ПК 4.3 Технологии обучения
презентация к уроку

Системативизация и оценивание педагогического опыты и образовательных технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая технология Марии Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями. 

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить. 
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.



Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                        ФИО учителя:

Школа:                                                                                                       ФИ студента: Шестакова Т., Куплевацкая В., 41гр.        

Класс: 3                                                                                                ФИО методиста: Ульянова Т.А.

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Труд в жизни человека

Цели деятельности учителя: формирование понимания значимости труда и в жизни человека.

Планируемые результаты

Предметные:

- иметь представление о ценности труда в жизни человека;

 знать взаимосвязь всех членов общества;

 иметь навыки трудолюбия

Личностные:

Осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности; проявлять целостный взгляд на мир; понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия страны.

Тип урока:  «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Планета знаний», учебник «Окружающий мир»: 3 класс, 2 часть,  Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Cаплина. , учебная презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод

(беседа)

3 мин

  Притча.
- Я хочу прочитать вам интересную притчу К.Д. Ушинского «Два плуга». Послушайте её очень внимательно.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый,- отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Беседа по содержанию притчи.
- Каким вы увидели плуг, который попал к земледельцу?
- Почему плуг, блестел, как серебро? - Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
- Кого подразумевает К.Д. Ушинский, говоря о плугах?
- Какой вывод можно сделать, прослушав притчу?
- Чему хотел научить вас автор?
- Не зря говорят: «Пока железо в работе, его и ржавчина не берёт».
- Значит, для чего нужно трудиться?

Восприятие информации, анализ притчи

Потому что он трудился, а труд украшает
Потемнел и покрылся ржавчиной.

Труженика и ленивого человека

Нужно трудиться

Чтобы стать краше.

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самоконтроль (Л)

Волевая саморегуляция в ситуации затрудения(Р)

III. Постановка учебной задачи

Словесный (беседа)

2 мин

- Вы уже догадались, о чём сегодня мы с вами будем говорить?

Как вы думаете, какая тема урока у нас будет?

Какую мы поставим цель на урок?

Что мы для начала узнаем, чтобы раскрыть нашу тему?

о труде в жизни человека

Труд в жизни человека

Узнать цену труда в жизни человека

Подведение под понятие (П)

IV. Открытие нового знания

Словесный (рассказ, беседа)

Практический

( работа по парам)

Наглядный (работа по карточкам)

       

6-7 мин

-  У каждого человека врождённая потребность в действии, в активности. И эта активность должна приносить пользу.
- Так значит что такое труд?
- Для чего нужен труд?
- Ребята, я знаю, что ваш основной труд – это учёба.
- А есть ли у вас дома какие – то обязанности?
- Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?
- Ребята, а как трудятся в большой семье?
- Как легче построить дом: одному или сообща?
- В  коллективном  труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.

Работа во благо

все вместе, дружно

Один в поле не воин

Определение основной и второстепенной информации (П)

Структурирование знаний (П)

Аргументация своего мнения и ответа (К)

Учет разных мнений в работе с коллективом (К)

Самооценка (Р)

Физминутка

1 мин

Разминка для глаз

Выполняют физминутку

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический (выполнение упражнений)

Словесный

( рассказ, беседа)

7 мин

Ой, ой ,ой! Дети ,что же случилось у нас ?Что же здесь произошло? Посмотрите, какой беспорядок. Ах, это ветер озорник залетел в открытое окошко.

Давайте вместе наведем   порядок. Я знаю, что вы хорошие помощники, вы помогаете мамам наводить порядок.

1 ученик – разложить фасоль и горох ( перед ребёнком тарелка с горохом и фасолью, две пустые подписанные тарелки – «горох», «фасоль». Задание: рассортировать горох и фасоль. Коррекция мелкой моторики, координации мелких движений, пополнение понятийного аппарата словами «горох», «фасоль»

2 ученик – собрать красные бусы (перед ребёнком предмет красного цвета, разноцветные бусинки и нить для нанизывания, просим назвать цвет и собрать бусы такого же цвета). Коррекция мелкой моторики, развитие навыка сопоставления.

