Задание №2 «Групповая работа как средство формирования УУД»
материал
Выступление для ШМО по теме «Групповая работа как средство формирования УУД».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_2.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Групповая работа как средство формирования УУД»
Цель: выявление важности групповой работы как средство формирования УУД.
Задачи:
1. Дать определение понятия УУД;
2. Раскрыть роль групповой работы в формировании УУД;
3. Выделить минусы и трудности организации групповой работы на уроке;
4. Выделить элементы из которых складывается технологический процесс групповой работы;
План выступления:
1. Актуальность темы
2. Основная цель и задачи групповой работы
3. Применение групповой работы на разных этапах урока
4.Элементы технологического процесса групповой работы
5.Вывод
6.Список использованных источников
Актуальность темы
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и
изменение целей современного образования. С введением ФГОС результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
В Федеральном компоненте государственного стандарта подчркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой.
Основная цель и задачи групповой работы
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща. Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом.
Задачи групповой работы:
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
- Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.
Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Групповое обучение способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.
Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала. Работа в группах наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала. Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира.
Применение групповой работы на разных этапах урока
Актуализация знаний.
«Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное домашнее задание. Изученный ранее материал рассказывают друг другу.
Метод «Четыре шляпы». Можно использовать на уроках литературного чтения.
На уроке учитель делит детей на 3 группы. Они сами по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы.
ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе.
СИНЯЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе.
КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал в рассказе.
Такую работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится.
Изучение нового материала.
«Помощники». При изучении нового материала ученики оформляют ее в такой форме, которая им поможет лучше запомнить и вспомнить на уроке.
«Ловушка». Учитель дает несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала.
Этап формирования и систематизации знаний.
«Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.
«Часики». Ученики по очереди высказывают свое мнение по изученной теме.
Минусы и трудности организации групповой работы на уроке
Часто учащихся объединяют в группы по принципу "сильный - слабый".
При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный.
Поэтому объединение партнров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определнной организации - надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех.
Основная задача учителя– научить учащихся работать в группах: в статической и динамической паре, в группе из 2-3 человек.
При организации занятий в группах по 2-3 человека необходимо четко отрабатывать роль каждого ученика: роль «рассказчика», роль «строителя», роль «прогнозиста», роль «провокатора», роль «игротехника». При такой организации групповой работы у учащихся, начиная с начальной школы, формируется социальный опыт общения друг с другом, умение вести диалог, терпимо относиться к чужому мнению. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.
Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи, рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
5. Анализ результативности.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, вс осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Работа в группе очень эффективная форма обучения.
Вывод:
Таким образом, преимущества групповой работы явны: укрепляется дружба;
улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в классе; учащиеся усваивают больший объем материала; появляется возможность избежать негативных сторон соревнования; между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения; работа в группе помогает ребенку проявить себя. Использование на уроках групповых форм обучения дает возможность ученикам на уроках свободно выражать свое мнение. И ни один ученик не остается на уроке без участия.
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся.
В современном обществе существует проблема толерантности. Люди часто проявляют нетерпимость друг к другу из-за принадлежности к разным слоям общества, из-за расовых и религиозных разногласий, из-за различных взглядов на окружающую действительность и по многим другим причинам. Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества.
Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Список использованных источников:
1. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников. Режим доступа:
[http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251]
2. Групповые формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке. Режим доступа:
[http://psh.tom.ru/index.php/component/]
3. Опыт организации групповой работы на уроках. Режим доступа:[http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm]
4. Организация групповой работы на уроках в начальной школе. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/118806]
5. Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках. Начальная школа. – 2008. - № 1
6. Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников. Начальная школа. – 2007. - № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.
В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного их формирования в парной и групповой работе....
Групповая работа как средство формирования УУД
Конспект урока по математике 4 класс Школа России...
Групповая работа как средство формирования УУД
В этом выступлении я привела несколько форм групповой работы на уроках русского языка....
Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"
Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"...
Групповая работа- эффективное средство формирования универсальных учебных действий
Эффективное использование групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Кроме этого, на сегоднешний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррек...
Групповая работа как средство формирования УУД
Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных...
Задание №3 Презентация к выступлению на ШМО по теме «Групповая работа как средство формирования УУД».
Задание №3 Презентация к выступлению на ШМО по теме «Групповая работа как средство формирования УУД»....