Развитие логического мышления обучающихся начальных классов
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Котлярова Марина Михайловна

Развитие логического мышления и творческого потенциала младших кольников на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие логического мышления и творческого потенциала ученика на уроке»

“Если ученик в школе не научился сам

 ничего творить, то и в жизни он всегда

 будет только подражать, копировать,

 так как мало таких, которые бы,

 научившись копировать, умели

 сделать самостоятельное

 приложение этих сведений”

Л.Н.Толстой

Эти слова Л.Н.Толстого будут актуальны столько времени, сколько будет существовать школа.

 Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает.

Исследованиями современных психологов доказано, что главным показателем умственного развития школьника выступает не столько сумма знаний, приобретенных им, сколько совокупность и уровень интеллектуальных умений, мысленный приемов и логических операции. Поэтому одной из важнейших задач школы на современном этапе является развитие интеллектуальных способностей учащихся, умение мыслить самостоятельно, творчески.

Как показывает собственный опыт работы в школе, уровень развитие интеллекта, логического мышления у школьников весьма невысок. Это проявляется в неумении доказательно рассуждать, строить суждения, делать умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)

Следствием этого является проблемы усвоения знаний, формирования умений и навыков, что существенно сказывается на качестве знаний учащихся.

Были определены основные принципы системы развития логического мышления учащихся, так как развитие логического мышления школьников в учебном процессе может быть эффективным только в том случае, если эта работа организована на основе единой, логически цельной и научно обоснованной методической системы. При этом работа, направленная на развитие мышления учащихся, должна охватывать все основные виды учебной деятельности и быть ориентированной на максимальное развитие их интеллектуальных способностей.

Прежде всего, не перегружая детей, необходимо научить их ставить перед собой цель и подчинять свою деятельность её достижению, умению планировать и самоконтролировать свою деятельность, а также находить и решать проблемы, защищать свои убеждения. Все эти качества приобретенные, и не имеют никакого отношения к наследственности.

Проблема эта многоаспектна и не проста. Творческие способности рассматривают как то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использования на практике. Творческий человек не только способен быстро усваивать знания, но и при помощи самостоятельной деятельности создавать новое.

Самообразование является основа развития у личности творческих качеств – это, прежде всего возможность проявить инициативу, выбирать направление которые нравятся, логически мыслить, при этом узнавать много нового и интересного. Такие работы оказывают сильное влияние на эмоциональную сферу школьника, не только стимулируют познавательный процесс, но и закрепляют его.

Для воспитания у школьников умение выбирать творческую цель я применяю на уроках материалы, в которых содержится информация о нерешенных проблемах. Позволяя им самим решать их.

Как я уже сказала, творчество начинается с постановки проблемы.

Например:

-Самостоятельное изготовление наглядных средств;

- составление кроссвордов, ребусов;

- сообщений (Как индивидуально, так и группой)

-выполнение учебно – исследовательских работ, проектов;

-выделение в тексте главного, сравнение, систематизация информации, определение причинно - следственных связей и так же выявление закономерностей.

Проблема развития требует длительной целенаправленной, планомерной работы из урока в урок.

В своей работе я использую методики, применяемые в когнитивной технологии: установление сходства, поиск закономерности, установление аналогии. Обучение учащихся с учётом уровня развития всех структурных компонентов их интеллекта делает этот процесс личностно - ориентированным, а поэтому эффективным. Учащиеся становятся более успешными, толерантными, ответственными, склонными к сотрудничеству и совместной деятельности.

В работе с детьми я руководствуюсь основным принципам: пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.

   Как показывает опыт, в школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.  Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Как никакой другой предмет математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.
«Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

     В принципе в учебниках математики достаточно четко прослеживается линия на развитие познавательных интересов учащихся: в них есть упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, а также задания развивающего характера, задания логического характера, задания, требующие применение знаний в новых условиях. Такие задания должны включаться в занятия в определенной системе через использование метода индуктивного рассуждения, вести учащихся к цели. Необходимо учить детей подмечать закономерности, сходство и различие начиная с простых упражнений, постепенно усложняя их.

Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
          Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известный отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его рассуждений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей книге «Сердце отдаю детям»: В окружающем мире - тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки.

Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, что прежде всего надо научить детей охватывать мыслью ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними ... Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями.

Вот одна из задач, что дети решали в школе Сухомлинского: С одного берега на другой надо перевезти волка, козу и капусту. Одновременно нельзя ни перевозить, ни оставлять вместе на берегу волка и козу, козу и капусту. Можно перевозить только волка с капустой или же каждого пассажира отдельно. Можно делать сколько угодно рейсов. Как перевезти волка, козу и капусту, чтобы все обошлось благополучно?

