Рабочая программа"Литературное чтение на родном (русском) языке» 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального общего образования подготовлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации” на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) и с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lit.chteniyurod_3kl.docx | 74.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
муниципального района Гафурийский район
МОБУ СОШ с.Белое Озеро
РАССМОТРЕНО
методическим объединением учителей
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Карпунина О.В. Кириллова О.В.
Лазарева О.А.
Протокол № от "" г.
Протокол № от "" г.
Приказ № от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1568629)
учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Вязовцева Райля Рахимовна
учитель начальных классов
с.Белое Озеро 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального общего образования подготовлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации” на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) и с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа направлена на оказание методической помощи образовательным организациям и учителю и позволит:
- реализовать в процессе преподавания учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;
- определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО; Примерной основной образовательной программой начального общего образования (в редакции протокола от 8 апреля 2015 г. № 1/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);
- разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-
культурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
- воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
- включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;
- развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно- языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 34 часа в 3 классе. Резерв учебного времени отводится на вариативную часть программы, которая предусматривает изучение произведений, отобранных составителями рабочих программ для реализации регионального компонента содержания литературного образования.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)».
Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную
культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Пишут не пером, а умом
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
И.Краева . «Письмописательное искусство».
В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
Т.В.Толстая «Детство Лермонтова».
Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания.
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания.
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
В.Н.Крупин « Сушеная малина».
Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического.
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
В.П.Крапивин «Что такое стихия»
Г.А.Скребицкий « Чему научила сказка»
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского народа.
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).
Л.М.Демин «Рассказывает бывалый человек»
В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент).
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
М.Н.Ломоносов « Вечернее размышление о Божием величестве»
А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе.
В.А.Никифоров-Волгин « Серебряная метель»
Е. В. Григорьева. «Радость».
А.А.Коринфский«Христославы»
А.Н.Майков «Христос Воскрес!»
А.И.Куприн.«Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
К.М.Фофанов «Под напев молитв пасхальных»
О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Река».
В. П. Астафьев. «Ночь темная -темная»
В.Г.Распутин «Горные речки»
И. П. Токмакова. «Туман».
В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
- сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
- сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
- объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
- находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
- анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
- находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
- осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
- пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА | ||||||||
1.1. | Я и книги | 4 | 0 | 0 | Чтение вслух и про себя отрывков из повестей о первом детском опыте написания дневников, стихотворений, | Устный | http://school- | |
рассказов; | опрос; | collektion.edu/ru | ||||||
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и | ||||||||
дополнительные источники информации; | ||||||||
Характеристика текста художественного произведения: ответы на вопросы по содержанию, определение мотивов | ||||||||
поступков героев, объяснение их эмоционального состояния; сопоставление автобиографической повести и повести с | ||||||||
вымышленными героями; | ||||||||
Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте отрывков, соответствующих предложенным | ||||||||
иллюстрациям; | ||||||||
Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту, обсуждение историко-культурной информации, имеющей | ||||||||
отношение к прочитанным произведениям; | ||||||||
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике | ||||||||
и рассказ учителя; | ||||||||
1.2. | Я взрослею | 5 | 0 | 0 | Чтение вслух: выразительное чтение сказки (работа в паре); чтение сказки по ролям (работа в группе); | Устный | http://school- | |
Чтение про себя: чтение и поиск информации в тексте для ответа на вопросы; | опрос; | collektion.edu/ru | ||||||
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и | ||||||||
дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с | ||||||||
синонимичными словами и выражениями; | ||||||||
Характеристика текста художественного произведения: ответы на вопросы по содержанию; оценка поступков героев; | ||||||||
определение ключевых идей произведения; | ||||||||
Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту; | ||||||||
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список книг в | ||||||||
учебнике и рассказ учителя; | ||||||||
Чтение про себя: чтение произведений разных жанров; перечитывание текста с целью поиска информации для ответа | ||||||||
на вопросы; | ||||||||
Слушание текста: восприятие на слух фрагментов текста; | ||||||||
Чтение вслух: чтение диалогов по ролям; | ||||||||
Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и | ||||||||
дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с | ||||||||
синонимичными словами и выражениями; | ||||||||
Характеристика текста художественного произведения и характеристика героев произведения: ответы на вопросы по | ||||||||
содержанию; определение мотивов поступков героев, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков | ||||||||
героев; определение ключевых идей произведения,сравнение произведений разных эпох и жанров, поиск общего и | ||||||||
различного; | ||||||||
Объяснение смысла пословиц, соотнесение пословиц и заголовка раздела (работа в паре); | ||||||||
Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту; доказательство собственной точки зрения с опорой на | ||||||||
текст; | ||||||||
Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список книг в | ||||||||
учебнике и рассказ учителя; |
1.3. | Я и моя семья | 3 | 0 | 0 | Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста; Чтение про себя: чтение текстов рассказов, фрагментов автобиографической повести, справочной информации; Чтение вслух: чтение по ролям небольшого рассказа; самостоятельное определение необходимого количества чтецов (работа в группе); Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями; Характеристика произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; определение мотивов поступков героев, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; сравнение автобиографической повести и произведения с вымышленными героями, поиск общего и различно- го, определение отношений между героем и рассказчиком; Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту; доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту; доказательство собственной точки зрения с опорой на текстВнеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ учителя; | Устный опрос; | http://school- collektion.edu/ru | |
1.4. | Я фантазирую и мечтаю | 4 | 0 | 0 | Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста; Чтение про себя: чтение фрагментов повести, автобиографических воспоминаний, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанному произведению; Чтение про себя: чтение фрагментов повести, автобиографических воспоминаний, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанному произведению; Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями; Характеристика текста художественного произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев; определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в тексте доказательства предложенных утверждений (работа в паре); Учебный диалог на основе текста; Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя; | Устный опрос; | http://school- collektion.edu/ru | |
Итого по разделу | 16 | |||||||
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ |
2.1. | Родная страна во все времена сынами сильна | 5 | 0 | 0 | Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста; сопоставление информации из прослушанного текста и содержания историко-культурного комментария; Чтение про себя: чтение фрагментов биографических повестей, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанным произведениям; Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений; Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями; Характеристика текста художественного произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев; определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в тексте доказательства предложенным утверждениям; сопоставление рассказа и стихотворения, объединённых одной темой; Пересказ отрывка из текста от лица одного из персонажей; Учебный диалог на основе текста; Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя; | Устный опрос; | http://school- collektion.edu/ru | |
2.2. | От праздника к празднику | 5 | 0 | 0 | Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к нему, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста; сопоставление информации из прослушанного текста и историко- культурной справки; Чтение про себя: чтение фрагментов рассказов, справочной информации историко-культурного характера, имею- щей отношение к прочитанным произведениям; Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений; Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике; Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; Характеристика текста художественного произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев; определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в тексте доказательства предложенных утверждений; сопоставление рассказа и стихотворения, объединённых одной темой; Пересказ отрывка текста по плану; Учебный диалог на основе текста; Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя; | Устный опрос; | http://school- collektion.edu/ru |
2.3. | О родной природе | 5 | 0 | 0 | Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста; Чтение про себя: чтение фрагментов рассказов, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанным произведениям; Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений; Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике; Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; Характеристика текста художественного произведения и его героев: сопоставление тематически близких произведений фольклора и русской литературы; поиск в тексте олицетворения; поиск синонимичных выражений в информационном и художественном текстах; сравнение стихотворений, написанных на одну тему; Работа в паре: выразительное чтение коротких текстов; Наблюдение: рассматривание репродукций картин, определение, подходит ли предложенная репродукция картины в качестве иллюстрации к стихотворению, обоснование своего мнения; подбор к рисункам (фотографиям) описаний из текста; Учебный диалог на основе текста; Проверочная работа; Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя; | Устный опрос; | http://school- collektion.edu/ru | |
Итого по разделу: | 15 | |||||||
Резервное время | 3 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
2. | И.Краева . «Письмописательное искусство». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
3. | В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
4. | Т.В.Толстая «Детство Лермонтова». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
5. | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
6. | Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
7. | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
8. | Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
9. | В.Н.Крупин « Сушеная малина». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
10. | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
11. | А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
12. | О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
13. | В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
14. | Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
15. | В.П.Крапивин «Что такое стихия» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
16. | Г.А.Скребицкий « Чему научила сказка» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
17. | Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
18. | Л.М.Демин «Рассказывает бывалый человек» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
19. | В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
20. | О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
21. | М.Н.Ломоносов « Вечернее размышление о Божием величестве» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
22. | В.А.Никифоров-Волгин « Серебряная метель» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
23. | Е. В. Григорьева. «Радость». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
24. | А.А.Коринфский«Христославы» А.Н.Майков «Христос Воскрес!» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
25. | А.И.Куприн.«Пасхальные колокола» (фрагмент). С | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
26. | Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). К.М.Фофанов «Под напев молитв пасхальных» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
27. | И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
28. | М. М. Пришвин. «Река». В. П. Астафьев. «Ночь темная -темная» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
29. | В.Г.Распутин «Горные речки» | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
30. | И. П. Токмакова. «Туман». | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
31. | В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
32-34 | Резерв | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение на родном (русском) языке (в 2 частях), 3 класс/ О.М.Александрова,М.И.Кузнецова ,В.Ю.Романова, Москва : Просвещение ,2021г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литературное чтение на родном (русском) языке (в 2 частях), 3 класс/ О.М.Александрова,М.И.Кузнецова ,В.Ю.Романова, Москва : Просвещение ,2021г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collektion.edu/ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Литературное чтение на родном (русском) языке
Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке" Рассчитана программа на 0,5 часа (17 часов в год)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение на родном (русском) языке»
При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, ...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке, 3 класс
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке предназначена для 3 класса, по программе "Планета знаний". Рабочая программа содержит в себе следующие разде...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном ( русском) языке" 1-3 класс
Рабочая программа " Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-3 класс...
Рабочая программа Литературному чтению на родном (русском) языке 2-4 класс Школа России 2021\2022
РП по УМК "Школа России" 1 час в неделю (34 учебных недели)...
Рабочая программа. Литературное чтение на родном (русском языке 1 класс
Литературное чтение на родном (русском языке 1 класс...
Рабочая программа Литературное чтение на родном русском языке Начальная школа 21 века 4 класс
Рабочая программа Литературное чтение на родном русском языке...