Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)
статья
Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа в группе | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитская Ольга Валерьевна, учитель
ГБОУ школа №432 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника.
Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. О полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребёнок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого (или сверстника) в сотрудничество.
Поэтому мной востребована технология работы в группах. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
- дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
- дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
- дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;
- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой. И здесь так же существуют свои правила.
Правила работы в группе
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Работай по алгоритму, плану.
- Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
- Если не понял, переспроси.
- Доказывай свои версии.
- В группе ответы даёт каждый.
- При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.
- Умеешь сам – научи другого.
- Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.
Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии сотрудничества у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.
Такую работу чаще организую без перестановки парт в классе, когда дети могут образовать группу из 4-х человек, повернувшись к сидящим сзади.
Однако организация групп часто требует такой перестановки мебели в классе.
Стараюсь создать группы так, чтобы в группе были ученики:
- с разными учебными возможностями;
- мальчики и девочки.
Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить внутренний мир ребенка. Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности.
Для установления благоприятной атмосферы использую различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника игрового познавательного процесса.
Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить. Какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов.
- Внимательно ли ты слушал товарища?
- Смог ли объяснить товарищу свой выбор?
- Верно ли сделал выбор?
- Что получилось, что не получилось? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Особенности групповой работы.
- Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.
- Каждая группа получает своё, определенное задание.
- Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.
- Состав групп меняется
- Процесс групповой работы строго регламентирован во времени.
Главное – это управляемый и направляемый процесс.
В своей работе использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, смотр знаний, провожу нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие и т.д.)
Ценность метода групповой работы на уроке в том, что:
- групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели;
- групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;
- приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
- групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми;
- в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Задача считается выполненной, если каждый в группе может решить, объяснить, как решали ее. О результатах желательно, чтобы докладывал слабый ученик. Затрудняется член команды – группа придет на помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...
Необходимость дополнительного образования и его влияние на повышение качество обучения и воспитания. (Из опыта работы учителя начальных классов Степановой Н.Н. МОБУ СОШ №21 города Якутск)
Основная цель классного руководителя (общая с родителями) - создание условия для свободгого развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастным потребностям, з...
Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы учителя начальных классов)
Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП»( из опыта работы учителя начальных классов)...
Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»
Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...
Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)
Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....
Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются...