Итоги реализации ФГОС НОО
статья
Предварительный просмотр:
ДудниковаТ.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Шугуровская СОШ»
Итоги реализации ФГОС НОО.
(Сл.1)Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается доклад на тему «Итоги реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
(Сл.2)Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. В свою очередь, для реализации нового образовательного стандарта необходима специально организованная деятельность по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.
(Сл.3)Четыре года назад наша Шугуровская средняя общеобразовательная школа активно включилась в реализацию введения ФГОС. Работа была начата с изучения пакета документов (примерных программ, базисного учебного плана, планируемых результатов), а также педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения).
Вопросы введения ФГОС второго поколения на базе нашей школы были рассмотрены на педагогическом совете, заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов. Проведен анализ ресурсов учебно-методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно – деятельного подхода к организации образовательного процесса, в том числе и организации внеурочной деятельности учащихся.
Нами был создан план по внедрению и реализации ФГОС, целью которого было создание условий для внедрения и реализации стандартов второго поколения.
В рамках реализации плана - разработана основная образовательная программа; проведены родительские собрания и консультации с родителями будущих первоклассников по проблемам внедрения ФГОС.
(Сл.4) 1 сентября 2011 года двери нашей школы гостеприимно распахнулись перед семью (7) первоклассниками, которые стали обучаться по новым образовательным стандартам.
Обучение осуществляется по системе УМК «Школа России». Все дети в полном объеме обеспечены учебниками и учебными пособиями, используемыми в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования.
Деятельность педагога, работающего по ФГОС, изменилась.Теперь при подготовке к уроку затрачиваю больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше готовился конспект урока, то теперь нужно написать сценарный план, который предоставляет мне большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная. Результаты обучения не только предметные, но и личностные, метапредметные.
(Сл.5) Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Формирую у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Как способ оценки образовательных достижений ввели в практику работы Портфолио- копилка индивидуальных достижений каждого ученика.
(Сл.6) В начале и в конце каждого года проводилась диагностика универсальных учебных действий (УУД)
Результаты диагностики вы видите на слайде. Как вы видите динамика прослеживается.
Результаты диагностики УУД
1 кл | 2кл | 3кл | 4кл | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий уровень | 14% | 14% | ||||||
Средний уровень | 20% | 28% | 43% | 44% | 58% | |||
Низкий уровень | 80% | 72% | 57% | 42% | 28% |
Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.
(Сл.7) Для эффективной работы использую современные образовательные технологии:
- информационно-коммуникативные технологии, включающие: обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; демонстрационные компьютерные программы; использование интерактивной доски; компьютерные презентации;
- технология проектной деятельности младших школьников как средство реализации компетентностно-ориентированного обучения.
- технология деятельностного метода – построение процесса обучения на основе учебных ситуаций;
- технологию уровневой дифференциации, педагогические технологии по выявлению и поддержки одарённых детей;
(Сл.8) Широко использую в своей педагогической деятельности ИКТ. В частности возможности интерактивной доски СМАРТ, основное преимущество которой наглядность и интерактивность.
Использование интерактивной доски на уроке позволяет одновременно воздействовать на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта при обучении. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащихся. Дети не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость, азарт.
На слайде вы видите фотографии с открытого урока Основы православной культуры в 4 классе «Храм» с использованием СМАРТ технологий (21.11.2014г.), проведенного в рамках семинара учителей по ОПК. Кстати, этот урок посетил епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин. (21.03.2015г.).
На данном уроке интерактивная доска использовалась в качестве наглядно-иллюстративного материала, для организации виртуальной экскурсии, на этапе обобщения и закрепления изученного материала.
Также этот новый интеллектуальный инструментарий для учителя я использую и во внеурочной деятельности.
(Сл.9) Перед вами фотографии с районного семинара «Свал гайгезэ эрзянь келесь» (19.04.2013г.)
В настоящее время школа должна создавать условия для продвижения ребенка в образовательном пространстве, для поддержки стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить ученику за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения. С этой целью в школе организована внеурочная образовательная деятельность. Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной. Внеурочная деятельность должна стать продолжением работы ребенка на уроке, где разворачивается исследовательская, проектная деятельность или отрабатываются способы действий, формируемые на уроке.
(Сл.10) В результате предварительной работы внеурочная деятельность в школе организована по направлениям развития личности ребенка. Направления работы вы видите на слайде.
слайд
Направления | Наименование кружка (секции) |
Общекультурное | Кружок «Юный художник» Кружок «Пэчворк» Кружок «Волшебные нитки» |
Духовно-нравственное | Проектная деятельность «Я и мир» |
Социальное | Кружок «Моя родословная» |
Спортивно-оздоровительное | Спортивная секция «Настольный теннис» |
Общеинтеллектуальное | Занятие в школе искусств «Весёлые нотки» |
По каждому направлению внеурочной деятельности создана программа занятий, определены основные виды деятельности, ожидаемые результаты реализации программы.
(Сл.11, 12) Правильно организованная внеурочная и урочная деятельность, приносит свои положительные результаты. Учащиеся активно участвуют в конкурсах разных уровней:
Уровень | 3 класс (2013-14 уч.г.) | 4 класс (2014-15 уч.г.) | ||
Победитель | Призёр | Победитель | Призёр | |
Школьный | 4 1.Арапова Юля «Мой любимый сказочный герой» 2.Арапова Юля «Самое лучшее сочинение» 3.Аношкина Настя викторина по сказкам 4.Николаев Сергей «Новогодний серпантин» | 1 1.Николаев Сергей «Все краски против наркотиков» | 6 1.Николаев Сергей Аппликация «Подарок ветерану» 2.Аношкина Настя Конкур «Моя любимая сказка» 3.Догоров Денис Конкурс «Лучший знаток устного счёта» 4.Догоров Денис Конкурс «Лучшая каллиграфия» 5.Арапова Юля Конкурс «Самый ловкий» 6.Арапова Юля Конкурс «Так таблицу надо знать, чтобы было всё на пять» | 5 1.Аношкина Настя Конкур «Лучший знаток природы» 2..Конкурс «Я здоровье берегу» 3. Конкурс «Сказочный денёк» 4.Арапова Юля Конкурс «Безошибочное письмо» 5.Николаев Сергей Конкурс «Безошибочное письмо» |
Муниципальный |
| 1 1.Аношкина Настя «Все краски против наркотиков» | 3 1.Арапова Юля «Открытка ветерану» 2.Дёмин Андрей «Война глазами детей» рисунок 3.Аношкина Настя «Весёлые нотки» | 1 1.Арапова Елизавета «Война глазами детей» |
Республиканский |
|
|
|
|
Российский | - | - | 1 1.Арапова Юля Международная дистанционная олимпиада по немецкому языку проекта «Инфоурок» |
|
(Сл.13, 14, 15) Также учащиеся принимают активное участие в общешкольных мероприятиях:
- «День знаний»
- «День учителя»
- «Новый год»
- «Женский день 8 Марта»
- «День Победы» и т.д.
Учащиеся с огромным желанием участвуют в различных акциях («Покорми птиц», «Поздравь ветерана», в социально-значимых проектах («Моё имя», «Моя семья»),
Итак, первые проявления результатов введения стандартов нового поколения показали, что
Среди учеников изменился характер деятельности учащихся на исследовательский, творческий, продуктивный;
Среди учителей возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных и материальных вознаграждений;
Среди родителей: повысилась заинтересованность в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям пополнить багаж педагогических знаний.
Таким образом, результаты внедрения ФГОС показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем, в частности недостаточное методическое обеспечение по предметам регионального цикла (эрзянский язык, литературное чтение на эрзянском языке литература).
Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоги третьего года реализации ФГОС
Три года назад наша школа включилась в реализацию ФГОС...
Итоги реализации ФГОС НОО
Выступление на РМО учителей нач. классов по теме "Итоги реализации ФГОС НОО"...
Итоги реализации ФГОС
Работа предназначена для выступления на педсовете....
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ «КИРОВСКАЯ СОШ»
Выступление на форуме педагогов...
Итоги реализации ФГОС НОО, положительный опыт, проблемы и перспективы
Как должны взаимодействовать ученик и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний?...
Итоги реализации ФГОС в начальной школе. Формирование и диагностика личностных УУД
Педсовет, 2015. Личностные УУД...
Приказ № 43 Об итогах проведения семинара-практикума «Новые подходы к работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС»
Приказ № 43 Об итогах проведения семинара-практикума«Новые подходы к работе классного руководителя в условияхреализации ФГОС»...