Методические рекомендации по теме: "Сексуальное насилие над детьми".
методическая разработка (1 класс) на тему

Уважаемые коллеги! Решила поделиться с Вами моей разработкой по такой деликатной теме, как сексуальное насилие над детьми, возможно что-то пригодиться и Вам в Вашей работе из данного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по теме:

«Сексуальное насилие над детьми».

Разработала соц. педагог

МБОУ СОШ «Гармония» г. Можайска

Баранова Наталья Владимировна

        

        Сексуальное насилие над детьми (сексуальное злоупотребление детьми) — это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

        Под определением сексуальных посягательств, насилия подпадают все виды сексуальных действий: изнасилование, вовлечение детей в сексуальную активность взрослых, разные формы инцестных отношений, развратные действия, вовлечение в занятия проституцией или в создание и/или распространение порнографической продукции.

        Сексуальные злоупотребления по отношению к детям условно подразделяются на три категории:

  • сексуальная эксплуатация детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в  коммерческих целях;
  • подавление детской сексуальности, будь то физическое повреждение половых органов ребенка или очернение и подавление его нормальных сексуальных интересов;
  • эротизация детей, то есть создание среды, которая может искусственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития.

Последствия сексуального насилия:

  • у детей дошкольного возраста: ночные кошмары, страхи; самообвинения; отставание в речевом и интеллектуальном развитии; нарушение привязанности; замкнутость; агрессия; гнев; аутоэротические действия;
  • у детей младшего школьного возраста: страхи; низкая самооценка; школьная неуспеваемость; нарушение базового доверия; открытость границ; поведенческий диапазон от агрессии до псевдовзрослости; сексуализированное поведение.

В обзоре литературы по этой проблеме выделено 7 групп последствий сексуального насилия:

  1. аффективные нарушения — вина, стыд, тревога, страх, подавленность, злоба;
  2. физические нарушения — генитальные повреждения, беременность, ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем), соматические жалобы (например, - головная боль, боли в животе, энурез, ипохондрия), расстройства сна и  аппетита;
  3. когнитивные нарушения — расстройства внимания, нарушения концентрации памяти, внимания, восприятия;
  4. поведенческие симптомы - «выход наружу» (агрессивное и жесткое поведение, воровство, делинквентность), избегание, повторение ситуаций, вызвавших сексуальные посягательства;
  5. самодеструктивное поведение — самокалечение, суицидальные мысли и попытки;
  6. психопатология — неврозы, расстройства характера, множественность личности, психотические черты;
  7. сексуализация поведения — учащение мастурбации, повторение сексуальных действий с другими, нетипичные для данного возраста сексуальные знания.

Для того, чтобы дети могли защитить сами себя от насилия, должны присутствовать 4 элементы:

  • знание и способность определить, что такое сексуальное насилие;
  • умение контролировать собственное тело при обмене физическими знаками привязанности;
  • умение сказать кому-либо, чтобы он или она его (ее) не трогали;
  • уверенность в том, что взрослый, если ему сказать о том, что случилось, поверит им и защитит их.

РЕБЕНКУ НЕОБХОДИМО РАССКАЗАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

  • твое тело принадлежит только тебе. У тебя есть право на то, чтобы ты мог одеваться, мыться и спать один (в одиночестве);
  • люди трогают друг друга по-разному. Большинство прикосновений приятны — это хорошие прикосновения. Некоторые прикосновения, вроде щекотания, могут смутить, потому что вначале они как будто даже и приятны, а потом, если их не прекратят, могут стать очень неприятными или нехорошими. Некоторые прикосновения болезненные и нехорошие. Если ты сомневаешься в каком-нибудь прикосновении, в том, что хорошее оно или плохое, спроси кого-то, кому ты доверяешь;
  • если кто-нибудь потрогает тебя так, что тебе не понравится, или попросит тебя потрогать его «плохим» способом, тебе не надо разговаривать и общаться с этим человеком;
  • мы разрешаем тебе сказать такому человеку: «НЕТ!» или «НЕ ТРОГАЙ МЕНЯ ТАК!». У тебя есть право уйти от этого человека;
  • мы разрешаем тебе сказать о случившимся взрослому, которому ты доверяешь, - (тут назовите нескольких взрослых, которым ваш ребенок может сказать);
  • объясните ребенку слова, которыми в словаре обозначаются интимные части тела, включая гениталии;
  • никакой взрослый человек не должен трогать твои интимные части тела, если только это не доктор, который делает это для твоего здоровья. Если взрослый потрогает тебя и скажет: «ЭТО НАШ С ТОБОЙ СЕКРЕТ!», - мы хотим, чтобы ты все равно об этом рассказал (детям надо внушить, чтобы они никогда ни при каких обстоятельствах не хранили такого рода секреты);
  • никакой взрослый не имеет права просить тебя трогать интимные части его тела;
  • ты не виноват, если взрослый потрогает интимные части твоего тела. Это взрослый должен понимать, что так нельзя  делать. Это вовсе не твоя вина;
  • мы поверим тому, что ты нам скажешь. Мы тебя защитим.

