Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников. Текст к презентации.
материал на тему

Данный материал является сопроводительным текстом к презентации на тему: "Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников". Раскрываются основные цели и задачи метода проектов, рассматриваются виды проектов и их значимость в учебном процессе младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников

                                                                              Олифиренко Елена Александровна,

                                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                                         МБОУ СОШ №  5

                                                                                                          города Армавира

                                                                                                           Краснодарского края

Слайд № 1.

Слайд № 2.

 У Киплинга есть такие замечательные слова:

«Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.

Они по знаку моему являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где»

Ответы на эти шесть вопросов необходимы ребёнку в познании мира.


Слайд № 3.  

Основное направление модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Творческий потенциал ребенка необходимо использовать на каждом уроке и наиболее целесообразной формой использования считаю метод проектов.

Слайд № 4.

Основные цели метода проектов:

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Слайд № 5.

Задачи данного метода:

Включение проблемных вопросов для экспериментирования.

Творческое решение проблемы.

Научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений.

Важность этого метода сегодня очевидна. Многие темы уроков позволяют использовать метод проектов. Вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, но при этом, естественно учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Слайд № 6.

Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация.

Постановка  проблемы 

 (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).

Выбор темы проекта по поставленной проблеме

(может быть  самостоятельный  выбор темы проекта по поставленной проблеме и  выполнение работы)

Определение цели и задач проекта (в группе или самостоятельно)

На первых порах (1-2 класс) – цели и задачи ставятся вместе с учителем.

Составление плана работы над проектом

Слайд № 7.

Сбор информации:

анализ предметной и дополнительной информации.

 Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).

Защита проекта.

Конечный этап работы над проектом – рефлексия.

Слайды № 8 – 9 - 10

Форма подведения итогов проектной деятельности может быть разнообразной:

Мультимедийная презентация

Итоги исследовательской работы

Концерт

Творческий отчет

Выставка рисунков и поделок

А так же это может быть:

  Деловая игра.

 Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

 Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий.

 Научная конференция.

 Отчет исследовательской экспедиции.

 Пресс-конференция.

Путешествие.

 Реклама.

 Ролевая игра.

 Соревнования.

 Спектакль.

Телепередача.

 Экскурсия.

Слайд № 11

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:

по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

∙  по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

по месту проведения: урочные, внеурочные;

по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения.

по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.

Слайд № 12

Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле  «пять П»:

 Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

 Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.

 Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

 Продукт проектной деятельности -  конечный результат разрешения поставленной проблемы.

 Презентация – публичное предъявление результатов проекта.

Слайд № 13

Необходимые особенности педагогической позиции учителя:

1.Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности).

2.Осознать свои роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний.

3.Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации.

4. Учитель:

- координирует процесс;

- является источником информации;

- поддерживает и поощряет участников;

- осуществляет консультативную помощь.

По завершению работы над каждым проектом учителю необходимо подвести итоги: какие знания, умения и навыки приобрел ученик в ходе проектной деятельности.

Хочу остановиться еще на одном важном моменте - вовлечение родителей в работу над проектом.

✓ Совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из ее участников.

✓ Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Начинают лучше понимать проблемы своих детей.

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

консультируют;

отслеживают выполнение плана;

решают оперативные вопросы;

помогают в предварительной оценке проекта;

участвуют в подготовке презентации.

Слайды № 14 – 15 - 16

Вести работу над проектами начинаю  с первого класса  с простых, краткосрочных коллективных и групповых творческих проектов на уроках технологии и изобразительного искусства, на внеурочных занятиях, объясняя ученикам принцип создания проекта, этапы и правила работы над ним. Постепенно переходим к более сложным, индивидуальным проектам. Ребята со своими исследовательскими проектами принимают участие и показывают определённую результативность в  конкурсах муниципального, регионального и межрегионального уровней («Я – исследователь», «Семейные экологические проекты», «Эврика, ЮНИОР!», «Зеркало природы»), публикуют свои работы в интернете.

Слайд № 17 - 18

Отмечая педагогическую значимость метода проектов можно сказать, что он:

- является методом практического и целенаправленного действия,

 - открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой;

 - является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту;

- один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в социальную среду;

- способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим;

 - формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности;

- реализует принцип сотрудничества детей и взрослых;

- позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олифиренко Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 города Армавира Краснодарского края

Слайд 3

Проектная деятельность в начальных классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит целью оптимальное развитие личности каждого ученика . Метод проектов – наиболее целесообразная форма использования творческого потенциала ребёнка.

Слайд 4

Цель метода проектов: Создание условий для развития исследовательских способностей учащихся в проектной деятельности

Слайд 5

Задачи метода проектов: Научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений.

Слайд 6

Беседа с выдвижением проблемной ситуации. Постановка проблемы. Выбор темы проекта по поставленной проблеме. Определение цели и задач проекта. Составление плана работы над проектом.

Слайд 7

Сбор информации. Подведение итогов. Защита проекта. Рефлексия.

Слайд 8

Формы подведения итогов проектной деятельности : Мультимедийная презентация Итоги исследовательской работы

Слайд 9

Формы подведения итогов проектной деятельности : Концерт Творческий отчет

Слайд 10

Формы подведения итогов проектной деятельности : Выставка рисунков и поделок

Слайд 11

исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие по виду деятельности: по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные по месту проведения: урочные, внеурочные по теме: монопроекты , межпредметные, свободные по продолжительности: краткосрочные , средней продолжительности, долгосрочные

Слайд 12

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 13

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ РОЛЬ УЧЕНИКА РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ Консультирует Мотивирует Координирует Стимулирует Наблюдает Является субъектом познавательной деятельности Выбирает (принимает решения) Выстраивает систему взаимоотношений с людьми Оценивает Консультируют Мотивируют

Слайд 16

НАЗВАНИЕ КОНКУРСА УРОВЕНЬ ГОД РЕЗУЛЬТАТ «Семейные экологические проекты» Муниципальный этап краевого конкурса 2014 победитель Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани Муниципальный этап краевого конкурса 2014 призёр «Ремесло Богородицы» Муниципальный этап краевого конкурса 2013 призёр «Семейные экологические проекты» Краевой этап 2013 III место Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани Краевой этап 2013 призёр «Я – исследователь» Муниципальный этап регионального конкурса 2013 II место «Зеркало природы» Муниципальный этап краевого смотра-конкурса 2013 II место «Семейные экологические проекты» Краевой этап 2012 III место Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани Зональный этап 2012 победитель «Зеркало природы» Муниципальный этап краевого смотра-конкурса 201 2 победитель «Семейные экологические проекты» Краевой этап 2012 III место «Я – исследователь» Муниципальный этап регионального конкурса 2012 I место Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани Муниципальный этап краевого конкурса 2012 победитель

Слайд 17

Педагогическая значимость методов проектов Развивает личность каждого ребенка. Открывает возможности формирования жизненного опыта. Реализует принцип сотрудничества учащихся и учителя. Сочетает коллективное и индивидуальное творчество. Стимулирует творчество и самостоятельность.

Слайд 18

Развитие творческих способностей Повышение качества знаний Развитие коммуникативных качеств Результаты применения проектной технологии:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

В данной статье рассказывается об организации проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников

Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся...

«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»

В настоящее время очень актуальной является проблема активности детей, их интереса к учебе. Нельзя не заметить тот факт, что у учеников уже в начальных классах страдает мотивация и интерес к получению...