3 ученик - застегнуть пуговицы и молнии (работа с рамками вкладышами). Коррекция мелкой моторики, усовершенствование навыков, необходимых в повседневной жизни.

Дети самостоятельно работают.

-Посмотрите, какой у нас порядок! Что же мы для этого сделали? Дети

Спасибо вам за это. Мы хорошо поработали, можно теперь и поиграть.

Давайте поиграем в игру: « Ветер и снежинки»

Учитель ветер: Ходит с распростертыми руками и дует на снежинки. Снежинки « летают » затем садятся на землю. Ветер уходит, «улетает»

в сторону, снежинки начинают летать.

Выполнение заданий

Подведение итогов по заданию

Установление причинно-следственных связей (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точности (К)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская )

Слайд 2

И. С. Якманская «Лучший подарок для будущего - прошлое .» доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО.

Слайд 3

термины Индивид - человек как представитель рода, обладающий определёнными генотипическими свойствами, биологически обусловленными качествами (биоритмы, строение организма, психофизиологические особенности). Индивидуальность (от лат. "особь") - единичное, неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта собственного развития. Личность - человек как носитель социальных отношений, имеющий устойчивую систему общественно значимых ценностей, определяющих его принадлежность к той или иной социальной группе .

Слайд 4

Цель Создать системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усреднённого" ученика, а с каждым в отдельности, с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Слайд 5

Личностно-ориентированное обучение формирует следующие умения: самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания; принимать самостоятельные и ответственные решения; планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты; принимать ответственность за себя и своё окружение; строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.

Слайд 6

Принципы построения личностно ориентированной системы обучения во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются; во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса : управленцев, учителей, учеников, родителей; в-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса .

Слайд 7

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса: учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения; изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания , но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

Слайд 8

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса: в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний; активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

Слайд 9

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса: учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач; необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

Слайд 10

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса: необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал; образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения , их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе.

Слайд 11

Заключение можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации .



