Методическая разработка Как заинтересовать ученика с ограниченными возможностями здоровья учением?
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе. Забыть – потому, что они такие же, как все. Просто дети …
Для детей с ЗПР характерно замедленное формирование различных форм деятельности. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности растягивается во времени. В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zainteresovat_uchenika_s_ovz_ucheniem.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Как заинтересовать ученика с ограниченными возможностями здоровья учением?
Учитель начальных классов МОБУ СОШ №18 г.Сочи им героя Советского Союзе Мачуленко А.С. Е.В.Кормянкова
Обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе. Забыть – потому, что они такие же, как все. Просто дети …
Для детей с ЗПР характерно замедленное формирование различных форм деятельности. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности растягивается во времени. В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков.
Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, учителю же остается только руководить и направлять его деятельность.
Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка ярко выражено
Отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, когда он активно сопротивляется учению.
Практика показывает, что это бывает в трех случаях:
- во-первых, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия»;
- во-вторых, у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»);
- в-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Трудности, возникающие у ребенка в школе, могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника.
У детей со сформированной позицией школьника занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются.
Бывает когда у детей (особенно в первых классах, но нередко и позднее) более сильными остаются игровые мотивы. Это проявляется, в частности, в том, что во время выполнения задании ребенок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре он может быть очень сосредоточенным.
Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа.
1) воспитания положительного отношения к учению
2) формирование учебных интересов
Таким образом, мощным инструментом выработки интереса к учебе у младших школьников является целенаправленная работа учителя по формированию внутренней мотивации ученика на базе атмосферы успеха и высокой самооценки ребенка и создание интересного для него контекста обучения.
Выделяю несколько ключей реализации данной проблемы:
«Ключ согласования» - с помощью его, организовываю процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей.
- Материал урока должен быть интересен детям.
- Согласование расписания с особенностями возраста.
- Согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).
- Согласование моих усилий с усилиями родителей и всем окружением ребенка.
«Ключ разнообразия» - внесение неожиданных элементов в привычные схемы действий, заданий.
- Варьирование несущественных и существенных признаков в заданиях, подача заданий в сказочной, игровой форме.
- Изменение «внешней среды» класса (изменение расстановки парт для разных уроков, обновление наглядных пособий).
- Разнообразие ритма, тона, в котором я могу вести урок.
«Ключ опережения»
- «Перспективная подготовка» - начало попутного прохождения трудной темы.
- Работа с 1 класса с «Толковым словарем» - каждый день они узнают значение нового слова.
- Задания за пределами школьной программы (выпуск тематических газет, участие в конкурсах, олимпиадах).
«Ключ наглядности»
- Достигаю наглядности учебного материала с помощью компьютера, мультимедийного проектора (в т.ч. видео и аудиоматериалов).
- «Предметная наглядность» - использую реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал
- Использую сюжетную наглядность (задача в контексте сюжета)
- «Театрализованная» наглядность (использование элементов кукольного театра в обучении).
«Ключ поэтапности» - материал изучается детьми поэтапно (Технология поэтапного формирования умственных действий Гальперина)
Основные этапы обучения: ознакомление с материалом, проговаривание, внутреннее оперирование знаниями
Шаги подачи материала:
- «Закладываю ресурс» - опережающее обучение
- «Делаю эмоциональную подводку» - излагая материал в яркой, увлекательной форме
- Воспроизведение материала в работе с опорными конспектами, схемами, плакатами
- Воспроизведение детьми изученного материала без опор.
«Ключ самостоятельности»
В ходе урока передаю часть своих функций детям или сказочным героям и через них «провожу» обучение и воспитание.
- Через «сказочных посредников» (Незнайка, инопланетяне и т.п.).
- Через «живых посредников» (одноклассники, а в день самоуправления – ученики старших классов).
«Ключ коллективизма»
«Эффект коллективизма» - правила, принятые коллективом, облегчают организацию работы на уроке (дети, выполнившие задание, поднимают руку с поднятой вверх ручкой)
Работа в парах и командах: дети в классе разделены на 2 команды. Они работают над задачами в ходе учебной и внеучебной деятельности.
В своей работе для повышения мотивации ребёнка к учёбе учитель может использовать следующие приёмы:
Прием: «Успех»
- Аплодисменты всего класса за успешную работу (1-2 раза за урок).
- Найти, за что можно похвалить каждого ребенка ежедневно.
- Показать работы лучших учеников перед классом.
- В начале года дети пишут себе письма, в которых каждый ставит себе задачи на этот учебный год, а в мае – мы вскрываем письма и обсуждаем – что получилось, а над чем еще нужно работать.
Прием: «Личная польза»
- Перед изучением новой темы, я рассказываю детям о возможности применения этих знаний в реальной жизни.
- Я активно поощряю участие детей в олимпиадах и конкурсах (дипломы, грамоты, сладкие призы).
- На уроке я использую игровую форму занятий (телепередача, путешествие, посвящаем урок знаменательному дню и т.д.).
Прием: «Помощь»
- Помощь - важнейший мотив для воспитания человека, лучший способ переработать и запомнить изучаемый материал.
- Помощь сказочному герою («Помоги Незнайке, …»).
- Учитель может попросить помощь себе (совместное исследование).
- Помощь слабым («Помоги Максиму проверить…»).
- Организовать коллективную работу так, чтобы дети помогали членам своей команды.
Прием: «Использование возможностей технических средств обучения»
- Показ презентаций.
- Аудиозаписи.
Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»
Для этого можно использовать «пассивные фиксаторы внимания»
- Смена ритма и форм работы.
- Перемещение по классу помогает избежать монотонности.
- Использование специальных команд, концентрирующих внимание («Внимание», «Давайте подумаем», «докажите»).
- Учить слушать учителя и мнения одноклассников.
«Активные фиксаторы внимания»
- Помогают специальные упражнения на внимание (найди лишнее, кто быстрее...)
- Часто мы работаем «хором» (чтение выражений, повторение правил, коллективные ответы)
Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»
Всегда повышает внимание детей разрядка:
- Часто для этого я использую игры с движением
- Детям также очень нравится музыка и визуализации («Давайте представим себя в лесу…, полетим к звёздочке…»)
- Я даю задание на время (песочные часы)
- Я использую и задание с повышенным темпом, что увеличивает скорость выполнения задания.
Снятие психологических барьеров при ответах:
- Я в ходе урока использую снятие мышечных зажимов с помощью аутотренинга, специальных физминуток.
- Детям легче отвечать по шаблону, хором, по алгоритму решения задач, что снимает с них излишнее напряжение.
Создание нестандартных сюжетов задач:
- Детям нравиться составлять фантастические задачи. Я предлагаю детям задачи из позиции человека престижной профессии («Ты космонавт, директор, банкир, нефтяной магнат, мэр города ...»)
Невысокий уровень познавательной мотивации – не недостаток ученика, а его беда. Наша задача – выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем – через развития учебной мотивации. Думаю, что при благоприятных условиях (здоровье ученика, отношение к нему учителя) результат не заставит себя ждать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентазия "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
В презентации учитель делится своим опытом работы с портфолио учеников. Описывается работа с портфолио по следующим разделам:"Мой мир", "Моё творчество", "Мои достижения"....
Презентация "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию митивации дальнейшего ...
«Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развит...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
В соответствии с учебным планом специальных ( коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...
Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1) по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для ученика 3г класса
Рабочая программа реализуется на основе УМК «Школа России»: Учебник: «Технология 3 класс»: учебник для общеобразовательных организаций Е.А.Лутцевой, Т.П. Зуевой, М.: «Про...