Групповая работа как средство формирования УУД
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Конспект урока по математике 4 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksimova_e.e._masterskaya_matematika.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района
Максимова Елена Евгеньевна
Учитель начальных классов
1 категория
Урок математики
УМК «Школа России»
4 класс
«Групповая работа как средство формирования УУД младших школьников. Мастерская построения знаний»
Санкт-Петербург
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..2
- Технология Мастерская: типы, цели, основные этапы ………..3
- Пример использования технологии на уроке математики в начальной школе ………………………………5
Заключение ……………………………………………………………………11
Список литературы …………………………………………………………12
Приложения……………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Технология “Мастерская” выбрана мной для представления в итоговой работе неслучайно. Она включает в себя 100% участие детей по ходу урока. Дает возможность каждому ученику совершить “открытие” в процессе построения нового знания. Каждый может задать вопрос себе и одноклассникам, выбрав свой путь решения. Работая индивидуально в парах, в малых группах, ученик использует разные формы и виды взаимодействия, задействуются разные каналы ввода информации, используются разные виды предъявления результатов творческой деятельности.
Такая работа включает как чувственно-эмоциональную, так и когнитивную сферу. В Мастерской используются различные виды деятельности во взаимодействии участников, такие как, работа в парах сменного состава, в малых группах, межгрупповая социализация, индивидуальная и фронтальная работа, что обеспечивает возможность решать разные учебные и воспитательные задачи.
Сложный учебный материал “Дроби” на уроках математики в 4 классе учащиеся открывают самостоятельно в сотрудничестве друг с другом. Как показывает практика, усваиваются новые знания быстрее и лучше, так, как “прожиты”, “открыты” самими детьми.
Технология “ Мастерская”: типы, цели и основные этапы
Технология “Педагогическая мастерская” базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности. Благодаря этой технологии реализуется деятельностный подход в обучении, и соблюдаются принципы личностно-ориентированного образования.
Теоретические основы технологии созданы педагогами французской группы “Новое воспитание” (А . Бассис, О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен)
“Петербургское новое образование” выделяет три типа Мастерских:
- Мастерские построения знаний
- Мастерские письма
- Педагогические Мастерские
Педагогические Мастерские являются частным случаем Мастерской построения знаний, связанного с профессией педагога.
Для учащихся проводятся Мастерские построения знаний и Мастерские письма.
Цель таких Мастерских – раскрыть мир человека (ученика), разбудить в нем чувство достоинства, уважения к себе и другим, научить самостоятельно получать знания, развивать способности.
Мастерская может включать в себя работу со схемами, таблицами, моделями, объектами. Через первое задание в Мастерской это помогает осознать суть явления, процесса, понятия. При обсуждении в группах на этапе социализации и рефлексии используется внешнеречевая форма действия.
Качество и прочность усвоения знания и действий на Мастерской не формируются, усваивается только основа действий. Для того, чтобы открытые на Мастерской знания усвоились, стали обобщенными, должна быть проведена дальнейшая работа с ориентировочной системой.
Выделяют несколько этапов построения Мастерской.
1. Мотивационный этап отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной активности школьников. Он заставляет стремиться к цели выполнять ту или иную деятельность. В задачу мастера входит подбор задания, выполняя которое ученики найдут свой мотив последующей познавательной деятельности.
Индуктор – это предмет, побудитель направленной деятельности. Он способствует наведению ребенка на саморазвитие. Индуктор – индивидуальное задание, которое при его выполнении требует от каждого ребенка опоры на себя, принятие самостоятельного решения. При этом ребенок отражает в нем свое понимание, свое видение проблемы, используя собственный опыт.
2. Этап предъявления собственного опыта себе, группе и всем участникам мастерской. На данном этапе каждому ученику предоставлена возможность в определении путей поиска нового знания. Характерные особенности восприятия знаний на Мастерской является то, что сами знания и процесс их рождения воспринимаются как единое целое. При этом каждый ученик выстраивает свой процесс обучения.
3. Этап работы с моделями, схемами, рисунками, текстами позволяет развивать у участников Мастерской фантазию, формирует новый взгляд на привычные объекты.
4. Этап построения нового знания. Этап сложный, направлен к внутренней культуре личности. Он проходит в совместной деятельности детей, в столкновении позиций, понимании друг друга, отстаивании своего мнения. На этом этапе делаются выводы, формируются учебные правила, понятия, законы.
5. За индивидуальной, парной, групповой работой идет этап показа, предъявления классу своих наработок, решений, планов.
Учащиеся задают друг другу вопросы, уточняют, исправляют, оформляют результаты своей работы.
6. Мастерские обычно заканчиваются рефлексией - дети выражают своё отношение к полученным знаниям, о трудностях, с которыми столкнулись в ходе Мастерской.
Пример Мастерская построения знаний
Учебный предмет: математика
УМК: Школа России
Тип урока: открытие нового знания
Форма организации работы на уроке:
-индивидуальная, в парах, малых группах
Оборудование: альбомные листы, фломастеры, циркуль,ножницы,спички.
Тема: Дроби.
Цели:
1.Осмысление учащимися понятий измерения, целое, части (дроби)
2. Формирование знаний, умений, навыков действий с дробями
3.Создание условий для открытия новых знаний
4. Развитие творческих способностей учащихся
Этапы урока:
Этап 1. Мотивационный
1. Мастер показывает целое яблоко, разрезает яблоко пополам
2. Задание ученикам: изобразить предмет, каким он был и каким он стал
- индивидуально выполнить
- обсудить в группах
3. Ученики рисуют, пишут, выбирают в группе наиболее точное изображение и представляют всем, вывесив на доску.
4. Мастер: если целое не яблоко, а, например, пакет молока, килограмм чего-либо, как тогда изобразить? Придумайте в группах универсальный способ изображения части и целого.
5. Ученики работают в группах, результаты вывешивают на доску.
6. Презентация работ, вопросы детей, комментарии.
7. Мастер: сформулируйте тему сегодняшнего занятия
8. Ученики предлагают тему урока (Целое, части, дроби)
9. Мастер: каким образом вы обозначили целое? (1) Как обозначить часть? (0,5 или 1\2)
Этап 2 Предъявление собственного опыта.
1. Мастер: исследуем целое и половину целого - каждому в группе выдана спичка
2. Задание ученикам:
- обозначить целое на листе,
- показать половину целого (сломать спичку),
- сравнить 2 половинки своей спички,
- сравнить половинку своей спички с половинкой спички товарища.
- Обсудить в группах, представить результаты исследований.
- выступление групп
Вывод: Половинки равных целых – равны .
- Мастер: исследуем половинку половины. Учитель предлагает каждому оставить на парте лишь половинку спички.
- Возьмите в руки половинку спички и докажите, что целое (теперь это половина спички) содержит две половинки.
- Дети должны догадаться, что теперь целое - половина спички, и разломить ее пополам.
6.Задание ученикам:
- покажите половину целого (сломать 1\2, получить 1\4)
- сравнить половинки своих половинок с половинками товарищей
- обсудить в группах, сделать вывод
- слушаем группы
7. Задание ученикам:
- выясним, верно, ли равенство 1\2 = 1\2
- сравните половинку целого с половинкой половинки
- слушаем группы, комментируем, задаем вопросы
Вывод: половинки равны, если это две равные части одного целого
Этап 3. Работа с моделями.
1. Мастер: выясните в группах, сколько половинок в трех спичках и запишите свое утверждение равенством
2. Ученики пишут (1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 = 3).Мастер предлагает учащимся встать и посмотреть, какие равенства записаны в других группах.
3. Мастер: в группах выясните, верны ли равенства, если нет, то добавьте, сколько надо, по-вашему, половинок или уберите несколько половинок (в группы выдаются задания на листах)
- 1\2 + 1\2 + 1\2 =2
- 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 = 2
- 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 + 1\2 = 6
- 1\2 + 1\2 + 1\2 = 1 + 1\2
- 3 + 1\2 + 1\2 = 4
- 1 = 1
- 1\2 = 1\2
4. Ученики в группах обсуждают равенства, исправляют.
5. Каждая группа вывешивает своё решение на доску. Всем участникам Мастерской предлагается встать и сравнить работы. Если появились вопросы можно их задать.
Вопросы к 3 заданию:
Как считали? Сколько половин надо прибавить? Группы, допустившие ошибки, исправляли их.
Этап 4. Построение нового знания
1. Мастер: группам предлагается проверить еще несколько равенств
- 1 + 1\2 = 1\2 + 1
- 2 + (3 + 1\2) = (2 +3) + 1\2
- 1\2 + (1\2 + 1 + 2) = (1\2 + 1\2) + 1 + 2
2. Ученики выполняют сложение. Вспоминают свойства сложения.