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998).
Проблемное обучение — это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В Оконь, Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990, 383 с).
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В.Т. Кудрявцев, 1991).
Сравнивая определения ученых, например, Г.К. Селевко, В. Оконь, В.Т. Кудрявцева, можно сделать следующий вывод, проблемное обучение включает формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся. А именно к этому и ведут требования ФГОС.
    Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем
самостоятельных открытий и находок.
Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:
   1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
   2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
   3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в образовательном процессе.
Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении, которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:
   1. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении, которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:
        • Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Они должны быть достаточными для понимания условий задания, достигаемой конечной цели и путей его выполнения. Задание должно включать один неизвестный, потребность в котором должна вызываться у учащегося в процессе выполнения задания.
        • Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия.
        • Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
  2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Чем большими интеллектуальными возможностями обладает учащийся, тем большей степени новизны и тем большей степени обобщённости могут быть те подлежащие усвоению знания и способы действия, необходимость в которых возникает при выполнении проблемного задания.
  3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. Однако при отсутствии у учащегося достаточных сведений об изучаемом явлении или некоторых элементарных способов действия первым этапом в обучении будет этап сообщения учащимся таких сведений или обучение их таким действиям, которые необходимы для создания проблемной ситуации.
  4. В качестве проблемных заданий могут служить: учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией. Оно может вызывать у учащихся проблемную ситуацию только при строгом соблюдении определённых условий.
  5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Так, проблемная ситуация может быть вызвана с помощью теоретического проблемного задания, требующего объяснить или предсказать определённые события, процессы или действия.
  6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путём указания ученику на причины невыполнения, им поставленного практического учебного задания или невозможностью объяснить им те или иные продемонстрированные факты. Такое фиксирование проблемной ситуации учителем подчеркивает учебный характер предлагаемого ученику проблемного задания и определяет область поиска требуемого неизвестного. Оно завершает этап создания проблемной ситуации и является необходимым переходным звеном к объяснению учебного материала, требуемого созданной проблемной ситуацией.
Приемы создания проблемных ситуаций:
-  Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;
-  Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-  Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
-  Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
-  Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
-  Определить проблемные теоретические и практические задания
-  Ставить проблемные задачи (например, с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками и др.)
Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям.
Главные цели проблемного обучения:
  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  • усвоени е учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Методы проблемного обучения:
 1) Проблемное изложение.  2) Эвристическая беседа.  3) Исследовательский.
Десять способов создания проблемной ситуации по М.И. Махмутову.
• Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
• Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой.
• Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
• Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
• Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
• Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
• Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
• Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы.
• Организация межпредметных связей.
• Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Методические приемы решения проблемных ситуаций:
-Подведение учащихся к противоречию и способу его разрешения;
-Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
-Знакомство учащихся с неоднозначным способом решения;
-Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;
-Сопоставление фактов;
-Постановка конкретных вопросов;
-Определение и постановка проблемных теоретических и практических заданий.
         К сожалению, в практике еще нередко бывает, что процесс проблемного обучения на уроке идет с существенными «пробелами». Создана проблемная ситуация, поставлена учебная проблема, рассмотрены новые понятия, раскрыт смысл изучаемых явлений. Кажется, все в порядке, однако не всегда организация проблемного обучения приводит к развитию у учащихся составляющих интеллектуальной сферы. В чем причина? Дело в том, что процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам:
 - создание проблемной ситуации;
 - высказывание предположений в ответ на проблемный вопрос;
 - постановка учебной проблемы;
 - выбор способа ее решения;
 - решение проблемы;
 - проверка правильности решения.
Здесь названы основные этапы, они логически связаны между собой, и стоит только опустить какой-либо из этапов, процесс проблемного обучения будет нарушен, окажется неполноценным именно с точки зрения реализации закономерностей развития школьников.
         Вид проблемного изложения нового материала – проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.
         Проблемная ситуация с точки зрения психологической науки – это ситуация, когда человек не может достичь цели с помощью известных ему знаний и способов действий, это вызывает в нем недоумение «Почему не получается?». Не каждый вопрос является проблемным. Если вопрос окажется слишком лёгким для учащихся, то он будет затрагивать зону актуального развития детей, и не будет являться мотивирующим началом для познания, не будет являться проблемой для ребёнка. Если заданный вопрос окажется чрезмерно сложным, то он также не будет мотивировать, так как учащиеся не имеют базы знаний и умений, достаточных для ответа на данный вопрос. При постановке проблемной ситуации необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.
         Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель просит учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Данная технология позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;
- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дата: 20.04.2021

ФИО учителя: Тарабаева Светлана Борисовна

Школа: МОУ «СОШ №13»

ФИО студента:  Шестакова Татьяна Викторовна

Класс: 3 «К»

ФИО методиста: Серебрянникова Светлана Валентиновна

Кабинет: 22

Конспект урока по математике

Тема: Странички для любознательных

Цели деятельности учителя: закрепление  навыков и умений выполнять сложение и вычитание столбиком, используя алгоритм, закрепление знаний о видах треугольников, закрепление знаний о приемах устных вычислений.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать: алгоритмы письменных сложений и вычитаний столбиком;

-знать: приемы устных вычислений;

-знать: виды треугольников;

-уметь: использовать приемы и алгоритмы вычислений на практике.

Личностные:

- осознать личностный смысл учения;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Тип урока: урок рефлексии

Оборудование: презентация, раздаточный материал


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

-Добрый день, ребята! Меня зовут Татьяна Викторовна и сегодня я проведу у вас урок математики.

-Посмотрите на слайд, кто прочитает данное высказывание?

-Как вы понимаете данное высказывание?

-Да, ребята, совершенно верно!

-В течение всего урока мы с вами будем играть в одну игру на внимание. Давайте прямо сейчас ее разучим. Когда я буду говорить 1 – вы должны закрыть глаза ладонями, когда 2 – закрыть уши, 3 – сесть как ученики. Попробуем? 1,2,3. Молодцы!

Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение.

Иоганн Вольфганг Гете

Ответы детей

Р.: самоорганизация;

II.Актуализация знаний и мотивация

2-3 мин

-На экране вы видите ребус, попробуйте угадать, какое слово там зашифровано. C:\Users\User\Downloads\монополия_.png

-Скажите, ребята, кто-то из вас играл когда-нибудь в монополию? А скажите, в чем суть этой игры?

-Верно! А еще в игре можно делать много всего интересного, например, приобретать различные товары и еще что-то там. Так,, что-то я запамятовала, что там нужно делать. Давайте откроем описание игры и точно узнаем. Кто прочитает, что написано на слайде?

-Ребята, а вы знаете, что это значит?

Монополия.

Заработать как можно больше денег, построить различные дома и отели, сделать так, чтобы другие участники разорились.

Чтобы что-то приобретать, нужна математика, чтобы ни в чем не ошибиться.

Предполагают.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи;

К.: построение речевых высказываний;

III.Постановка учебной задачи

2-3 мин

-Вот мы и столкнулись с вами с затруднением. Что же, предлагаю разобраться в этом. Как вы думаете, какая тема у нас сегодня на уроке?

-Какую цель мы поставим на урок?

-Для того, чтобы достичь нашей цели, у нас должен быть план. Посмотрите на слайд, ну вот – план есть, но его скрывает какая-то клякса.

На слайде появляется Дядюшка Толстосум из игры «Монополия» и включается голос на слайде:

-Много вы хотите знать! Да я просто так вам ничего не расскажу. Вот отгадаете мою загадку, тогда и покажу вам план на урок.

-Ребята, это ведь дядюшка Толстосум из игры «Монополия» . Нужно немедленно соглашаться на его условия. Давайте отгадывать загадку.

Три стороны и три угла.

И знает каждый школьник:

Фигура называется,

Конечно,

-Ребята, посмотрите. Дядюшка Толстосум сдержал свое слово и открыл нам наш план на урок. Кто прочитает его?

Странички любознательных.

Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

1)Узнать, правила игры;

2) Повторить полученные знания;

3) Сделать выводы и оценить себя.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

VII.Включение в систему знаний

14-15 мин

30-60

6-7 мин

4-5 мин

1-2 мин

-План на урок мы узнали, но с чего же начать?

Раз уж я здесь, предлагаю Вам сыграть в мою игру. Она похожа на обычную «Монополию», так что вы легко разберетесь в ее правилах.

-Ребята, сыграем?

- Весь ваш класс будет обозначаться одной фигуркой на доске, а Татьяна Викторовна – другой. Все просто, вы бросаете кубик по очереди, передвигаетесь по доске и выполняете задания, которые будут в той клетке, на которую вы попадете. Вы готовы? Тогда начинаем!

-Ребята, вам выпало на кубике 5 очков. Это значит, что вы передвигаетесь на клетку с заданием под номером 5.

Внимание задание: Устный счет

500 + 400 =

90 + 50 =

370 + 40 =

370 + 400 =

730 + 100 =

900 + 60 =

200 + 480 =

550 + 50 =

600 - 400 =

790 - 600 =

140 - 80 =

980 - 90 =

1000 - 350 =

800 - 540 =

930 - 20 =

800 - 450 =

-А теперь, внимание, вопрос: какой прием вы используете для устного счета?

-Ну что, теперь я бросаю кубик. Мне выпадает число 6. Какое же мне выпало задание?

-Татьяне Викторовне нужно провести  игру «Сигнальщики».

Поднимите зеленый карандаш, когда будет называться высказывание правильное, то поднимайте зеленый карандаш, если неправильное - красный карандаш.