Что еще необходимо сделать, чтобы защитить своего ребенка:

  • всегда знайте, где ваш ребенок и с кем. Проверяйте приходивших нянь, сиделок, которых вы приглашаете, и с осторожностью относитесь к тому, чтобы ребенок ночевал вне дома;
  • пусть дети ходят парами или группами, когда это возможно. Дети должны всегда идти домой одним и тем же путем;
  • познакомьтесь со взрослыми, которые работают с вашим ребенком в школе и в свободное время;
  • не пускайте ребенка одного в общественный туалет;
  • прислушайтесь к вашему ребенку. Простые слова типа: «МНЕ БОЛЬШЕ НЕ НРАВИТСЯ ЭТОТ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ» или «Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ДЕДУШКА ПРИЕЗЖАЛ К НАМ В ГОСТИ», могут нести в себе важное сообщение. Спросите ребенка: «Почему же?»
  • проверьте, понял ли ребенок то, чему вы его научили, играя с ним в игру типа «А ЧТО, ЕСЛИ...?». Обсудите с ребенком специфические ситуации и любую другую информацию по его личной безопасности, например, что он будет делать, если потеряется в магазине, или пропустит автобус и т.п.. Пусть ребенок участвует в выборе правильного решения. Концентрируйте внимание на ситуации, а не на человеке. Начните с «незнакомого человека», потом перейдите к людям, которых «ты вроде знаешь», например, лифтер, сантехник, сосед, приходящая няня, а затем — к тем, кого ребенок любит. Будьте конкретными: «ЧТО БЫ ТЫ СДЕЛАЛ(А), ЕСЛИ БЫ ТАКОЙ-ТО ЧЕЛОВЕК ПРИГЛАСИЛ ТЕБЯ ПОКАТАТЬСЯ И ЗАСУНУЛ РУКУ К ТЕБЕ В ШТАНИШКИ?». Не имеет значение, кто. Реакция ребенка должна быть одинаковой. Если ребенок ответит неправильно, поработайте над этим снова.  Помогите ребенку говорить о том, как он должен поступить. Нельзя быть уверенным, что ребенок все понял как надо, если не говорить с ним о потенциально опасных ситуациях очень конкретно;
  • время от времени говорите о личной безопасности всей семьи. Напоминайте вашим детям, что они всегда должны рассказывать, если с ними что-нибудь случится. Если первый, кому они расскажут, не поверит им, они должны рассказать еще кому-нибудь и еще, и еще — пока кто-нибудь не примет меры;
  • если вы подозреваете, что ваш ребенок или какой-либо другой ребенок стал жертвой насилия, по закону вы должны сразу обратиться и сообщить об этом в полицию или  в службу защиты ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Презентация с методическими рекомендациями при работе с детьми с ОВЗ. С данной презентацией выступала на окружном методическом совете....

Методические рекомендации "Работа с одаренными детьми"

Данный материал может быть использован для повышения уровня компетентности педагога....

Психологическое насилие над детьми

Подборка материала для стенда по теме "Психологическое насилие над детьми".  Содержит информацию: Что такое психологическое  насилие"? Каковы признаки психологического насилия? Последствия п...

Консультация для педагогов: "Методические рекомендации к проведению занятий с неговорящими детьми"

Консультация для педагогов:  "Методические рекомендации к проведению занятий с неговорящими детьми"...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Методические рекомендации первичной беседы с ребенком (от 3 до 16 лет), пострадавшего от жестокого обращения, насилия.

Проблемы насилия и жестокого обращения в нашей стране возникают практически везде: дома, в детском саду, в школе, на улице… Понятно, что где бы ни столкнулся ребенок с подобной ситуацией, она о...

Методическая разработка "Методические рекомендации для педагогов начальной школы, работающих с детьми-инофонами".

         В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой.Рассмотрим неко...