Мастер-класс "Технология продуктивного чтения"
методическая разработка (1 класс)
Технология продуктивного чтения с помощью конкретных приемов обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем; вызывает интерес к чтению у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 20.7 КБ |
master_klass.pptx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения»
Цель: ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я приглашаю вас на мастер-класс.
Современные дети читают мало, с неохотой.
- Как вы думаете, почему не хотят читать?
Действительно это всё так, есть другие каналы получения информации, которые вытесняют чтение.
Я стала искать пути решения данной проблемы, чтобы заинтересовать детей, вызвать интерес к чтению. И эта проблема была решена. Вот что я предлагаю….
1. Работа с текстом до чтения. Антиципация.
(Звучит сигнал с телефона.)
-Извините, пришло сообщение.
(Звучит сигнал с телефона у участника мастер-класса.)
-Извините, мне тоже пришло сообщение.
(Звучит сигнал с телефона у участника мастер-класса.)
- Извините, и мне пришло странное сообщение.
Я скопировала сообщение. Давайте его прочитаем.
В работе сети Интернет произошёл сбой. Приносим свои извинения за временные неудобства, а ответы на все возникающие вопросы ищите в книгах.
Ну что ж, давайте попробуем.
Сегодня мы познакомимся с очень интересным произведением. Я не буду называть ни автора, ни название. Вы догадаетесь сами….
(Слышится плач, топот, слова: «Не буду, не буду»)
-Что это? Вы слышите? Что случилось?
Чей голос мы слышим?
Предположите причину слёз мальчика.
А если он школьник, учится в первом классе?
Посмотрим на иллюстрацию и выясним, верны ли наши предположения.
Что становится нам понятным?
Почему он плачет?
Предположите, кто будет героем произведения?
Что вы можете сказать о внешнем виде мальчика.
Можем мы предположить возраст ребёнка?
Что ещё мы видим на иллюстрации?
Вы узнали произведение?
Кто автор?
2.Работа с текстом. «Диалог» с автором.
-Перед вами отрывок из произведения.
Работаем с текстом.
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!»
Предположите, кого могут назвать поросёнок – кто это может быть? В самом деле — животных-нерях не бывает, в какой бы грязи они не валялись, инстинкт заставляет их очищаться в меру данных им природой возможностей
-Может это взрослый человек?
-В каких случаях мы можем назвать ребёнка поросёнком?
- С каким чувством автор писал эти строчки?
Мы называем ребёнка поросёнком в исключительных случаях, когда очень сильно рассержены.
«Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя»
-Объясните, кто такой трубочист?
-Ты чернее трубочиста, как вы поняли эту строчку?
-В каких ситуациях мы можем любоваться собою?
-Почему тогда автор так говорит?
«У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса»
-Объясните значение слова вакса?
Что такое клякса?
Что из этих строчек мы можем узнать о герое?
Но что с ним не так?
«У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя»
- Объясните фразу «У тебя такие руки».
Почему автор употребил слово такие?
«Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался»
- Объясните фразу «Ты один не умывался!»
Это единственный ребёнок, который не любит умываться?
Почему автор ставит ему в пример не других, чистоплотных детей, а исключительно зверюшек и насекомых?
Мы уже говорили с вами, животных-нерях не бывает, в какой бы грязи они не валялись, инстинкт заставляет их очищаться в меру данных им природой возможностей.
Автор подчёркивает, что неряшливость может быть свойственна только человеку — как и многие другие пороки.
3. Работа с текстом после чтения. Творческое задание.
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!»
-Давайте закроем глаза и представим этот процесс.
Какие звуки мы можем услышать? (Включаются звуки воды, щетки, медного таза)
Что вы услышали?
-Оживим эту ситуацию. У вас на столах находятся музыкальные инструменты.
Какой музыкальный инструмент подойдёт для передачи плеска воды, треска щёток, звона медного таза, звука расчёски?
(Выбирают инструменты, проверяют звук.)
-Теперь соединим все вместе, чтобы получился оркестр.
Молодцы, а теперь предлагаю послушать, как этот процесс представил композитор Юрий Левитин к сказке-опере «Мойдодыр»
Сегодня мы с вами побыли в роли музыкантов. Какие чувства вы сейчас испытали?
Только в творчестве мы испытываем радость.
Ну что, смогли мы найти ответы на наши вопросы без помощи телефона?
Читать это очень интересное занятие! Каждая книга – как целый мир, и когда читаешь, можно представить себя на месте любого из героев, вообразить, как они выглядят, и что с ними происходит.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Я вам представила мастер- класс «Технология продуктивного чтения».
Данная технология состоит из 3х этапов работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения. Антиципация
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста.
2.Работа с текстом. «Диалог» с автором
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания текста.
3. Работа с текстом после чтения. Творческие задания
Цель – достижение понимания на уровне смысла.
Таким образом, технология продуктивного чтения с помощью конкретных приемов обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем; вызывает интерес к чтению у учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В работе сети интернет произошел сбой. Приносим свои извинения за временные неудобства, а ответы на все возникающие вопросы ищите в книгах
Корней Иванович Чуковский
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя
У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете Умываются мышата, И котята, и утята, И жучки, и паучки. Ты один не умывался И грязнулею остался
Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто!
Технология продуктивного чтения Этапы работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения. Антиципация Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста. 2.Работа с текстом. «Диалог» с автором Цель – достижение понимания текста на уровне содержания текста. 3. Работа с текстом после чтения. Творческие задания Цель – достижение понимания на уровне смысла.
Технология продуктивного чтения Муниципальный конкурс «Учитель года - 2021» Бодрова Наталья Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...
Конспект урока литературного чтения «Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ (из опыта работы с текстом по технологии продуктивного чтения)»
Урок литературного чтения в 4 классе по произведениям Л.Н. Толстого.Технология продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»...
Урок литературного чтения (в технологии продуктивного чтения)
Образовательная система "Школа 2100"...
Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"
1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...