Роль начальной школы на этапе реализации национального образовательного проекта «Наша новая школа»
статья на тему
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_nachalnyh_klassov_na_temu.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Роль начальной школы на этапе реализации национального образовательного проекта
«Наша новая школа»
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
2 слайд
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.).
Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.
У выпускника современной школы должны быть сформированы, готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.
Медведев Д.А.: « Школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны»
3 слайд
Стандарт для взрослой жизни во взрослом обществе
Образовательные стандарты нового поколения
Сегодня российской системе образования необходим стандарт «взрослой жизни во взрослом обществе». Это предопределяет целый ряд требований не только к учащимся, но и к школе, учителям, организаторам образования.
Образовательный стандарт должен стать ответом на вызов современного глобального непрерывно меняющегося мира. Определяемая им система образования должна ориентироваться на воспитание людей, способных нормально адаптироваться и существовать в мультикультурном современном обществе. Подобный подход позволит решить важнейшую стратегическую национальную задачу – превратить образовательный стандарт в инструмент опережающего развития образования, что, несомненно, станет ресурсом общественно-экономического прогресса, обеспечивающего реализацию ценностных идеалов российского общества, а в перспективе – залогом стратегического лидерства России в мире.
Существенные изменения произошли в современном начальном образовании: в содержании, в общем, характере и стиле педагогического процесса. Процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных способностей.
4слайд
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
В нормативных и методических документах по начальному образованию отмечается, что современный учитель начальных классов — это педагог, который осознает смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; имеет собственную образовательную позицию; умеет составить целостную образовательную программу; наделен способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать обучение в соответствии с ними; владеет формами и методами сопровождающего обучения; способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью; умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика; способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности.
Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь здесь начинает формироваться личность, мировоззрение, желание учиться. Сейчас, помимо традиционной системы обучения, существуют альтернативные. Кроме того, активно начинает использоваться различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфолио ученика», проектная деятельность, также появились альтернативные учебно – методические комплекты
Целостные модели начального обучения, обеспеченные комплектами учебников по всем предметам с первого по четвертый класс, позволяют учителю выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответствующую возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного учреждения. Каждый учебно-методический комплект (УМК) имеет концепцию. Содержание обучения учебных дисциплин, методический аппарат, средства ориентировки для учителя и учеников в пособиях выстраиваются в четком соответствии с концептуальными положениями и особенностями УМК.
5слайд
Для учителя современной начальной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:
- Каковы концептуальные положения комплекта?
- В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?
- Каковы особенности методики преподавания русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики?
- Какова роль УМК в формировании у младшего школьника умения учиться?
- Каковы отличительные особенности характеристики выпускника начальной школы?
Ответы на эти вопросы были положены в основу характеристики пяти ведущих учебно-методических комплектов, участвовавших в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания начального общего образования:
6 слайд
Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая
- Традиционными называют программы:
- «Начальная школа 21 века»,
- «Школа 2100»,
- «Школа России»,
- «Гармония»,
- «Перспективная начальная школа»,
- «Классическая начальная школа»,
- «Планета знаний»,
- «Перспектива».
- К развивающим системам относятся программы:
- Л.В. Занкова
- Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
7 слайд
Наша начальная школа работает в рамках традиционной системы обучения по двум учебно-методическим комплектам:
УМК «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова) Ядром учебно-методического комплекта «Школа России» является духовно-нравственное развитие ребенка. Учебники комплекта ориентированы, прежде всего, на развитие у детей доброты, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать друг другу. Обучение строится на основе постоянной поддержки творческого начала ученика, поэтому при организации работы предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу.
Средства обучения для ученика (учебники и тетради) совершенствуются и дополняются, предлагая учителю новые формы, методы и приемы обучения (задания для дифференцированной работы, упражнения логического характера, темы и вопросы для ознакомительного изучения, циклы заданий и упражнений для осуществления оценки и контроля, самооценки и самоконтроля).
