Роль начальной школы в системе подготовки к ГИА.
статья

Горохова Марина Сергеевна

Деятельность учителя начальных классов по подготовке младших школьников к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_nach.shk_._v_sisteme_podgotovki_k_gia.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработчик: Горохова М.С.,

учитель начальных классов.

Роль начальной школы в системе подготовки

к ГИА.

Государственная итоговая аттестация является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения учениками обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования.

Подготовленность к чему-либо понимается   как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность.

Основная подготовка учеников к государственной итоговой аттестации идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи решаются уже с начальных классов. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.

Дети, поступающие к нам в первый класс, уже в детском саду пишут диагностическую работу, которая позволяет определить, на каком уровне развития находится ребёнок. Также в детском саду на каждого ребёнка заводится индивидуальная карта развития, в которой также содержатся данные о воспитаннике.На входе в первый класс ученики выполняют диагностическую работу, позволяющую оценить уровень знаний, с которым ребёнок пришёл в школу. Не всегда уровень, который показывает ребёнок в детском саду, совпадает с тем, который он показывает в первые недели сентября. В конце первого класса ученики выполняют комплексную диагностическую работу, которая позволяет сравнить и оценить результаты ребёнка по итогам одного года.В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте?

Что и как может сделать учитель начальных классов для подготовки к ГИА?

Во  вторых, третьих и четвёртых классах ведётся активная работа по всем предметам с использованием различных техник, методик и т.д.

По математике  это  устные упражнения, математические диктанты, задания по О.В. Узоровой и Е.А.Нефёдовой,  карточки-тренажёры по В.Н. Зайцеву, проверочные работы по С.И. Волковой,  всероссийские проверочные работы (задания разноплановые: например, включенытакие, которые в 9 классе встречаются в разделе «Прикладная математика»).

По русскому языку – это диктанты по И.Т. Федоренко,  карточки - тренажёры по В.Н. Зайцеву, комплексные работы (которые включают в себя задания не только по русскому языку, но также по математике, чтению и окружающему миру), также всероссийские проверочные работы, контрольные работы по О.Н. Крыловой, которые позволяют отслеживать, как дети усвоили каждую тему, орфографические тренажёры, тренажёры словарных слов (определённую группу слов отрабатываем в течение недели дома и в школе, а затем пишем словарный диктант), всевозможные проверочные работы.

По чтению это в первую очередь отработка самой техники (жужжащее чтение в начале урока, чтение одного текста с разной интонацией, разным способом, например, справа налево, только первый слог каждого слова, только окончание каждого слова, с последнего слова и т.д.), тренажёры по В.Н. Зайцеву, упражнения И.Т.Федоренко – И.Г. Пальченко.

Также это работа с самим текстом по О.Н. Крыловой, комплексные работы, ВПР, учебные тексты. Внеклассное чтение в форме соревнования (ведутся читательские дневники, в которых они записывают вопросы по тексту ими составленные, дают ответы на них, одновременно прочитываются главы, еженедельно проверяется понимание содержания и подводятся итоги, по результатам прочтения проводятся литературные игры по прочитанному произведению, или литературные вечера, к примеру, сейчас мы читаем вместе М.Твен «Принц и Нищий», в начале года читали Ю.Олеша «Три толстяка».  Также в начальной школе в рамках внеурочной деятельности проводится курс «Успешное чтение», где также ведётся работа по тексту.

По окружающему миру работаем с дополнительной литературой, энциклопедиями, интернетом. Ребята готовят сообщения,проекты по окружающему миру на темы семьи, досуга, общения и т.д., которые потом некоторые из ребят представляют на апрельских ученических чтениях. По итогам каждой темы и раздела  пишут тест.

Кроме того, у нас проводится мониторинг работ учащихся. Если это касается русского языка и математики, то это детальный анализ контрольных работ.  По чтению ведём две таблицы: общую и более развёрнутую, которые позволяют оценить, на каком уровне находится ребёнок. У нас также есть индивидуальные карты развития детей и таблицы УУД по каждому ученику. Эта работа позволяет проследить, у кого что западает и скорректировать наши дальнейшие действия. Например, индивидуальные занятия с учащимися, карточки дополнительно по темам, родителей консультируем, классные собрания по успеваемости проводим.

Также хочется отметить, что в начальной школе нужно научить ребенка адекватно реагировать на такую форму контроля знаний, как тестирование.

Большинство учителей в начальных классах проводят  проверку успешности освоения программы ребенком не только  с помощью индивидуального опроса или классной контрольной работы, но и используют в своей практике тесты по темам, делая тем самым такую форму контроля знания обыденной для ученика.Таким образом, учитель формирует у  ученика умение запоминать информацию и находить среди вариантов ответов на вопрос правильный. В начальной школе широко используются тестовые работы по окружающему миру, математике, литературному чтению, русскому языку как текущие, так и итоговые.

Важным этапом такой подготовки является работа по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Также немало важным является сама организация урока:  форма проведения, способы и методы подачи материала и опроса по пройденному материалу, формы работы на уроке. Например, на обобщающих уроках проводятся дидактические игры, викторины, экскурсии, литературные праздники, брей-ринги по темам и т.д. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию).

Взаимоотношения, установленные в классе или группе учащихся, также важны, как и содержание занятий. Создание атмосферы доверия, в которой учащиеся чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение, является важным аспектом в организации образовательного процесса.

Проводить тестовые работы в начальной школе необходимо для того, чтобы:

А) исключить провал  между начальными классами и основной школой.

Б) подготовить учащихся к таким ситуациям, в которых нужно быстро суметь сконцентрировать внимание, напрячь волю, проверить свои силы и знания, суметь преодолеть страх и волнение.

В) проанализировав материалы ГИА 9-х и 11-х классов, можно увидеть, что некоторые темы затрагиваются уже на первом уровне обучения, а именно в начальной школе. С этой целью сейчас почти во всех УМК для начальной школы в методических рекомендациях введено тестирование по основным предметам, где проверяются не только практические, но и теоретические знания.

Безотносительно к предметам, изучаемым в начальной школе, главной задачей при подготовке к ГИА являются:

1.Отработка разных видов чтения:

А) ознакомительного (для определения, о чем пойдет речь);

Б) просмотрового (для поиска необходимой информации);

В) изучающего (для понимания деталей).

2. Отработка с обучающимися основных навыков работы с любым текстом:

--определение темы, главной мысли, структуры и содержания текста;

--составление плана;

--ответы на вопросы к тексту;

--составление вопросов к тексту.

3. Отработка навыков работы с таблицами, схемами.

4. Развитие навыков сравнительного анализа, логического мышления, нахождения соответствия, описания.

На выходе из начальной школы ребята пишут региональную диагностическую работу (декабрь месяц) и всероссийскую проверочную работу (апрель месяц). Результаты таких работ мы анализируем, свою работу корректируем с учётом тех тем, которые западают у детей, и также учитываем всё при составлении рабочих программ на год.

Готовность обучающихся к экзамену включает в себя не только умение выполнять предложенные задания, но и:

  • умение выбрать задания, которые ему решить под силу;
  • наличие навыков самоконтроля, умения правильно распорядиться отведенным временем;
  • умение настроить себя психологически: сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями.

И все это важно формировать, начиная с 1 класса.

Результатом работы учителя начальной школы для подготовки обучающегося к итоговой аттестации является сформированность к концу 4 класса следующих составляющих:

-предметные умения;

-метапредметные умения;

-мониторинг;

-коррекционная работа;

-консультирование родителей.

Все это ведет к достижению планируемых результатов, а так же является своевременной подготовкой к ГИА.

Любая начатая работа, требует логического завершения. Если продолжать её в последующих классах, то к концу 11 класса наши дети будут подготовлены психологически к государственной итоговой аттестации, а так же научатся решать практические проблемы самостоятельно  и, скорее всего, успешно.

Литературные источники:

  1. Окружающий мир. 1 класс. Учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А.А. Плешаков.
  2. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей». Методическое пособие, 3 класс. – М., 2011.
  3. Шклярова Т.В. «Устный счёт. 2 класс». Пособие для учителей начальных классов и родителей. М.
  4. Голубь В.Т. «Математические диктанты». 2 класс. Практическое пособие для начальной школы.- Воронеж, 2014.
  5. Канакина В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М., 2014.
  6. Тихомирова Е.М. Проверочные работы по русскому языку. 3 класс. В 2ч.
  7. www.nachalka.com
  8. nsc.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика

Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательсв и аксиом, теорем, правил и определений....

Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика

Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательсв и аксиом, теорем, правил и определений....

Роль начальной школы на этапе реализации национального образовательного проекта «Наша новая школа»

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, инфо...

Система логопедического сопровождения учащихся начальной школы в их подготовке к гимназическому этапу обучения.

Система логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов эффективно осуществляется в гимназии №271 и помогает детям с нарушениями устной и письменной речи успешно осваивать программу 5-11 классов....