Задание 2
материал

Усатенко Дарья Алексеевна

Материал для выступления на методическом объединении на тему "Использование информационно – коммуникационных технологий в деятельности учителя начальных классов для повышения эффективности урока".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_2.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 2

Выступление на методическом объединении

Тема: «Использование информационно – коммуникационных технологий в деятельности учителя начальных классов для повышения эффективности урока»

Цель: создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности учителей начальных классов

Задачи:

  • Обратить внимание педагогов на эффективность использования информационно-коммуникационных технологий;
  • Осветить вопрос о преимуществах использования данных технологий;
  • Предложить варианты использования информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков разного типа.

План выступления:

1.Актуальность использования ИКТ в деятельности учителя начальных классов.

2.Достоинства использования ИКТ.

3.Факторы, которые необходимо учитывать, применяя ИКТ на уроках.

4.Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

5.Заключение о том, что позволяет обеспечить использование ИКТ на уроках в начальной школе.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.  Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Если мы обратимся к «Словарю методических терминов» (авторы Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин), то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передач, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и комплексных линий связи».

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническая и дидактическая.

1.Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

2. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше, участвовать самому.

Возможности ИКТ безграничны. Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

1)Мультимедийные курсы

2)Логические игры

3)Тесты, тренажёры

4)Ресурсы Интернет

5)Электронные энциклопедии

6)Презентация к уроку (можно использовать на разных этапах урока).

Возможности ИКТ:

  • Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, таблицы и т.д.);
  • Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • Создание текстовых работ;
  • Обобщение методического опыта в электронном виде.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Применяя ИКТ уроках, необходимо учитывать следующие факторы:

  • Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).
  • Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.
  • Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов и т.п.
  • Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.

От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке, таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют интегрировать их в существующие формы обучения, как например:

При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового можно использовать проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы.

На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков можно использовать обучающе-контролирующие программы, моделирующие системы. На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков можно применять программы с тестовыми системами.

Применение компьютера дает возможность дифференцировать задания не только по уровню сложности, но и по цели урока. Главным, по-прежнему, остается вопрос организации урока и дисциплины работы с программой.

Задание учащегося сильной подгруппы строится по схеме:

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа за компьютером - 10-12 минут.

3. Работа с учебником - 10-12 минут.

4. Решение задач - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Задание учащегося средней подгруппы строится по схеме:

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа с учебником - 10-12 минут.

3. Работа с компьютером - 10-12 минут.

4. Решение задач - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Для слабой подгруппы схема задания может выглядеть так:

1. Постановка цели урока - 2 минуты.

2. Работа с учителем - 10-12 минут.

3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут.

4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Такая схема построения урока хорошо оправдывает себя. На таком уроке учитель выступает в качестве помощника и консультанта.

С другой стороны, интересно звучит на уроке использование мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычного урока, использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. С помощью мультимедийного проекта можно демонстрировать слайды, созданные в программе Microsoft PowerPoint.

Итак, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

1)обеспечить положительную мотивацию обучения;

2)проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

3)обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

4)повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

5)усовершенствовать контроль знаний;

6)рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

7)формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Учебное задание.Критерии и виды заданий.

Выступление по теме на педагогическом совете...

Индивидуальные дидактические задания, ролевые задания и игры на материале УМК И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для 3-4 классов

Методическая работа содержит примеры индивидуальных дидактических заданий, ролевых заданий и игр в начальной школе. Материал можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время....

Ситуативные задания. Применение ситуативных заданий

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361484","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 112px; width: 70px;"}}]]Если мы хотим дать подрастающему поколени...

Задания (к каждому заданию подбираются предметные и сюжетные картинки

. Посмотри на картинки. Назови предметы. (Стол, самолет, сыр.) Назови первый звук в этих словах. («С».) 2. Назови птиц, которые на картинке. (Гусь, синица). Какой одинаковый звук есть...

выступление на педагогическом совете - «Домашнее задание в современной школе» на тему: «Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики»

Педагогический совет «Домашнее задание в современной школе»30.12.2019выступление учителя Очеретовой О.А.на тему:«Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики» В...