Методическая разработка Как заинтересовать ученика с ограниченными возможностями здоровья учением?
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Вячеславовна Кормянкова

Обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе. Забыть – потому, что они такие же, как все. Просто дети …

  Для детей  с ЗПР характерно замедленное формирование различных форм деятельности. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности растягивается во времени. В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zainteresovat_uchenika_s_ovz_ucheniem.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 Как заинтересовать ученика с ограниченными возможностями здоровья учением?

Учитель начальных классов МОБУ СОШ №18 г.Сочи им героя Советского Союзе Мачуленко А.С. Е.В.Кормянкова

 

Обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе. Забыть – потому, что они такие же, как все. Просто дети …

  Для детей  с ЗПР характерно замедленное формирование различных форм деятельности. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности растягивается во времени. В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков.

Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, учителю же остается только руководить и направлять его деятельность.

Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка ярко выражено

Отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, когда он активно сопротивляется учению.

Практика показывает, что это бывает в трех случаях:

- во-первых, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и   у   него   сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия»;

- во-вторых, у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»);

- в-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Трудности, возникающие у ребенка в школе, могут быть вызваны несформированностью   внутренней позиции школьника.

 У детей со сформированной позицией школьника занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются.

Бывает когда у детей (особенно в первых классах, но нередко и позднее) более сильными остаются игровые мотивы. Это проявляется, в частности, в том, что во время выполнения задании ребенок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре он может быть очень сосредоточенным.

        Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа.

1) воспитания положительного отношения к учению

2) формирование учебных интересов

        

        Таким образом, мощным инструментом выработки интереса к учебе у младших школьников является целенаправленная работа учителя по формированию внутренней мотивации ученика на базе атмосферы успеха и высокой самооценки ребенка и создание интересного для него контекста обучения.

Выделяю несколько ключей реализации данной проблемы:

 «Ключ   согласования» -   с помощью его, организовываю процесс обучения с    учетом    потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей.

  • Материал урока должен быть интересен детям.
  • Согласование расписания с особенностями возраста.
  • Согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).
  • Согласование моих усилий с усилиями родителей и всем окружением ребенка.

 «Ключ    разнообразия» -  внесение неожиданных элементов в привычные схемы действий, заданий.

  • Варьирование несущественных и существенных признаков   в заданиях, подача заданий в сказочной, игровой форме.
  • Изменение «внешней среды» класса (изменение расстановки парт для разных уроков, обновление наглядных пособий).
  • Разнообразие ритма, тона, в котором я могу вести урок.

 «Ключ опережения»

  • «Перспективная подготовка» - начало попутного прохождения трудной темы.
  • Работа с 1 класса с «Толковым словарем» - каждый день они узнают значение нового слова.
  • Задания за пределами школьной программы (выпуск тематических газет, участие в конкурсах, олимпиадах).

«Ключ наглядности»

  • Достигаю наглядности учебного материала с помощью компьютера, мультимедийного проектора (в т.ч. видео и аудиоматериалов).
  • «Предметная   наглядность» -  использую реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал
  • Использую сюжетную наглядность (задача в контексте сюжета)
  • «Театрализованная» наглядность   (использование    элементов кукольного   театра    в обучении).

 «Ключ поэтапности» - материал изучается детьми поэтапно (Технология поэтапного формирования умственных действий Гальперина)

Основные этапы обучения: ознакомление с материалом, проговаривание, внутреннее оперирование знаниями

Шаги подачи материала:

  • «Закладываю ресурс» - опережающее обучение
  • «Делаю эмоциональную    подводку» -    излагая    материал         в    яркой, увлекательной форме
  • Воспроизведение материала в работе с опорными конспектами, схемами, плакатами
  • Воспроизведение детьми изученного материала без опор.

 «Ключ самостоятельности»

В ходе урока передаю часть своих функций   детям или сказочным героям и через них «провожу» обучение и воспитание.

  • Через «сказочных посредников» (Незнайка, инопланетяне и т.п.).
  • Через «живых посредников» (одноклассники, а в день самоуправления – ученики старших классов).

