Использование групповых форм в процессе обучение учащихся в начальных классах.
статья
Использование групповых форм в процессе обучение учащихся в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_gruppovyh_form.docx | 23.78 КБ |
ispolzovanie_gruppovyh_form_raboty_v_protsesse_obucheniya_uchashchihsya.pptx | 83.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование групповых форм работы в процессе обучения учащихся начальных классов. (слайд 1)
Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков. (слайд 2)
Групповые работы делятся на два вида:
- ОДНОРОДНАЯ групповая - работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания.
- ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ- выполнение различных знаний разными группами. (слайд 3)
И на три формы: кооперативная, групповая дискуссия, мозговой штурм. (слайд 4)
Какие роли учащиеся получают в каждой группе:
- чтец – читает вслух;
- секретарь – записывает от лица группы;
- докладчик – рассказывает, что решила группа;
- хронометрист – следит за временем;
- сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении. (слайд 5)
Правила организации групповой работы:
- говори спокойно и ясно;
- говори только по делу;
- говори по очереди;
- реагируй жестами и знаками;
- возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
- убедитесь, что в разговоре участвует каждый;
- обращайся к другу по имени. (слайд 6)
О этих правилах необходимо напоминать часто, пока они не научаться управлять собой во время дискуссий.
Алгоритм работы в группе.
- Повторение задания для осознанного понимания.
- Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
- Выдвижение версий всеми членами группы.
- Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
- Совместное принятие решения.
- Анализ решения.
- Проговаривание в группе выступления.
- Представление решения. (слайд 7)
Данный алгоритм подходит для всех видов и форм групповых работ, чаще он дополняется, чем изменяется.
Оценка личностных результатов
- характеристика достижений и положительных качеств;
- определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем ребёнка. (слайд 8)
Главные условия качественной работы группы
- взаимопонимание между членами группы
- умение разрешать конфликты
- вести грамотный, культурный диалог (слайд 9)
(при повторении правил, так же нужно напоминать, что в групповой работе, от твоего поведения зависит не только собственный результат, но и результат всех участников группы)
Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе
- снижение числа ошибок в период обучения;
- удовольствие партнёров от совместной работы. (слайд 10)
При работе в группах учатся ни только не совершать свои ошибки, но и исправлять чужие. А так же каждый видит свою значимость в коллективе, потому что в групповой работе даже самый слабый ученик делает свой вклад в работу, которая для него одного ранее была не по силам.
(слайд 11) Теперь хотелось бы поделиться своим опытом по использованию групповых форм работы в процессе обучения учащихся.
И так начнем с кооперативной формы:
При изучении любой темы в математике в заданиях на повторение есть пример на вычисление, чаще всего он решается по действиям. Такие примеры я стараюсь всегда давать для групповой работы, т.к. и вычислительные действия повторят, и чужие ошибки поищут, а так же проведут анализ способностей всех сотрудников группы.
Эту форму групповых работ можно использовать и при выполнении домашней работы.
Например, на урока ОСЭ мы изучали тему моя Родина и в изучение этой темы входило понятие Родины как место где ты родился и живешь, так и страна в целом. И одно из заданий учебника было подготовить сообщение о любом городе нашей Родине и его ученики выполняли по группам, при это выступать должен был каждый сотрудник группы. В конце урока они проанализировали задание и распределили его по подтемам, например промышленность, достопримечательности, климат и т.д. В результате ученики при подготовке проводили сборы и во внеурочное время, делили информацией и предлагали другим свою помощь.
Групповую дискуссию мною используется при изучении новой темы и закреплении изученного. Ставится проблема, а ученики при рассуждении приходят к единому мнению и сами формулируют название новой темы и сами ставят цели и задачи урока, что позволяет ученику самому разобраться в ее значимости и «нужность».
Например, при изучение задач на движение ученики определяют сами все виды движения и вводятся такие понятия как скорость сближения и скорость удаления, а так же какими арифметическими действиями их находят.
При закреплении темы можно дать задания с ошибками. Они их совместно исправляют, объясняя свое мнение.
