«Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся»
статья (3 класс)
Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Эйнштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин.
Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, слабоуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_roditelyami_slabouspevayushchih_i_neuspevayushchih_uchashchihsya.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся».
Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на "4” и "5”. Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда.Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу "Одарённые дети”. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика.И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности. Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.
Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Эйнштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин.
Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, слабоуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.
Работу со слабоуспевающими детьми организую через работу с родителями, используя дорожную карту.
Дорожная карта- это поэтапный план действий, позволяющий формировать общее видение определенного продукта.
Дорожная карта состоит из 6 шагов.
1 шаг Выбор родительского комитета.
(На 1 родительском собрании выбирала группу родителей для помощи в организации работы со слабоуспевающими детьми и их родителями)
2 шаг На основе анкет, выявила группу слабоуспевающих ребят, которым нужна помощь.
3 шаг Работа со слабоуспевающими детьми на уроке.
4 шаг Работа со слабоуспевающими детьми во внеурочное время.
5 шаг Работа с родителями слабоуспевающих детей.
6 шаг Контроль над реализацией запланированных мероприятий по работе со слабоуспевающими детьми.
Более подробно остановимся на работе с родителями слабоуспевающих детей.
- Выявление причины слабой успеваемости.
- физиологическая;
- социальная;
- психологическая.
2. Индивидуальные беседы.
Р+учитель; Р+Ребенок+учитель; Р+РК+учитель.
3.Тематические родительские собрания с рекомендациями для родителей.
«Готовность ребёнка к школе», «Причины отставания», «Особенности семейного воспитания» и т.п
4. Лектории для родителей с приглашением узких специалистов
(психолог, библиотекарь, соц.работник)
5. Посещение родителями учебных занятий. Активное участие во внеурочной деятельности для создания ситуации успеха.
6. Индивидуальные занятия и коррекционные тетради развития.
- Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.
- Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
- Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)
Слабоуспевающие и неуспевающие ученики – одна из главных проблем любого учебного заведения, можно сказать, вечная головная боль педагогов. Как же быть с ними? Я считаю, что залогом успеха в попытке помочь неудачливому школьнику может быть лишь индивидуальный подход, основанный на грамотном анализе причин его неуспешности.
«Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».
Бенджамин Спок
Использованная литература:
1.Избранные педагогические труды. Обучение и развитие. Л.В.Занков. М. 1984.
2. Концепция учебно – методического комплекса «Перспектива». Л.Г.Петерсон, О.А.Железникова. М., Просвещение, 2011.
3. Планируемые результаты начального общего образования. .С.Ковалёва, О.Б.Логинова. М.Просвещение,2011.
4. Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова. М.1991.
5. Ребёнок и уход за ним. Б.Спок. Архангельск,1990.
6.Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.М.Поташкин. Москва. Центр педагогического образования. 2008.
Раздаточный материал
"Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся"
Думать легко, а превращать мысли
в действие – самая трудная вещь на свете.
И.В.Гете
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке | |
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Советы родителям:
- Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
- Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
- Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
- Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
- Не ругайте, а учите!
Не раздражайтесь, будьте терпимы и настойчивы.
Помните: максимум поощрения, минимум наказания!
Анкетирование по методике А.А.Андреева "Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью"
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.
АНКЕТА № 1
- Интересно ли тебе на уроках?
- Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
- Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
- Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
- Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
- Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
- Сам ли стираешь себе рубашки?
- Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
- Помогаешь ли дома по хозяйству?
- . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
- Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
- Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
- Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
- Куришь ли ты?
- Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2
- Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
- Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
- Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
- Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
- Случалось ли быть участником драки в школе?
- Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
- Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
- Пытался ли избегать общественных поручений?
- Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
- Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
- Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
- Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
- Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
- Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
- Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
АНКЕТА № 3
- С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
- Выполняешь ли ты домашние задания?
- Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
- Вежлив ли со взрослыми вне школы?
- Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
- Считаешься ли с мнением родителей?
- Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
- Выбирали ли тебя в актив класса?
- Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
- Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
- Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
- Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
- Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
- Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
- Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6 > N > 3 | I - начальный уровень трудновоспитуемости | 30 > N > 15 |
3 > N > 0 | II - дезорганизаторы | 15 > N > 0 |
N < 0 | III - особо трудные | N < 0 |
Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
- уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
- уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
- уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Допиши предложения, выбрав подходящее по смыслу слово. Подчеркни парные согласные.
Брат ........................ экзамен. | |
Я .............................старше. | |
СДАЛ СТАЛ |
Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.
Б – П | |
– ры…ка – ли…кий | |
– зу… – ке…кА | |
В – Ф | |
– ло…ко – бро…ь | |
– краси… – морко…ь | |
– клю… – ко…та |
Упражнения на лучшее запоминание словарных слов.
- Работа с алгоритмом запоминания слов:
- значение слова
-орфографическое чтение слова
- одновременная запись и произношение слова
- запись по памяти
- проверка по образцу.
Способы, облегчающие запоминание:
- образное представление ( семантическая карта)
- мнемоническое представление слова ( подобрать слово, которое часто на слуху, легко запоминается, схожее по звучанию со словарным словом) : Костя в костюме , Катя у калитки
- этимология слова:
« Рябина»- соцветия, цветы рябые
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа для работы с одаренными, слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Думать легко, а превращать мыслив действие – самая трудная вещь на свете.И.В.ГетеРаннее выявление креативных способностей детей, не всегда позволяет развиваться ребенку всесторонне, что создает ...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
В данной статье рассматриваются причины школьной неуспеваемости, физиологические и психологические особенности слабоуспевающих учащихся, даются практические советы по организации работы со слабоуспева...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В ре...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке в начальной школе...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...
Анкета для педагогов по теме "Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися"
Данная анкета позволяет собрать информацию о компетенциях педагогов, необходимых для организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися, наметить пути решения проблемы в образовательн...