УМК «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
В учебно-методическом комплекте реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (познанию, общению, разнообразной продуктивной деятельности). Методика обучения при работе по данному УМК строится на приоритетном использовании наглядно-образного мышления, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
На уроках преобладают задания проблемного характера, имеется система специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу.
В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.
8 слайд
Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике, внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе.
• педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя
9 слайд
Основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:
- психолого-педагогическая направленность современных образовательных технологий, позволяющая учитывать психофизические особенности обучаемых;
- изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося;
- обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностичность полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией;
- возможность применения технологии любым учителем (с сохранением индивидуального педагогического творческого подчерка) и достижение результата, независимо от уровня квалификации педагога.
10слайд
Классификация образовательных технологий: традиционные технологии; информационные технологии.
Соответственно данной технологии учителей начальных классов (да и не только начальных классов) можно разделить на три группы:
11слайд
- учителя, которые используют только традиционные технологии;
- учителя, которые уверенно внедряют информационные технологии;
- учителя, которые пытаются использовать информационные технологии, разрабатывают уроки с использованием компьютерной техники (таких учителей с каждым днём становится всё больше).
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Новое качество образования Требуеся другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые инновационные технологии. Использование в учебном процессе средств компьютерных и информационных технологий объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества.
Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.
Учить ребенка радостно, без принуждения - возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. Принципы информационного взаимодействия позволяют перейти от традиционного планирования урока к его конструированию. Урок становится более результативным.
12слайд формы работы с применением информационных и компьютерных технологий:
∙ Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление – доклад ученика по определенной теме
∙ Подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания – поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер.
∙ Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса.
Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. У школьника эффективнее развиваются исследовательские умения, опыт творческой деятельности, мотивация, самостоятельность, формируется отношение к компьютеру как к средству познания, открытия нового.
Активное использование компьютерных презентаций как инструментов обучения позволяет находиться на уровне современных требований технического оснащения.
13слайд- устный счёт на уроке математике
14 слайд – русский язык: - *Игра: К именам прилагательным подбери подходящие по смыслу существительные
15слайд 16слайд
Ребята с большим удовольствием принимают участие в разработке информационно-творческих проектов по теме «Я и дорога », «Вышивка », «Мир динозавров», «Наши домашние любимцы». Продукты проектной деятельности часто представляются в виде театрализованного представления.
Они развивают и раскрывают творческие способности ребёнка, учат предлагать оригинальные решения; продуктом проектной деятельности были презентации.
В мощном потоке комплексной информатизации образовательного процесса просто преступно забывать об «оазисах здоровья» для школьников виде физических упражнений, физкультминуток
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как одну из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
17слайд
Здоровье необходимо. Это базис счастья …. Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю …. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случаи поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Н.М.Амосов
Основной целью нашего образовательного учреждения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу Не навреди!
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации моего любого урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки и динамические паузы. 18 слайд -физминутка
Провожу анкетирование каждый год. Оно подтверждает, что школьник, не умеющий заботиться о своём здоровье, не понимающий его ценности, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям (родителям, врачам, учителям, государству), не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи
19слайд 20слайд
В результате применения здоровьесберегающей технологии, снизились пропуски уроков по болезни, дети увлеклись спортом.
В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
Школьник - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь».
21слайд
Выпускник начальной школы – какой он? :
- Владеет общеучебными умениями и навыками на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования.
- Владеет простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
- Готов к формам и методам обучения, применяемым в средней школе.
- Ведет здоровый образ жизни
22 слайд
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". На районном семенаре начальных классов....
Проект перспективного развития на основе национальной программы "Наша новая школа"
В проекте развития отражены основные тенденции развития МОУ «Начальная школа – детский сад №5», охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представле...
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».
Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....
Обеспечение здоровья школьников – одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
В материале обобщен опыт по сохранению и укреплению здоровья школьников ...
Выступление "Современный урок в условиях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая Школа"
Презентация...
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"...