Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника
статья
Социальную значимость процесса формирования познавательного интереса повышает введение новых федеральных образовательных стандартов, которые ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._sovet_1aprelya_2019.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный интерес как фактор развития активности и
самостоятельности школьника
Современное общество нуждается в высокообразованных, способных к непрерывному творческому саморазвитию гражданах. В связи с этим возрастает значение фундаментального образования, которое невозможно получить без творческих способностей обучаемых, что в свою очередь невозможно без формирования познавательного интереса. Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения.
Социальную значимость процесса формирования познавательного интереса повышает введение новых федеральных образовательных стандартов, которые ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.
Познавательный интерес самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально формируется и развивается образовательным учреждениям, начиная с начальной школы, так как именно в это период выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности. Сформированность у младшего школьника познавательного интереса ведет к возникновению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для самого ученика.
Познавательный интерес — одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности.
Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой,
связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность - характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания.
Познавательный интерес - характеризуется познавательной активностью,
явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности
школьника, поиском интересующей его информации.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных
теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания.
В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса
представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение
к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.
В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?», «как?», «зачем?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы.
Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Можно выделить следующие задания, способствующие формированию познавательного интереса у младших школьников:
1) задания, связанные с активизацией творческого потенциала школьников (воображения, фантазии);
Цель данных заданий - повышение активности и самостоятельности учащихся, совершенствование полученных знаний и творческого подхода к
решению конкретных вопросов, развитие речи. Главная задача учителя – пробудить, поддержать интерес детей к урокам предлагая ученикам различные задания, связанные с активизацией творческого потенциала школьников.
Примером таких заданий, могут служить следующие задания:
1. «Танграм» часто называют «головоломкой из картона» или «геометрическим конструктором». Это одна из несложных головоломок, которая под силу младшему школьнику.
Составление сюжетных задач. Сам факт создания новой задачи - это, несомненно, акт творчества, который является мощным стимулом развития познавательной активности учащихся.
2. Сочинения. Сочинение развивает самостоятельность мышления школьников и умение кратко изложить текст в письменной форме.
Тематика сочинений разнообразна:
1) История какого-нибудь вопроса («История возникновения долей», «История развития буквенной символики»)
2) Приложение математики в какой-нибудь области знаний («Применение математики в с/х.», «Математика в быту»).
3) Обобщение какого-либо раздела программы, изучаемого в разных классах («Все, что я знаю о треугольнике»)
4) Составление ителлектуальных-карт.
2) задания, включающие в себя новые факты, неизвестные явления, связи и закономерности;
Данными видами заданий являются занимательные упражнения и дидактические и развивающие игры. (Н-р: загадки, кроссворды, ребусы, анаграммы (перестановка в слове букв, образующая другое слово. «ропот» - «топор»), шарады (загадка, в к-рой загаданное слово делится на несколько составных частей).
3) задания, направленные на раскрытие сущности явлений.
Знания тесно связаны между собой: изложение нового материала всегда базируется на ранее изученном. Поэтому большинство затруднений учащихся и отсутствие интереса к уроку вызывается не столько сложностью изучаемого материала, сколько бессистемностью полученных знаний и навыков. Формируя у младших школьников познавательный интерес на уроках, очень важно знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. У младших школьников преобладает конкретное образное мышление, круг их представлений в значительной степени ограничен восприятием новых образов.
Например содержание уроков математики составляют устные и письменные вычисления, решение задач, упражнения в измерении. Одна из главных задач, встающих перед учителем – преодоление сухости и формальности в преподавании математики. Главный путь решения этой задачи – укрепление связи обучения с жизнью. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, направленных на раскрытие сущности явлений, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляет учитель и учащиеся. Через решение задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, находить привлекательные ее стороны.
Формирование у школьников основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы.
Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост.
Свои уроки я стараюсь проводить с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности учащихся. При изучении новых тем создаю и предлагаю решить проблемные вопросы, применяю компьютерные технологии, на уроках использую электронные и другие наглядные пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В материале представлены тезисы выступления по данной теме....
Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников
Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности....
Методическая разработка "Формирование познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения" по воспитательной работе
Методическая разработка...
ИГРА В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
Много лет я работала над проблемой «Игра - одно из средств активизации познавательных интересов детей». Игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ...
Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»
Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...
Активизация познавательных интересов и умений в исследовательской деятельности младших школьников на уроках технологии
Данный пример организации учебного исследования направлен на формирование у младших школьников таких познавательных интересов и умений, как формули...