Треугольники различаются по длине сторон и по видам углов;

Треугольники, у которых угол больше 90 градусов называются остроугольными;

640 минус 60 равно 560;

500+400 равно 900;

Треугольники, у которых две стороны равны, называются разносторонними;

800 вычесть 240 равно 660;

Треугольник, у которого все стороны равны, называются равносторонним;

Треугольник, у которого угол равен 90 градусам, называется прямоугольным;

640+20 равно 660

Треугольник, у которого угол больше 90 градусов, называется равнобедренным.

Эта игра помогает закрепить знания о видах треугольников и о приеме устного счета.
Ребята, назовите все виды треугольников и на какие два признака они делятся?

-Ребята, а мы продолжаем с вами играть. Кидаем кубик дальше. Вам выпало число 3. Передвигаемся еще на 3

клетки. Задание следующее: Реши примеры, записывая столбиком:

1 вариант:

345+498,  936-629,  298+635,  845-287,  689+288,  996-359

2 вариант:

326+289,  801-526,  425+ 397,  723-284,  981-423,  209+316

-Следующее задание, которое я получила – провести физминутку для вас. Поэтому все встаем со своих мест и повторяем за мной.

900

140

410

770

830

960

680

600

200

60

890

650

260

890

350

При сложении и вычитании чисел, запись которых оканчивается нулями, всегда можно заменить их действиями с сотнями и десятками.

да

нет

нет

да

нет

нет

да

да

да

нет

843; 307; 933; 558; 977; 637

 615;  275; 822; 439; 558; 525

П.: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков

П.: осознанное построение речевого высказывания

П.: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков

ФИЗМИНУТКА

-Кидаем кубик и передвигаемся на 2 клетки вперед. Вам достается волшебная клетка «Секрет». Эта клетка выпадает только самым умным ребятам, которые много стараются и хорошо учатся.

 Задание: соотнести начало и конец пословиц.

-Вы, большие молодцы!

-Пришло время бросать кубик мне, посмотрим, что же нас ждет.

-Ребята, вам нужно решить задачу и проверить друг друга Будьте внимательны!

-Выполним самопроверку. Поднимите руку те, кто решил правильно, кто допустил ошибку?

-Ребята, кидаем кубик дальше.

Кубик говорит вам вдвоем встать на ближайшую клетку  старт/финиш.

-Ребята, вы большие молодцы, прошли всю игру и дошли до финиша! Я вас поздравляю! Спасибо за игру!

-Да, действительно, мы вместе с вами поиграли в замечательную игру и повторили много.

-Скажите, какая цель у нас была на сегодняшний урок?

-А давайте вернемся к нашему плану и проверим, все ли пункты плана мы выполнили?

  • Век живи - век учись.
  • Повторенье – мать ученья.
  • Учение - свет, а неучение - тьма.
  • Тяжело в учении – легко в бою.
  • На ошибках учатся.
  • Учиться никогда не поздно.
  • Хорошая книга – лучший друг.
  • Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • Был бы ум – будет и рубль.
  • Книга - книгой, а своим умом двигай.
  • Одна мудрая голова ста голов стоит.

П.: осознанное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Р: контроль, коррекция, оценка 

К.: построение речевых высказываний;

VIII.Рефлексия деятельности

(по продукту)

1-2мин

-Ну а теперь, самое интересное. Мы дошли до финиша в игре и конечно мы не можем остаться без награды. Прямо сейчас каждый из вас сможет оценить себя и сделает свою собственную медаль.
-У вас на партах уже лежат заготовки для медалей, это круги из бумаги, на которых сверху написано «Лучший игрок», а теперь ваша задача нарисовать лестницу, состоящую из трех ступенек и отметить на ней себя. Если вы считаете, что этот урок был вам полезен и вы узнали много нового – нарисуйте себя на самой высокой ступеньке, если вам встречались трудности на пути,

 были небольшие ошибки – нарисуйте себя на второй

ступеньке, а если вам урок показался совсем неинтересным и непонятным – нарисуйте себя на самой нижней ступеньке.

-Поднимите руку, кто  оказался на 2 ступеньке? Почему?

Кто на 1?

А есть кто поставил себя на 3 ступень? Почему?

-Спасибо за занятие!

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....