Методы,средства,формы организации учебной
статья

Лобыцина Людмила Валерьевна

Методы и формы обучения в школе в последнее время активно развиваются. Стремительно появляются новые, модифицируются старые, уже известные в педагогике, ориентируясь на новые требования ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_formy_i_sredstva.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся,

Методы организаций и осуществления учебно-познавательной  деятельности

а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.

б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной  деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные    дискуссии, создание     эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

Методы контроля  и самоконтроля   за эффективностью  учебно-познавательной  деятельности

а) методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в) методы практического контроля и самоконтроля

Словесные методы:

- объяснение 

- рассказ

- работа с печатным словом (с текстом)

- повествование

-  описание

-  рассуждение

- проблемное изложение;

- беседа

К наглядным методам относятся: демонстрация, показ презентации, визуального материала.

К практическим методам относятся:

  • Объяснительно-иллюстративные .
  • Репродуктивные  

         Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

-  частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

-   исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

кейс-метод. Ученики исследуют  ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.

- метод развития критического мышления через чтение и письмо  — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

1) Фронтальные

2) Групповые

3) Индивидуальные

4) Коллективные

5) Парные

6) Классные и внеклассные

В виде различных работ:

  • игры
  • учебная дискуссия
  • формулирование вопросов для получения информации
  • решение проблемных ситуаций
  • ситуации выбора
  • анализ жизненного опыта
  • рефлексивный анализ
  • обсуждение докладов
  • подготовка презентаций
  • подготовка и представление проектов
  • исследование

Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах и группах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте, также возможна работа в парах сменного состава.

     Для наиболее успешного усвоения материала, я применяю следующие средства обучения:

Простые средства:

• словесные (учебники, рабочие тетради и т.д.);

• визуальные (словари, таблицы, карточки и пр.)

Сложные средства:

• аудиальные средства (аудиофайлы на компьютере);

• аудиовизуальные (звуковой фильм, клип, видеоурок);

• средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютер, проектор, сеть Интернет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса

Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных  дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий в 1 классе и используемые формы и методы организации учебной работы учащихся

Планируемые результаты на конец 1 классаТиповые задачи формирования УДД, методы и формы организации учебной работы учащихся, ситуациями и процедурами взаимодействияЛичностные универсальные учебные дей...

"Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"

Сообщение на тему "Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"...

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...

Методическая рекомендация по организации учебного процесса «Организация и проведение туристских соревнований»

Данная методическая рекомендация адресована педагогам дополнительного образования, педагогам общеобразовательных учебных организаций, не имеющих опыта проведения школьных туристских соревнований по ту...