«Ключ коллективизма»

«Эффект   коллективизма» -   правила, принятые     коллективом, облегчают организацию работы на уроке (дети, выполнившие    задание, поднимают руку с поднятой вверх ручкой)

Работа в парах и командах: дети в классе разделены на 2 команды. Они работают над задачами в ходе учебной и внеучебной деятельности.

В своей работе для повышения мотивации ребёнка к учёбе учитель может использовать следующие приёмы:

Прием: «Успех»

  • Аплодисменты всего класса за успешную работу (1-2 раза за урок).
  • Найти, за что можно похвалить каждого ребенка ежедневно.
  • Показать работы лучших учеников перед классом.
  • В начале года дети пишут себе письма, в которых каждый ставит себе задачи на этот учебный год, а в мае – мы вскрываем письма и обсуждаем – что получилось, а над чем еще нужно работать.

Прием: «Личная польза»

  • Перед изучением новой темы, я рассказываю детям о возможности применения этих знаний в реальной жизни.
  • Я активно поощряю участие детей в олимпиадах и конкурсах (дипломы, грамоты, сладкие призы).
  • На уроке я использую игровую форму занятий (телепередача, путешествие, посвящаем урок знаменательному дню и т.д.).

Прием: «Помощь»

  • Помощь - важнейший мотив для воспитания человека, лучший способ переработать и запомнить изучаемый материал.
  • Помощь сказочному герою («Помоги Незнайке, …»).
  • Учитель может попросить помощь себе (совместное исследование).
  • Помощь слабым («Помоги Максиму проверить…»).
  • Организовать коллективную работу так, чтобы дети помогали членам своей команды.

Прием: «Использование возможностей технических средств обучения»

  • Показ презентаций.
  • Аудиозаписи.

Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»

Для этого можно использовать «пассивные фиксаторы внимания»

  • Смена ритма и форм работы.
  • Перемещение по классу помогает избежать монотонности.
  • Использование специальных команд, концентрирующих внимание («Внимание», «Давайте подумаем», «докажите»).
  • Учить слушать учителя   и мнения одноклассников.

 «Активные фиксаторы внимания»

  • Помогают специальные упражнения на внимание (найди лишнее, кто быстрее...)
  • Часто мы работаем «хором» (чтение выражений, повторение правил, коллективные ответы)

Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»

Всегда повышает внимание детей разрядка:

  • Часто для этого я использую игры с движением
  • Детям также очень нравится музыка и визуализации («Давайте представим себя в лесу…, полетим к звёздочке…»)
  • Я даю задание на время (песочные часы)
  • Я использую и задание с повышенным темпом, что увеличивает скорость выполнения задания.

Снятие психологических барьеров при ответах:

  • Я в ходе урока использую снятие мышечных зажимов с помощью аутотренинга, специальных физминуток.
  • Детям легче отвечать по шаблону, хором, по алгоритму решения задач, что снимает с них излишнее напряжение.

Создание нестандартных сюжетов задач:

  • Детям нравиться составлять фантастические задачи. Я предлагаю детям задачи из позиции человека престижной профессии («Ты космонавт, директор, банкир, нефтяной магнат, мэр города  ...»)

Невысокий уровень познавательной мотивации – не недостаток ученика, а его беда. Наша задача – выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем – через развития учебной мотивации. Думаю, что при благоприятных условиях (здоровье ученика, отношение к нему учителя) результат не заставит себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентазия "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В презентации учитель делится своим опытом работы с портфолио учеников. Описывается работа с портфолио по следующим разделам:"Мой мир", "Моё творчество", "Мои достижения"....

Презентация "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию митивации дальнейшего ...

«Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно    способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развит...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

В соответствии с учебным планом специальных (  коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...

Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1) по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для ученика 3г класса

Рабочая программа реализуется на основе УМК «Школа России»: Учебник: «Технология 3 класс»: учебник для общеобразовательных организаций Е.А.Лутцевой, Т.П. Зуевой, М.: «Про...