Роль начальной школы в системе подготовки к ГИА.
статья

Горохова Марина Сергеевна

Деятельность учителя начальных классов по подготовке младших школьников к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_nach.shk_._v_sisteme_podgotovki_k_gia.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработчик: Горохова М.С.,

учитель начальных классов.

Роль начальной школы в системе подготовки

к ГИА.

Государственная итоговая аттестация является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения учениками обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования.

Подготовленность к чему-либо понимается   как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность.

Основная подготовка учеников к государственной итоговой аттестации идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи решаются уже с начальных классов. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации.

Дети, поступающие к нам в первый класс, уже в детском саду пишут диагностическую работу, которая позволяет определить, на каком уровне развития находится ребёнок. Также в детском саду на каждого ребёнка заводится индивидуальная карта развития, в которой также содержатся данные о воспитаннике.На входе в первый класс ученики выполняют диагностическую работу, позволяющую оценить уровень знаний, с которым ребёнок пришёл в школу. Не всегда уровень, который показывает ребёнок в детском саду, совпадает с тем, который он показывает в первые недели сентября. В конце первого класса ученики выполняют комплексную диагностическую работу, которая позволяет сравнить и оценить результаты ребёнка по итогам одного года.В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте?

Что и как может сделать учитель начальных классов для подготовки к ГИА?

Во  вторых, третьих и четвёртых классах ведётся активная работа по всем предметам с использованием различных техник, методик и т.д.

По математике  это  устные упражнения, математические диктанты, задания по О.В. Узоровой и Е.А.Нефёдовой,  карточки-тренажёры по В.Н. Зайцеву, проверочные работы по С.И. Волковой,  всероссийские проверочные работы (задания разноплановые: например, включенытакие, которые в 9 классе встречаются в разделе «Прикладная математика»).

По русскому языку – это диктанты по И.Т. Федоренко,  карточки - тренажёры по В.Н. Зайцеву, комплексные работы (которые включают в себя задания не только по русскому языку, но также по математике, чтению и окружающему миру), также всероссийские проверочные работы, контрольные работы по О.Н. Крыловой, которые позволяют отслеживать, как дети усвоили каждую тему, орфографические тренажёры, тренажёры словарных слов (определённую группу слов отрабатываем в течение недели дома и в школе, а затем пишем словарный диктант), всевозможные проверочные работы.

По чтению это в первую очередь отработка самой техники (жужжащее чтение в начале урока, чтение одного текста с разной интонацией, разным способом, например, справа налево, только первый слог каждого слова, только окончание каждого слова, с последнего слова и т.д.), тренажёры по В.Н. Зайцеву, упражнения И.Т.Федоренко – И.Г. Пальченко.

Также это работа с самим текстом по О.Н. Крыловой, комплексные работы, ВПР, учебные тексты. Внеклассное чтение в форме соревнования (ведутся читательские дневники, в которых они записывают вопросы по тексту ими составленные, дают ответы на них, одновременно прочитываются главы, еженедельно проверяется понимание содержания и подводятся итоги, по результатам прочтения проводятся литературные игры по прочитанному произведению, или литературные вечера, к примеру, сейчас мы читаем вместе М.Твен «Принц и Нищий», в начале года читали Ю.Олеша «Три толстяка».  Также в начальной школе в рамках внеурочной деятельности проводится курс «Успешное чтение», где также ведётся работа по тексту.

По окружающему миру работаем с дополнительной литературой, энциклопедиями, интернетом. Ребята готовят сообщения,проекты по окружающему миру на темы семьи, досуга, общения и т.д., которые потом некоторые из ребят представляют на апрельских ученических чтениях. По итогам каждой темы и раздела  пишут тест.

Кроме того, у нас проводится мониторинг работ учащихся. Если это касается русского языка и математики, то это детальный анализ контрольных работ.  По чтению ведём две таблицы: общую и более развёрнутую, которые позволяют оценить, на каком уровне находится ребёнок. У нас также есть индивидуальные карты развития детей и таблицы УУД по каждому ученику. Эта работа позволяет проследить, у кого что западает и скорректировать наши дальнейшие действия. Например, индивидуальные занятия с учащимися, карточки дополнительно по темам, родителей консультируем, классные собрания по успеваемости проводим.

Также хочется отметить, что в начальной школе нужно научить ребенка адекватно реагировать на такую форму контроля знаний, как тестирование.

