Выступление на педагогическом совете по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
проект

Матвеева Екатерина Евгеньевна

В рамках обучения огромную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных умений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Автор: учитель начальных классов,

Матвеева Екатерина Евгеньевна.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В рамках обучения огромную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных умений.

Дети и родственники, приятели и знакомые, друзья, супруги и коллеги по работе, все мы невольно включены в систему взаимоотношений. Проблема общения (я и другие люди и другой человек) отнюдь не только проблема родителей и педагогов.

Сегодня эта проблема касается каждого человека, кем бы он ни был. Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой «статус первоклассника» ребенок через некоторое время отказывается от школы, от друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребенка.

Почему? Что происходит? За всей яркостью и новизной впечатлений кроется очень серьезная и сложная проблема – общение.

Проблема общения – это, в первую очередь, нравственное воспитание. От уровня нравственной воспитанности зависит уровень культуры человека.

С развитием экономики в нашей стране произошла переработка психики людей, превращающая порой человека в индивидуалитета, ожесточенного борьбой за выживание.

Каково в этих условиях ребенку? Что происходит с ним?

А происходит следующее: родители заняты зарабатыванием денег, а ребенок остается наедине с телевизором, который демонстрирует зло, насилие, жестокость, сквернословие; остается наедине с компьютером, где игры учат тому же насилию, где стреляют и убивают. Ребенок находится под воздействием мощного потока информации и других стимулов. При этом катастрофически уменьшается живое общение.

Думаю, не останется сомнений в актуальности темы: «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста».

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других.

Одна из задач, стоящих перед педагогами школы – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих, поэтому я хочу поделиться с вами некоторыми методическими приёмами, которые я использую на своих уроках.

Виды работы

        Работа в паре имеет большое значение для формирования коммуникативных УУД. Чтобы установить контакт и настрой на совместную работу, я использую методический приём.

1«Разминка пальчиков». Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте или в группе и говорим: Желаю (большой), успеха (указательный ), большого, во всём и везде. Здравствуй ( вся ладонь). Распределитесь по парам и проведём разминку пальчиков в ваших группах.

2.Продолжим работу в парах, используя методический приём «Дуэль». У каждого по 2 карточки с глаголами, к доске выходит одна пара и проводит «дуэль». Один ученик называет глагол, а второй должен отбить удар, назвать форму глагола, определить у этого глагола время, число, лицо или род.

Если ответ дан не верно, то счёт становится 1:0, затем второй игрок называет глагол со своей карточки

Теперь проведут «дуэли» все пары. Поднимите руки у кого дуэль закончилась со счётом 0:0, 0:1, 0:2, 0:3.( На данном этапе урока можно выяснить в чём были допущены ошибки)

Методический приём «Дуэль» я использую также на уроках математики, начиная с 1 класса при изучении состава чисел, таблиц сложения, табл.случаев умножения и деления).

Очень интересно проходят дуэли на уроках окружающего мира (например, при изучении природных зон). На карточках могут быть записаны животные, растения определённой зоны. Один уч-ся называет слово, а другой определяет природную зону.

  1. Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Групповые формы организации учебной деятельности способствуют формированию у детей умения сотрудничать, слушать и слышать друг друга.        В группе повышается учебная и познавательная мотивация, эффективность усвоения учебного материала, снижается уровень тревожности учащихся. Разделение класса на группы- это важнейший момент в организации работы. Принцип формирования групп может быть различным:

1.По выбору педагога.

Иногда я объединяю в группы учеников с близкими интеллектуальными возможностями, - со схожим темпом работы, а иногда, напротив, создаю равные по силе команды.

Слабым уч-ся предлагаются задания базового уровня, а сильным-повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.

2. Комплектование групп может быть по желанию

Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по несколько человек и разделитесь на равные группы.

3.Случайным образом. Способы формирования такой группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом, с помощью «фантов» и т. д.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству.

4.По определенному признаку. Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником.

Так, можно разделиться

-по первой букве имени (гласная – согласная),

-в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы),

-по цвету глаз,

-по знакам зодиака,

  • предпочтениям, увлечениям, любимым школьным предметам, и т.д.)

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые редко взаимодействуют друг с другом, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

  1. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу.

Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В группе должны быть распределены роли.(таблицы на столах)

Командир группы

Заместитель командира группы

Секретарь

Генератор идей

Редактор - оформитель

Организовать работу группы по выполнению группового задания; отобрать идеи, положенные в основу группового ответа; определить отвечающего от группы.

В отсутствии командира выполняет его обязанности, помогает командиру

Фиксирует групповые идеи во время группового обсуждения; представляет эти идеи как результат коллективной работы.

Выдвигает новые идеи в процессе обсуждения; осуществляет оценку этих идей с точки зрения новизны, значимости, ценности.

Предлагает форму презентации группового задания; производит оформление рисунка, схемы и так далее.

  Используя методику групповой работы «Мозговой штурм», я предлагаю уч-ся распределить роли в группе. Правильно организованный мозговой штурм включает 4 этапа.

-Постановка проблемы.

  • Распределение ролей участников. -Генерация идей.

3.Группировка, отбор и оценка идей.

4. Представление модели решения. Это доклады, сообщения от разных групп

Но необходимо периодически менять состав групп, чтобы у каждого человека был опыт коммуникации с разными людьми, также необходимо менять и групповую роль. В роли секретаря, генератора идей редактора, командира группы или его заместителя должен побыть каждый ученик.

На своих уроках я использую разнообразные виды групповой работы. Это: Взаимообучение , Мозговой штурм, Продолжи, Охота за сокровищами, Снежный ком, Словесный волейбол, Прием «Зигзаг» Приём «Пазлы», Приём «Круглый аквариум».

Очень часто на различных уроках я использую методический приём «Лови ошибку». Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом, я могу даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам предложить роль учителя, что мы сейчас с вами и продемонстрируем. Каждой группе раздаются тексты со специально допущенными ошибками. В группах проводится обсуждение и исправление ошибок.

Для того, чтобы ограничить наиболее активных учащихся и простимулировать стеснительных, я на своих уроках использую

«Талоны на выступление».

Это могут быть специальные карточки, значки, предметы, которые выдаются в равном количестве всем учащимся (по 1-2-3 штуки). Каждый талон даёт право на 1 выступление. При выступлении ведущий забирает талон у выступающего или учащиеся кладут на середину парты. Когда закончились все талоны, выступать больше нельзя. Этот приём с талонами можно использовать при любых видах обсуждения.

1 группа решит все орфографические задачи, используя талоны на выступление. (исправляет и объясняет ошибки)

2 группа решит все орфографические задачи, используя методический приём «Карусель». Все участники группы встают, образуют круг и проводят объяснение полученного задания без остановки, так как движется КАРУСЕЛЬ. Этот метод вовлекает всех учащихся в обсуждение, особенно эффективен, когда вопросы сначала обсуждаются в малых группах, а затем делятся результатами обсуждения с классом.

3 группа решит все орфографические задачи, используя ПОПС формулу.

П- позиция (в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….

О- обоснование (на чём вы основываетесь, довод - ….  потому, что…..

в поддержку вашей позиции)

  • – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …. например…. С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв - …. поэтому….к принятию вашей позиции)

Перед вами ПОПС формула, используя её докажите правильность ваших рассуждений при решении орфографических задач.

Этот методический приём помогает учащимся выработать аргументы и мнения и, используя ПОПС- формулу как образец, предложить развёрнутый логически обоснованный ответ в чёткой форме.

П - позиция

(в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….

О - обоснование

(на чём вы основываетесь, довод) ….        потому, что…..

П – пример (

(факты, иллюстрирующие ваш довод) - ….        например….

С – следствие

(вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)

…        .поэтому…

Один из мудрецов сказал очень важные слова

«Скажи мне - я забуду. Покажи мне  я запомню. Вовлеки меня  я пойму»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников»....

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование УУД " (с презентацией)

Данное выступление может быть использовано для подготовки к педагогическому совету, выступлению на методическом заседании....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)...

Выступление на педагогическом совете по теме: ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность развития детской одарённости в настоящее время занимает одно из ведущих мест, что связано с потребностью общества в неординарной творческой и интеллектуально развитой личности. В последни...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Формирование интереса к чтению младших школьников»

            Целью уроков литературного чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового ...