Методические рекомендации на тему "Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ"
консультация
Особенности детей с ОВЗ, приёмы работы и применяемые методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_uchitelya_s_detmi_s_ovz.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на школьном методическом совете на тему:
«Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ»
Выполнила: Иванова М.А.
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.
Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Общими правилами коррекционной работы являются:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры ;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.
Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий;
- Последовательное выполнение заданий;
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности:
- Чередование занятий и физминуток;
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
- Оценка переделанных работ;
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности
В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.
Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.
С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.
Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.
Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс.
Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
- индивидуальный подход;
- предотвращение наступления утомляемости;
- активизация познавательной деятельности;
- проведение подготовительных занятий;
- обогащение знаниями об окружающем мире;
- коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
- проявление педагогического такта.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
- выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития ребенка;
- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- расширить рамки общения с социумом;
- создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
- выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
- осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
- ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
- умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...
Методические рекомендации по теме: "Сексуальное насилие над детьми".
Уважаемые коллеги! Решила поделиться с Вами моей разработкой по такой деликатной теме, как сексуальное насилие над детьми, возможно что-то пригодиться и Вам в Вашей работе из данного материала....
Консультация для педагогов: "Методические рекомендации к проведению занятий с неговорящими детьми"
Консультация для педагогов: "Методические рекомендации к проведению занятий с неговорящими детьми"...
«Детский Аутизм глазами учителя-дефектолога» и «Практические рекомендации педагогам в работе с аутичными детьми»
Выступления от 05.02учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Детский Аутизм глазами учителя-дефектолога»и «Практические рекомендации педагогам в работе с аутичными детьми»...
Методические рекомендации по организации работы с детьми по ознакомлению детей с событиями, связанными с Победой ВОВ
Методические рекомендации по организации работы с детьми по ознакомлению детей с событиями, связанными с Победой ВОВ...
Методические рекомендации по организации работы с детьми по ознакомлению с событиями, связанными с Победой в Великой Отечественной войне
Методические рекомендации по организации работы с детьми по ознакомлению с событиями, связанными с Победой в Великой Отечественной войне...
Методические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ
Инклюзивное образование создает условия для включения ребенка с ОВЗ в систему классического образования, воспринимая ребенка таким, какой он есть, изменяет под его потребности образовательную систему,...