Большинство учителей в начальных классах проводят  проверку успешности освоения программы ребенком не только  с помощью индивидуального опроса или классной контрольной работы, но и используют в своей практике тесты по темам, делая тем самым такую форму контроля знания обыденной для ученика.Таким образом, учитель формирует у  ученика умение запоминать информацию и находить среди вариантов ответов на вопрос правильный. В начальной школе широко используются тестовые работы по окружающему миру, математике, литературному чтению, русскому языку как текущие, так и итоговые.

Важным этапом такой подготовки является работа по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Также немало важным является сама организация урока:  форма проведения, способы и методы подачи материала и опроса по пройденному материалу, формы работы на уроке. Например, на обобщающих уроках проводятся дидактические игры, викторины, экскурсии, литературные праздники, брей-ринги по темам и т.д. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию).

Взаимоотношения, установленные в классе или группе учащихся, также важны, как и содержание занятий. Создание атмосферы доверия, в которой учащиеся чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение, является важным аспектом в организации образовательного процесса.

Проводить тестовые работы в начальной школе необходимо для того, чтобы:

А) исключить провал  между начальными классами и основной школой.

Б) подготовить учащихся к таким ситуациям, в которых нужно быстро суметь сконцентрировать внимание, напрячь волю, проверить свои силы и знания, суметь преодолеть страх и волнение.

В) проанализировав материалы ГИА 9-х и 11-х классов, можно увидеть, что некоторые темы затрагиваются уже на первом уровне обучения, а именно в начальной школе. С этой целью сейчас почти во всех УМК для начальной школы в методических рекомендациях введено тестирование по основным предметам, где проверяются не только практические, но и теоретические знания.

Безотносительно к предметам, изучаемым в начальной школе, главной задачей при подготовке к ГИА являются:

1.Отработка разных видов чтения:

А) ознакомительного (для определения, о чем пойдет речь);

Б) просмотрового (для поиска необходимой информации);

В) изучающего (для понимания деталей).

2. Отработка с обучающимися основных навыков работы с любым текстом:

--определение темы, главной мысли, структуры и содержания текста;

--составление плана;

--ответы на вопросы к тексту;

--составление вопросов к тексту.

3. Отработка навыков работы с таблицами, схемами.

4. Развитие навыков сравнительного анализа, логического мышления, нахождения соответствия, описания.

На выходе из начальной школы ребята пишут региональную диагностическую работу (декабрь месяц) и всероссийскую проверочную работу (апрель месяц). Результаты таких работ мы анализируем, свою работу корректируем с учётом тех тем, которые западают у детей, и также учитываем всё при составлении рабочих программ на год.

Готовность обучающихся к экзамену включает в себя не только умение выполнять предложенные задания, но и:

  • умение выбрать задания, которые ему решить под силу;
  • наличие навыков самоконтроля, умения правильно распорядиться отведенным временем;
  • умение настроить себя психологически: сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями.

И все это важно формировать, начиная с 1 класса.

Результатом работы учителя начальной школы для подготовки обучающегося к итоговой аттестации является сформированность к концу 4 класса следующих составляющих:

-предметные умения;

-метапредметные умения;

-мониторинг;

-коррекционная работа;

-консультирование родителей.

Все это ведет к достижению планируемых результатов, а так же является своевременной подготовкой к ГИА.

Любая начатая работа, требует логического завершения. Если продолжать её в последующих классах, то к концу 11 класса наши дети будут подготовлены психологически к государственной итоговой аттестации, а так же научатся решать практические проблемы самостоятельно  и, скорее всего, успешно.

Литературные источники:

  1. Окружающий мир. 1 класс. Учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А.А. Плешаков.
  2. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей». Методическое пособие, 3 класс. – М., 2011.
  3. Шклярова Т.В. «Устный счёт. 2 класс». Пособие для учителей начальных классов и родителей. М.
  4. Голубь В.Т. «Математические диктанты». 2 класс. Практическое пособие для начальной школы.- Воронеж, 2014.
  5. Канакина В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М., 2014.
  6. Тихомирова Е.М. Проверочные работы по русскому языку. 3 класс. В 2ч.
  7. www.nachalka.com
  8. nsc.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика

Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательсв и аксиом, теорем, правил и определений....

Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика

Начальная школа - это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий, доказательсв и аксиом, теорем, правил и определений....

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно и...

Роль начальной школы на этапе реализации национального образовательного проекта «Наша новая школа»

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, инфо...

Система логопедического сопровождения учащихся начальной школы в их подготовке к гимназическому этапу обучения.

Система логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов эффективно осуществляется в гимназии №271 и помогает детям с нарушениями устной и письменной речи успешно осваивать программу 5-11 классов....