Мозговой штурм. Данную форму групповой работы не однократно применяла при подготовке к контрольной работе, но распределение ролей проводила исключительно сама. В каждой группе должен быть отличник, который получает роль аналитика или консультанта; середничок, который в группе может быть только сотрудником; и конечно слабый ученик, на которого возлагается роль докладчика. В результате отличник проверит свои знания, середничок – применит, а слабый – подтянет.
В 4 классе по математике мы недавно прошли тему «Дроби», часов на неё выделено мало, а видов работ с дробями задействовано много.
Например:
- Нахождение части, которую одно составляет от другого
- Сложение дробей
- Вычитание дробей
- Правильные и неправильные дроби
- Смешанные числа
- Задачи на части и т.д.
А нужно не только изучить новую тему, но и закрепить изученную. Поэтому в конце каждой подтемы на 5-10 минут я проводила групповые работы. Если тема далась более или менее легко, то ученики разделялись на группы по способностям и задания были соответственно дифференцированными. Если тема далась тяжело, то в каждой группе должен быть сильный ученик, который сможет правильно проанализировать задания, распределить роли и привести группу к правильному решению. Ну а если тема усвоена с легкостью, то учащиеся делились на группы самостоятельно и получали одинаковые задания.
Что положительного дает групповая форма работы учащихся?
Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.
Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.
В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.
В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Что нужно помнить когда применяешь на своем уроке групповые работы.
- Не злоупотреблять групповыми работами, иначе ученики разучатся работать индивидуально.
- Стараться не повторять составы групп, так как может атмосфера соревновательности перерасти в раскол коллектива класса и создать конфликтную ситуацию.
- Помнить о том, что нет проигравших, есть только отстающие, которые в следующий раз могут быть впереди, в противном случае если ученик постоянно попадает в группу отстающих, то у него может пропасть интерес проявить себя.
- При распределении на группы учитываете не только способности учеников, но и их психологические особенности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Необходимость к новому подходу к обучению. Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
ОДНОРОДНАЯ групповая - работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ - выполнение различных заданий разными группами.
Формы работы в группе. Кооперативная Групповая дискуссия Мозговой штурм
Роли в группе чтец – читает вслух; секретарь – записывает от лица группы; докладчик – рассказывает, что решила группа; хронометрист – следит за временем; сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении.
Правила организации групповой работы говори спокойно и ясно; говори только по делу; говори по очереди; реагируй жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотри на говорящего; убедитесь, что в разговоре участвует каждый; обращайся к другу по имени.
Алгоритм работы в группе. Повторение задания для осознанного понимания. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи). Выдвижение версий всеми членами группы. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих. Совместное принятие решения. Анализ решения. Проговаривание в группе выступления. Представление решения.
Оценка личностных результатов. характеристика достижений и положительных качеств; определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем ребёнка.
Главные условия качественной работы группы взаимопонимание между членами группы умение разрешать конфликты вести грамотный, культурный диалог
Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе снижение числа ошибок в период обучения; удовольствие партнёров от совместной работы.
Формы работы в группе. Кооперативная Групповая дискуссия Мозговой штурм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных умений и навыков через использование групповой формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Эта статья, с которой я выступала на областной научно-практической конференции "Ресурсы развития современного урока" в г.Кирове Кировской области. Все участники делились материалами из опыта раб...
Использование групповых форм организации урока в начальной школе.
На сегодняшний день в педагогике существуют разные классификации форм организации обучения. Попробовав их классифицировать, можно выделить следующие формы организации обучения:- общие: индивидуальные,...
Статья: "Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе как средство социализации учащихся"
В статье говорится о разнообразных формах групповой работы на уроках в соыременной начальной школе....
Педсовет. 2. 04.2018г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.
Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается. В.А. Сухомлинский...
Использование визуальных стимулов в процессе обучения учащегося с РАС в классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями. Опыт использования и применения.
Использование визуальных стимулов в процессе обучения учащегося с РАС в классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями. Опыт их использования и применения.Учитель нач.классов Степанова Т.С.С...
Использование ИКТ технологий в процессе обучения математике учащихся начальной школы
Использование ИКТ технологий в процессе обучения математике учащихся начальной школы...