Интересно, что задача о волке, козе и капусте подробно проанализирована в книге немецкого ученого А. Ноумана «Принять решение - но как?» Где в популярной форме изложены основы теории принятия решений. В книге приведена картинка, на которой изображены волк, коза и капуста на берегу реки, а также графическая схема решения задачи, отражающая состояния пассажиров на обоих берегах, а также переезды через реку туда и обратно. Интересно, что спустя время эту задача приводится в учебнике Математика 3класс Л.Г. Петерсон. Тем самым шуточная задача является первым звеном в построении серьезной математической дисциплины.


В качестве заданий развивающих логическое мышление на уроках математики – это   задания на:

I.Выделение признаков предметов

II. Узнавание предметов по заданным признакам

III.Формирование способности выделять существенные признаки предметов

IV.Сравнение двух или более предметов

V. Классификация предметов и явлений.

VI.Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию

VII.Геометрическое лото.

Здесь продолжается работа с детьми, закрепляются их знания, формы, величины и цвета предметов.

VIII.Развитию логического мышления способствуют задания, которые можно назвать «Ошибки - невидимки».

IX.Логические задачи.          

Большинство элементов развития логического мышления носят игровой смысл, но не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали игр или сказок, так как игра не должна являться самоцелью, а обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке и во внеурочное время.

Большое количество заданий на развитие логического мышления на уроках конструирования- задания с палочками.

На уроках окружающего мира: проекты. Слайд.

На уроках русского языка: 1.схемы к правилам. Слайд

                                                 2. Р/р «Цепочка»Слайд; «Психологическая инерция»(Пи) Оно заставляет искать карманы в новом пальто на том месте, где они были в старом. Называть бабушку мамой в деревне на каникулах. Пример: Может ли мышь быть больше слона? Слон- шахматная фигура, они игрушки, мышь на слоне, она на дереве и т.д. Как глухонемой покажет в магазине, что ему нужен молоток? А как слепой покажет что ему нужны ножницы?

                              3. Кросенсс – словарные слова.

             

Список использованной литературы

Орлова Е.В., Воровщиков Сергей, Каюда Г.П. «Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников». Издательство: 5ЗА ЗНАНИЯ, 2008г.

Инна Светлова «Логика». Издательство: Эксмо, 2004г.

Журналы «Начальная школа».

Издательство «Академия», «И учеба, и игра; математика»

Л.М, Шведова «Открой в себе гения. Развитие логического мышления и интеллекта». Издательство: БАО, 2007г.

Издательство «Академия», «Развитие творческого мышления детей».

Практическое приложение: «Играем в числа»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие логического мышления и творческого потенциала ученика на уроке» Учитель начальных классов МБОУ Нововоронежской СОШ №1 Котлярова М.М.

Слайд 2

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких , которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л.Н. Толстой

Слайд 4

Всякая наука, которая занимается исключительно логическими отношениями между данными предметами по данным правилам, есть математика. А. Эйнштейн

Слайд 5

загадки ; логические задачи; головоломки; задачи-шутки; поиски закономерностей; перебор вариантов решения; взаимное расположение фигур; нестандартные задачи. Виды математических упражнений по развитию логического мышления

Слайд 7

ПРОЕКТЫ

Слайд 8

«Цепочка слов» облако белое вата мягкая трава гладкая бумага лёгкая задача длинная верёвка мокрая

Слайд 9

КРОССЕНС

Слайд 10

УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Развитие логического мышления учащихся начальных классов с помощью системы коррекционно-развивающих заданий.

«Развитие логического мышления учащихся начальных   классов с помощью системы развивающих заданий на уроках математики».Условия возникновения проблемы, становления опыта: отсутствие в ...

Развитие логического мышления обучающихся начальных классов как средство повышения мотивации к учебе

Представлено обобщение опыта учителя начальных классов, в котором раскрываются основные аспекты развития логического мышления младших школьников на уроках и во внеурочное время...

Развитие логического мышления в начальных классах.

Известно, что эффективность усвоения различных дисциплин во многом зависит от уровня развития логического мышления учащихся. С другой стороны, преподавание каждого школьного предмета открывает перед у...

«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»

Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. ...

Развитие логического мышления учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС.

 Основная задача учителя- разбудить мысль каждого ученика. Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных ...

Мастер-класс «Формирование и развитие логического мышления обучающихся с ЗПР в начальной школе"

Мастер-класс«Формирование и развитие логического мышления обучающихся с ЗПР в начальной школе...