Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития
статья (2 класс)
Статья " Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_netreba_a.o.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
А.О. Нетреба,
учитель начальных классов,
МОУ «Разуменская СОШ №4 «Вектор Успеха»
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, ребенку должны привить две группы новых умений:
- универсальные учебные действия, составляющих основу умения учиться: навыка решения творческих задач и поиска, анализа информации.
-формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная и исследовательская деятельность. Главная идея данной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально – значимой проблемы.
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно» -говорили древние греки»
- У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.
- Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления о мире.
- «Исследовательское обучение» - подход к обучению, построенный на основе стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
- Проявить дарование поможет умелое руководство взрослого.
Условия современного общества требуют от каждого человека
- умения быть самостоятельным.
- решать различные проблемы, значит:
- уметь ставить цель и добиваться ее,
- правильно планировать и организовывать свою деятельность
Таким образом, важнейшей задачей образования является - подготовка ребенка к исследовательской деятельности – обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
- постановку проблемы,
- изучение теории, посвященной данной проблематике,
- подбор методик исследования и практическое овладение ими,
- сбор собственного материала,
- его анализ и обобщение,
- научный комментарий,
- собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения
Так что же такое проектная деятельность? Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является - наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и этапов проектирования:
1. выработка концепции,
2. определение целей и задач проекта,
3. доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
4. создание плана, программ,
5. организация деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).
Исследовательская деятельность - организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Так в чем же отличие проектной деятельности и исследовательской? Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.
Этапы работы:
Исследование:
- Постановка проблемы
- Изучение теории
- Подбор методик исследования
- Сбор материала, его анализ, обобщение
- Научный комментарий
- Собственные выводы
Проект:
- Постановка проблемы
- Выработка концепции (гипотезы)
- Определение целей и задач проекта
- Создание плана
- Организация деятельности по реализации проекта
Роль родителей в проектно – исследовательской деятельности ребёнка огромна. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом, информацией, организацией работы в оформлении проекта, помощь в индивидуальном планировании, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности. На этапе погружения в проект родители помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей. На этапе подготовки консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. На этапе моделирования или иформационно - поикового – наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве эксперта. Совместная проектно – исследовательская деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни.
В науке главной целью исследовательской деятельности является производство новых знаний. А в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В начальных классах учащиеся только начинают учиться работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
Исследовательская и проектная деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе.
Пусть исследуют!
Пусть открывают!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития"
В презентации обобщён опыт работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития"...
Статья "Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития".
Исследовательская деятельность в начальной школе....
Проектно - исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития
публичный доклад...
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности
Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...
метод -семинар "Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально - творческого развития ».
Обобщение опыта работы по исследовательсой деятельности в начальной школе....
презентация "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство их интеллектуально - творческого развития ».
презентация содержит обобщение опыта по теме "Исследовательская деятельность младших школьников, как средство их интеллектуально -творческого развития"...
Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития.
Исследовательский метод обучения используется в начальной школе довольно редко: учителя думают,что эта деятельность не доступна ребенку. Но практический опыт показывает,что учащиеся начальных классов ...