Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников
статья на тему
Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 71.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная общеобразовательная
Урывская СОШ Каменского района Ростовской области
Учитель:Михайличенко И. А. .
Х. Урывский, 2015 г.
Доклад.
Тема: «Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников».
Цель: Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся
Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. Это нельзя не учитывать. Но зачастую обилие информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.
Учитель должен учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.
Кроме того, становится ценностью современного обществакоммуникативная компетентность. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.
Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Эти средства фрагментарно уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании. Коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств.
К корректировке целей приводит понимание того, что образованный в человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.
Таким образом, проектная деятельность может быть рассмотрена с позиций возможности решения очерченных проблем.
Так, что же такое учебный проект?
Н.Ю. Пахомова приводит такое определение: «Учебные проект – дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации».
Вообще говоря, главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Ниже приведены некоторые общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно находить способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1-й этап — погружение в проект. Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем. В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта.
Погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
2-й этап — организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Безусловно, необходимо понимать, что, когда планируется проектная деятельность, может возникнуть нетривиальная ситуация, поскольку проекты весьма разнообразны. Они бывают очень и не очень продолжительными, могут предполагать разнородную деятельность. Например, сначала ученикам необходимо познакомиться с информацией по теме проекта, найти статьи в журналах и посмотреть, что пишут об этом ученые. Следующий этап в их работе — сделать собственные замеры. Далее следует обобщить то и другое. Далее следует выступление с результатами ученического исследования. Затем — анкетирование: например, что думает население по данной проблематике. Такая деятельность может осуществляться последовательными этапами или идти параллельно и одновременно — в разных группах своя.
3-й этап — осуществление деятельности. Здесь роль учителя минимальна. Учащиеся все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как их подготовили.
4-й этап — презентация
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Когда подходит время анализировать, подводить итоги проделанной работе, ученики относятся к этому как к штатной, плановой ситуации. О том, что им это предстоит делать, они знают уже в начале работы над проектом, учитывают при планировании.
На первый взгляд, кажется, что работа была нацелена на изготовление некоего продукта: дети делали макет, но интересующий результат проектной деятельности — это прежде всего ход самой деятельности.
Результатом работы над проектом является найденный способ решения проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Нелишним будет пояснить, а если это возможно, то и показать, как необходимо осуществлять предлагаемый способ решения.
То, что в ходе подготовки к презентации дети готовят, является продуктом проектной деятельности. Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, web-сайт, газета, костюмы, макеты, сценарий и прочее. Все это готовится как наглядное предъявление решения проблемы.
Таким образом, проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков. Он формирует опыт деятельности.
Проект — это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.
(СЛАЙД 1.Презентация)
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
(СЛАЙД 2)
Большая роль здесь принадлежит учителю, как умелому и тактичному организатору деятельности каждого ребёнка.
Чтобы деятельность была удачной, тема проекта должна быть личностно значима для ребёнка, принята им либо эмоционально, либо через принятие какого- то внутреннего противоречия, которое нельзя не решить. То есть в основе каждого проекта лежит личностно значимая для ребёнка проблема. От мотивации мы и отталкиваемся, инициируя деятельность ученика.
Рассмотримэтапы работы методом проектов: (СЛАЙД 3)
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В этот период закладывается ряд ценностных установок, которые влияют как на сформированность волевой сферы, так и на сформированность значимости деятельности, направленной на самообучение и саморазвитие.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
(СЛАЙД 4)
В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей.
Первоначальные требования работы над проектом в 1 классе были определены мною как: выполнение работы на листе А-4. На уроках совместно с детьми определялись темы для проектов, наглядный материал, которые они могут поместить в проект, объемработы, который выполнит ребенок, а что помогут ему сделать родители. Так на уроках технологии были выполнены проекты на тему «Терем», «Забавные животные», изготовление паспорту. А на уроках литературного чтения,обучающиеся, должны были найти или придумать загадку, и проиллюстрировать ее.
(СЛАЙД 5 - 6)
В классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Не следует сразу ориентировать учеников на решение сложной задачи. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.
С учениками 2 класса мы выполняли проект по окружающему миру на тему «Формы Земли».
(СЛАЙД 7 – 8)
Далее происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывания темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива в целом.
Ученики класса на занятиях по внеурочной деятельности представили свои проекты по созданию экознаков, а также проиллюстрировали, каким они видят дедушку Этикета, дали ему характеристику.
(СЛАЙД 9)
Если проанализировать этапы творческого процесса школьников, выделенные Андриановым, то мы убедимся, что они перекликаются с этапами работы методом учебного проектирования.
Следовательно, данный метод позволяет раскрытию творческих способностей учащихся, развитию креативности школьников.
(СЛАЙД 10)
Но творчеству, как и любому другому мастерству нужно учиться. И начинать это обучение необходимо как можно раньше, ставя перед ребёнком задачи, требующие надситуативных решений.
Метод учебного проектирования, повторяя все этапы творческого процесса помогает развитию творческого потенциала.
(СЛАЙД 11)
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые условия развития творческих способностей младших школьников
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения-это не только овладение определенными навыками и знаниями, но и развития воображения,наблюдательности, сообразительности, воспитание тв...
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников
В данной статье рассказывается об организации проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....
Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности
Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...
Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности
Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...
«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»
В настоящее время очень актуальной является проблема активности детей, их интереса к учебе. Нельзя не заметить тот факт, что у учеников уже в начальных классах страдает мотивация и интерес к получению...
Доклад опыта работы по теме: «Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников ».
Как делать проектные работы с учениками начальных классов....