Рабочая программа по чтению на родном (русском) языке
рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке(русском)», утвержденной региональным учебно-методическим объединением в системе образования Краснодарского края(заседание №2 от 25 августа 2020г)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_na_rodnom_russkom.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средней общеобразовательной школы № 2 им.А.И.Покрышкина.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературному чтению на родном языке(русском)
Ступень обучения (класс) 1-2 класс
Количество часов14ч (по 7 часов )
Уровень базовый
Рабочая программа разработана на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке(русском)», утвержденной региональным учебно-методическим объединением в системе образования Краснодарского края(заседание №2 от 25 августа 2020г)
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будет сформировано:
- положительное отношение к урокам литературного чтения на родном языке;
- познавательный интерес, любовь, уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре.
Учащиеся приобретают опыт:
- внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;
- внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
У учащихся может быть сформировано:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- находить заглавие текста, называть автора произведения;
- знакомиться с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
- оценивать поступки героя с помощью учителя, с опорой на текст и личный опыт;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация)
- понимать смыслоразличительную роль ударения в словах, соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи, оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Учащиеся получат возможность научиться:
- соблюдать нормы русского родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного материала);
- с помощью учителя задавать вопросы и отвечать на них;
- высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт;
- пересказывать небольшой текст своими словами с опорой на картину;
- выделять рифмы в тексте стихотворения;
- чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
- с помощью учителя объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, с помощью учителя делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- с помощью учителя участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- работать по предложенному учителем плану.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя);
- сравнивать героев разных произведений;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- формулировать собственное мнение и позицию;
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать речь других;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;
- договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения, следовать им;
- учиться работать в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
- знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
- внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
- сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ)»
1 класс (7часов)
Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)
1.1 Особенности оформления книг в Древней Руси. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
1.2 Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
1.3 Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (национальная одежда. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, и т.д.).
1.4Звукопись в стихотворном художественном тексте.Звукопись (прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков) в стихотворном художественном тексте. Поэтические повторы, образующие особое построение текста.
Язык в действии (1 час)
2.1 Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Секреты речи и текста (2 час)
3.1 Учимся разговаривать друг с другом.Диалог как вид речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой формевысказывать свое мнение о прочитанном.
3.2 Учимся разговаривать со взрослыми. Нормы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями этикета на основе прочитанных произведений.
2 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 часа)
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром
(рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Раздел 2. Язык в действии (2 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ)
1 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов в год (час) | Темы | Рекомендуемые произведения |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 4 | Особенности оформления книг в Древней Руси | Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах» |
Дом в старину: что как называлось | Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей» и т.д. | |||
Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) | Л. Сергеева. Сказки о русской народной одежде «Сарафан в гостях у Рубахи» | |||
Звукопись в стихотворном художественном тексте | «Все наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах». Составитель Г. Кружков; «Русская поэзия детям». Составитель Е.О. Путилова; «Поезд стихов. Из зарубежной поэзии для детей» | |||
2. | Язык в действии | 1 | Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). | К. Ушинский: Спор животных, Четыре желания, Солнце и радуга. Л. Толстой. Старик и яблони |
3. | Секреты речи и текста | 2 | Учимся разговаривать друг с другом | Васильева-Гангнус Л.В. «Азбука Вежливости» |
Учимся разговаривать друг со взрослыми | ||||
Итого | 7 |
2 КЛАСС
№ п/п | Раздел | Колво часов | Темы | Рекомендуемые произведения |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 3 | Слова, называющие предметы традиционного русского быта | Сказки К.И. Чуковского «Федорино горе» и др.; русские народные сказки «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и журавль», «Баба-Яга», «Лисичка со скалочкой», «Сивка-бурка», «Никита Кожемяка» и др. |
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта | Л. Корнильева. Старинные сказки на всякую пору; Л.Н. Толстой «Наши пряли, а ваши спали»; В. Суслов «Как работает слово» | |||
Сравнение пословиц, фразеологизмов | ||||
2. | Язык в действии | 2 | Ударение в поэтическом тексте | Четыре времени года. Стихи русских поэтов о природе; русские народные сказки «Березонька», «Морозко»; И.А. Крылов «Слон и Моська» |
Слушаем и учимся читать стихи и сказки | К. Ушинский. Рассказы и сказки; С.А. Есенин «Поет зима – аукает…» | |||
3. | Секреты речи и текста | 2 | Приемы общения. Развернутый ответ | Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»; рассказы В.Голявкина, В. Осеевой, Г. Юдина |
Устойчивые этикетные выражения | А. Усачев «Этикет для детей различных лет»; Л.Пантелеев «Новенькая»; В.Драгунский «Девочка на шаре» | |||
Итого | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса УМК "Школа России"
Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...
Рабочая программа Литературное чтение на родном (русском) языке
Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке" Рассчитана программа на 0,5 часа (17 часов в год)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение на родном (русском) языке»
При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, ...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке, 3 класс
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке предназначена для 3 класса, по программе "Планета знаний". Рабочая программа содержит в себе следующие разде...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном ( русском) языке" 1-3 класс
Рабочая программа " Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-3 класс...
Рабочая программа Литературному чтению на родном (русском) языке 2-4 класс Школа России 2021\2022
РП по УМК "Школа России" 1 час в неделю (34 учебных недели)...
Рабочая программа"Литературное чтение на родном (русском) языке» 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального общего образования подготовлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ ...