Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя.
статья
Предварительный просмотр:
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом.
Для учителя участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями.
Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт, прежде всего на районном уровне, а впоследствии на городском и других уровнях, таким образом повышая свою квалификацию и совершенствуя мастерство.
Заявление на участие в конкурсе требует от педагога определенной смелости и профессиональных умений. И большое влияние на это оказывает предыдущий накопленный опыт педагога участия в подобных мероприятиях, наличие методической поддержки.
Современному учителю необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Исходя из современных требований, школа определяет основные пути развития профессиональной компетентности:
- Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах.
- Инновационная деятельность педагога.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.
Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.
К положительным сторонам конкурсов можно отнести:
- развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
- развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
- создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
- внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;
- повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.
Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:
- проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;
- стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу
Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности.
Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег. Такой опыт я получаю, участвовав в конкурсах «Я, классный руководитель», «Учитель года», семинаре «Внедрение инновационных технологий», в мастер-классах, конференциях, вебинарах.
Хочу отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволяют мне «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.
Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, - он обязательно будет успешен! Итак, сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основных факторов успешности его работы.
Участие в дистанционных конкурсах даёт мне многое для повышения профессионального уровня. Я учусь грамотно использовать учебные ресурсы Интернет. Осознаю, что сфера моей деятельности – открытое образовательное пространство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах. А это ощущение единства учителей всей страны. Могу использовать опыт других преподавателей. Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: "Я это могу", "Я это сделал". Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир. Дистанционные конкурсы не только полезны, они повышают педагогическую компетентность учителя в глазах самих учащихся. Участие в дистанционных конкурсах, повышение квалификации через дистанционные курсы, привлечение учащихся к дистанционным конкурсам и олимпиадам - всё это повышает статус учителя.
А где педагог может проверить свои силы? Для этого есть профессиональные конкурсы, и они имеют свою почти столетнюю историю.
Сейчас множество конкурсов: от муниципальных до международных. Во многих можно участвовать дистанционно, главное, уметь выбирать конкурсы на образовательных интернет порталах.
Новые сервисы социального обеспечения, такие как блоги, форумы, сетевые конференции и мастер-классы радикально упрощают процесс сетевого творчества.
Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональные конкурсы - это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера, растет уважение среди коллег.
Ну, а главный постулат остается неоспоримым: где успешен Учитель, успешен и Ученик. В добрый путь, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль ШМО в формировании профессиональной компетентности учителя ( из опыта работы)"
Материалы выступления момогут молодому руководителю МО органитзовать методическую работу в школе....
РОЛЬ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ним...
Отчет работы творческой группы «Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми» за 2017-2018 учебный год.
Представленный материал - это отчёт работы творческой группы «Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми» за год. Автор рассказывает о целях и за...
Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС
В статье описывается опыт работы по развитию профессиональных компетентностей учителя....
«Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях модернизации образования»
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развити...
роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога
роль самообразованияв развитии профессиональной компетентности педагога...