3.Мастер:поделитесь со всеми ,какими приёмами вы пользовались, при проверки равенств.
4.Учащиеся делают вывод о том, что с дробями можно совершать действия сложения, возможно применение сочетательного и переместительного свойства.
Этап 5. Предъявление своих наработок, навыков.
1. Мастер: выясним, из чего состоит целое
2. Задание ученикам:
- каждому выдан листок
- начертите окружность радиусом 4 см
- вырезать круг
- способом перегибания разделите круг на 4 равные части
- развернуть
- закрасить одну из 4 частей, подписать ее (1\4)
- другим цветом закрасить оставшуюся часть круга, подписать ее (3\4)
- записать, чему равен целый круг
- посовещайтесь в группах, в парах, запишите результаты на доске
3. Ученики пишут на доске:
- 1 гр. 1 = 1\4 + 3\4
- 2гр. 1 = 4\4
- 3 гр. 1= 1\2 + 1\2
- 4 гр. 1 = 1\4 + 1\4 + 1\4 + 1\4
- 5 гр. 1 = 2\2
- 6гр. 1 = 4\4, 1 = 6\6, 1 = 7\7, 1 = 8\8…
Вывод: целое = сумме всех частей. На сколько частей разделили целое, столько и закрасили.
Рефлексия.
Дети говорили, что работать в группе интересно, что они не боялись ошибиться, легче было сделать выводы, в споре выясняли истину. Поняли, что вместе можно решить любую трудную задачу. Учились слушать других и отстаивать свою точку зрения. Чувствовали ответственность за представляемый результат коллективной работы (не хотели подвести свою группу).
Была сегодня мастерская
Мы все про дроби узнавали
Дробь у охотника в кармане
И дробный звук у барабана
Дробь – часть от целого числа
Я в классе – долька 31
Делили целое на части
И из долей сложили пазлы
Мы в классе поняли давно
Работать в мастерской легко.
Коль ты ошибся – не беда
Поправит друг тебя всегда
Мы вывод сделали такой
Как ни дели наш класс на части
Мы вместе – целое одно
Заключение.
Технология мастерской позволяет формировать все виды УУД.
- на первом этапе мастерской использован прием ассоциация, который позволяет учащимся конструировать новые обозначения целого и части. В ходе мастерской ученики овладевают базовыми предметными понятиями, умением работать с информацией в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета (познавательные УУД)
- учащиеся самостоятельно конструировали понятия, обсуждали в малых группах, вступали в диалог, строили логичные рассуждения (коммуникативные УУД)
- учащиеся сравнивают версии, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнера (познавательные и регулятивные УУД)
- ученики формируют вопросы для организации учебной деятельности. Происходит осознанное понимание и сопереживание чувствам других (коммуникативные УУД)
Мастерская – это развитие творческих способностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
Данная мастерская построения знаний является вводом в большую тему и охватывает содержание нескольких уроков, дополняя и расширяя их.
Сам по себе процесс работы в мастерской является результатом.
Знания детей мастером не оцениваются.
Домашнее задание:
урок 21. Выполнить задание по желанию.
На следующий день, проверяя домашнее задание, выяснили, что дети выполнили все задания связанные с новой темой.
Литература.
- Н.Г. Ермолаева. “Современный урок: Анализ. Тенденции. Возможности.”
Издательство КАРО-СПб, 2008 год.
- О.Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О, А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О.Н. Крылова , И.В. Муштавинская. . “Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС.” Издательство КАРО-СПб, 2013 год.
- А.А. Окунев. “Урок? Мастерская? Или…..” СПб, Филиал издательства Просвещение- 2001 год.
- А.А. Окунев. “Как учить неуча.” СПб, Издательство Питер Пресс, 1996 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.
В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного их формирования в парной и групповой работе....
Групповая работа как средство формирования УУД
В этом выступлении я привела несколько форм групповой работы на уроках русского языка....
Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"
Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"...
Групповая работа- эффективное средство формирования универсальных учебных действий
Эффективное использование групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Кроме этого, на сегоднешний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррек...
Групповая работа как средство формирования УУД
Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных...
Презентация "Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий"
Презентация содержит материал, позволяющий эффективно использовать групповую работу на уроках....
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Выступление на городском конкурсе "Учитель года."...