Приемы работы с текстом
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Приёмы и упражнения работы с текстом.
ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:
- Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.
- Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.
Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:
- Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.
- Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.
- Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д.
- Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.
Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:
- Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное, … ).
- Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени).
Упражнения на различение грамматических явлений:
- Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.
- Выпишите предложения с данной грамматической формой.
- Объясните употребление данной грамматической формы.
Подстановочные упражнения:
- Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
- Замените выделенную форму по образцу.
Трансформационные упражнения:
- Составьте из двух предложений одно простое.
- Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.
- Выразите ту же мысль другими средствами.
Упражнения для обучения работе со словарной статьёй:
- Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово.
- Определите значение сложного слова по его элементам.
- Трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную.
Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:
- Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте
- Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
Предтекстовая ориентировка читающего:
- Ответьте на предтекстовые вопросы.
- Определите верные и неверные утверждения.
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
На ТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.
Упражнения на свёртывание текста:
- Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.
- Расположите предложения абзаца по степени важности информации.
- Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.
Упражнения на реконструкцию текста:
- Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.
- Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой.
- Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.
Упражнения на перефразирование:
- Замените слово синонимом по образцу.
- Замените слова дефиницией (описанием).
- Преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу.
- Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием.
- Воспроизведите текст по плану
Упражнения на обобщения материала:
- Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста.
Упражнения на выявление темы текста:
- Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте.
- Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.
- Сформулируйте тему самостоятельно.
Упражнения на передачу сюжета:
- Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета.
- Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте.
Упражнения на составление характеристики персонажей:
- Выделите авторские характеристики.
- Ответьте на вопросы к фрагментам текста.
- Поставьте вопросы к фрагментам текста.
- Прокомментируйте авторскую характеристику героев.
- Дайте свою характеристику героям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные приемы работы с текстом как средство развития коммуникативной, информационной компетенций и учебно-познавательного интереса младших школьников
Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие гибкости и к...
Из опыта работы "Приемы работы с текстом"
Из опыта работы "Приемы работы с текстом"...
Презентация "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"
Презентация к мастер-классу "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"...
Приемы работы с текстом
Описание некоторых премов работы с текстом...
Методы и приемы работы с текстом
Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысл...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....