные результаты | Индивидуальные достижения в освоении предметной области (программы определенной направленности), ценности и мотивы образовательной деятельности, самооценка образовательного опыта, в том числе уровня образованности (функциональной грамотности, допрофессиональной и общекультурной компетентности), готовности к решению социально и личностно-значимых проблем |
ФГОС нового поколения предусматривают формирование универсальных учебных действий (совокупность действий обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний и формирование умений).
Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Виды универсальных учебных действий:
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные.
В основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, которые имеют приоритет над узкопредметными знаниями и умениями и направлены на решение реальных жизненных задач.
В процессе проектной деятельности происходит формирование универсальных учебных действий. Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, находить решения учебных и социальных проблем.
В зависимости от характера учебной деятельности учащихся условно можно выделить следующие модели образования:
1. Классическое (традиционное) обучение. Эта модель направлена на формирование знаний и репродуктивных умений учащихся. Результаты такого подхода, как правило, невысокие. У этой модели обучения нет будущего, она постепенно исчезнет, а сохраняется в настоящее время только благодаря учителям, которые не хотят или не могут осваивать прогрессивные педагогические технологии и современные методики.
2. Развивающее обучение. Оно предполагает выполнение учащимися творческих заданий различных видов. Эта модель обучения направлена на развитие у детей психологических качеств: внимания, мышления, памяти, воображения, речи. Но и в этих образовательных системах есть проблемы, главные из которых — недостаточное развитие у учащихся стратегических учебных умений: постановки учебных задач, планирования собственной деятельности, выбора заданий урока, самостоятельного изучения темы, самоанализа и самооценки результатов работы.
3. Педагогика сотрудничества. Основополагающая идея этой модели — обучение детей и подростков методам и формам самообразования в процессе выполнения творческих заданий. Главное внимание уделяется развитию нравственных качеств личности и творческих способностей за счет дифференцированного и личностно-ориентированного подхода с учетом интересов, способностей и возможностей каждого учащегося.
Важнейшее условие эффективности учебного процесса — воспитание познавательного интереса у школьников. Интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика его связь с непроизвольным вниманием. Огромное влияние оказывает интерес на развитие памяти, так как интересный материал запоминается ребенком легко, быстро и прочно. Развитие познавательного интереса, воспитание потребности к умственному труду способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Проблема — невозможность в конкретный момент решить задачу интеллектуального или практического плана. Этот конкретный момент называется проблемной ситуацией и характеризуется появлением у человека такого психического состояния, которое называется познавательной потребностью, а познавательная потребность есть не что иное, как условие для возникновения мышления. В процессе решения проблемы педагогу необходимо побуждать учащихся ставить задачи, планировать действия, самостоятельно определять предмет исследования, искать наиболее оптимальные варианты для решения той или иной задачи. Педагогу необходимо организовывать ситуации, активизирующие самостоятельность учащихся, учить устанавливать причинно-следственные связи, проводить самоанализ и самооценку полученных результатов, подводить их к определенным выводам и умозаключениям. Это способствует развитию познавательного интереса, гибкости и полифоничности мышления, нарабатывается алгоритм действий, который закрепляется в сознании как личностный опыт.
Метод проектного обучения поможет педагогу в решении этих непростых задач, потому что он относится к личностно ориентированным технологиям, обеспечивающим проблемное обучение и системно-деятельностный подход. Проектная деятельность обеспечивает учащимся самостоятельность и относительную свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности в педагогической практике позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально ориентированного образования.
Проектное обучение рассматривается как дидактическая система. Метод проектов является компонентом системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. О проектном обучении можно говорить только тогда, когда метод проектов является основным в процессе обучения, а остальные методы являются вспомогательными. Уже с начальной школы согласно ФГОС педагогам необходимо выстраивать систему проектного обучения.
Проектная деятельность учащихся - компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя.[1]
Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:
- учит применять базовые знания и умения, усвоенные на учебных занятиях, для поиска и решения социальных, семейных, личных проблем;
- стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей;
- стирает грани между школьными дисциплинами, тем самым приближает учебный процесс к реальной жизни;
- привлекает детей к социальной деятельности, которая обеспечивает формирование различных качеств, профессиональных интересов.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Реализация исследовательского метода обучения обеспечивает выработку новых знаний. Отличительная особенность исследования от проектирования прослеживается в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта всегда известен заблаговременно, а результат исследования не известен.
К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно- управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность учащихся, которая связанна с решением разного рода задач. Решение заранее неизвестно. Исследовательская деятельность состоит из основных этапов, которые характерны для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная
на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования
(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Наличие таких видов деятельности как учебно-исследовательская и проектная, среди прочих в общем образовательном процессе, может быть обусловлено следующими походами: личностным, ситуационным и задачным.
Критерием успешности организации учебно-исследовательской и проектной деятельности выступает обогащение исследовательского опыта учащихся. Основная задача педагога- помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Задачный подход к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности означает, что освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия.
Ситуационный подход к организации деятельности предполагает управление учебно-исследовательской и проектной деятельностью как взаимодействие её субъектов. Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.
Литература:
- А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова и др. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС : метод. пособие — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛА ДОС, 2015. — 120 с.
- Л.В. Байбородова, Л.Н.Серебренников. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013.-175 с.
- В.Ф. Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты.-Изд.2-е, испр .- Волгоград: Учитель.-154с.
[1] Л.В. Байбородова, Л.Н.Серебренников. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013.- 9 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....
«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Планета знаний»
В работе анализируется проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК "Планета знаний", описывается опыт работы по организации этой деяте...
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника
Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности. ФГОС нового поколения требует исп...
Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"
Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...
Статья с презентацией на тему "Особенности использования ТРИЗ-технологии в исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках"
Данная статья познакомит с методами и приёмами ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, и которые способствуют формированию творческого ...
Обобщение педагогического опыта на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях ФГОС"
Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне....