Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2019-2020 учебный год
материал

Малышева Елена Андреевна

Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

за 2019-2020 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_logopedicheskoy_raboty_2019-20_uch_g.docx187.53 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Малышевой Елены Андреевны

за 2019-2020 учебный год

Зачем нужен логопед? - страничка учителя-логопеда

                        Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Малышевой Елены Андреевны

за 2019-2020 учебный год

В 2019-2020 учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе перспективного плана работы. Коррекционное воздействие осуществляется на основе чётко запланированной работы.

Цель логопедической  работы – своевременное выявление, предупреждение и преодоление различных форм нарушений устной и письменной речи, содействие педагогическому коллективу в создании ситуации коррекции и развития, соответствующей индивидуальности обучения и обеспечивающей необходимые условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся воспитанников для их наиболее полной социализации.

В начале года ставила перед собой следующие задачи:

  1. Диагностика и анализ нарушений устной и письменной речи учащихся. Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка.
  2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся, принятых на логопедические занятия.
  3. Оказание квалифицированной логопедической реабилитации детям с различными видами речевых нарушений.
  4. Разработка тестовой методики мониторинга устной речи обучающихся специальных (коррекционных) школ и проведение мониторинга эффективности логопедической работы  с  целью адекватной корректировки образовательного маршрута.
  5. Систематизация компьютерных коррекционно-развивающих игр и программ.
  6. Консультирование родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей

Основные направления работы:

✓ создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и логопедический массаж, развитие речевого дыхания, , коррекция звукопроизношения);

✓ развитие речеслухового внимания;

✓ развитие фонематического слуха;

✓ подготовка к анализу и анализ звукового состава слова (формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова);

✓ развитие слоговой структуры слова;

✓ расширение пассивного и активного  словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой (уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования);

✓ развитие грамматического строя речи (уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций);

✓ развитие фразовой и связной речи

✓ развитие коммуникативных умений и навыков (умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям; умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

✓ развитие общей и мелкой моторики;

✓ развитие психологических предпосылок к обучению (устойчивость и переключаемость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, навыки и приемы самоконтроля, развитие познавательной активности);

 Организационно-методическая работа

В первые две недели сентября мною были проведены:

1. Первичная диагностика (фронтальное обследование детей)

2.Изучена документации детей, вновь принятых на логопедические занятия, были собраны анамнестические данные, проведены беседы с родителями, заполнен журнал первичного обследования.

3.Составление списков детей, имеющих речевые нарушения.

4.Заполнены речевые карты.

5.Составление списка детей, посещающих логопедические занятия.

6.Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы.

Были составлены и утверждены рабочие программы. Составлено календарно-тематическое планирование групповых и индивидуальных занятий. Составлены индивидуальные планы работы.

Все выше перечисленные работы были выполнены в срок до 15.09. 2019г.

Кроме нарушения речи, у детей были выявлены вторичные недостатки развития ВПФ (неустойчивость внимания, трудности запоминания и воспроизведения пройденного материала, сниженная мыслительная деятельность, трудности при решении задач разной направленности). У большинства детей наблюдались недостаточная сформированность просодических компонентов речи: громкость, темп, четкость, логическое ударение.

Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Результаты наблюдений за динамикой речевого развития отмечаются также в речевых картах.

Занятия в течение года проводились регулярно, согласно утвержденному расписанию, как система работы по коррекции и устранению различных форм речевых нарушений. Зачислено на занятия 18 учащихся.

Из зачисленных детей были сформированы 4 групповых занятий, и 6 индивидуальных занятий.

1 класс

Индивидуальные занятия.

Мирошникова Инна -Системное недоразвитие речи легкой степени.

Душко Арина .- по программе «Альтернативная коммуникация»

2 класс

Групповое занятие.-Системное недоразвитие речи легкой степени, нарушением языкового анализа.

Глотов Кирилл

Богданенко Н.

Данилов Сергей

Рунов Рома

Групповое занятие.-Системное недоразвитие речи легкой степени.

Глотов Максим

Витюк Егор

Барабанов Сергей

Гаркушин Рома

3 класс

Индивидуальные занятия.

Данилова Карина, Гетманов Данил.-Системное недоразвитие речи легкой степени, осложненное ФФН.

Групповые занятия: Системное недоразвитие речи легкой степени

Прашунин А, Иващенко В

Кобцев В, Гаркушин А

6 а класс

Индивидуальные занятия: Клейн М , Архипов А.

В течение года при обследовании, при подготовке к занятиям использовала в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные методы, технологии, приемы и средства выявления, устранения речевых нарушений, коррекции высших психических функций, личностных особенностей. На занятиях использовались различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, направленные на реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применялись активные формы обучения и коррекции. Были использованы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, элементы логоритмических занятий, , технологии моделирования и проигрывания сказок, информационно-коммуникативные технологии, элементы Су-Джок терапии, сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук (кинезеология), компьютерные развивающие программы,  а также традиционные логопедические:

• Технология логопедического обследования. (Схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР Г.А. Волковой; методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»; Диагностический комплект логопедического обследования младших школьников О.И. Азова)

• Технология коррекции звукопроизношения.

• Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

• Технология развития интонационной стороны речи.

• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

• Технология логопедического массажа.

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

На логопедических занятиях использовала  различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

В процессе коррекционно-педагогической деятельности я использую современные интерактивные игры портала «Мерсибо».

Использование ИК технологии в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, возможно как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.

Обучение правильной речи с использованием ИКТ имеет большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором - «мышь». Также важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

 Научно-методическая деятельность.

В течение года, в соответствии с годовым планом работы по взаимодействию принимала участие в заседаниях коррекционного  МО. Принимала участие в работе ПМПк школы.

-выступила с докладами по темам:

1. Современные требования к проведению коррекционных  занятий в соответствии с требованиями ФГОС.

В процессе работы  были посещены уроки и занятия:

1 класс индивидуальное занятие по теме «Автоматизация изолированного произношения звука У. БукваУ»,

3 класс логопедическое групповое занятие на тему «Дифференциация гласных первого и второго ряда»,

7 класс логопедическое групповое занятие на тему «Предлоги и приставки».

В течение года вела работу по теме самообразования «Развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Выступления и промежуточные отчеты по теме самообразования были заслушаны на заседаниях МО 1 ступени. Материалы, подтверждающие выполнения плана самообразования находятся в личном портфолио.                                                                           Работа с педагогами.

В течение 2019-2020 учебного года осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, учителями-предметниками, педагогами-психологами):

Проводилось: ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей, посещающих логопедические занятия; информирование участников образовательного процесса о задачах обучения; совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий учителей и специалистов ОУ с учетом возрастных психофизических возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению. В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:

- оказание помощи учителям, воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;

- разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.

Консультации проводились в индивидуальном режиме. Воспитатели и учителя обращались по различным интересующим их проблемам. В ходе консультирования воспитателям и педагогам давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

 Коррекционно-развивающая деятельность

В конце года (с 15 по 30 мая) было проведено  обследование учащихся, посещавших в течение года логопедические занятия. Проведена оценка результативности коррекционной работы. Подведены итоги работы за год.

Для мониторинга развития устной и письменной речи учащихся проводилась входная и итоговая диагностика. Обследование состоит из пяти блоков, направленных на исследование:

• уровня фонематического восприятия;

• уровня связной речи;

• словаря детей;

• грамматической стороны речи;

• звукопроизношение.

При оценке результатов были получены следующие данные:

Сергей Б.

Роман Г.

Сергей Д.

Наталья Б.

Карина Д.

Андрей П.

Владимир И.

Иван К.

Артем Г.

Данил Г.

Таким образом, по результатам исследования на конец 2019 – 2020 учебного года отмечается положительная динамика устной речи у детей.

Запланированная работа на 2019 - 2020 учебный год считаю выполненной в полном объеме.

Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты

Положительными моментами в работе считаю следующее:

1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Положительный настрой учащихся на проведение логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.

3. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий.

4. Значительная положительная динамика развития устной и письменной речи учащихся.

5. Активное взаимодействие всех членов образовательного процесса.

Отрицательными моментами считаю:

1. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы дети ежедневно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, регулярно посещали занятия в соответствие с расписанием. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, незначительная динамика речевого развития, допуск прежних ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 класса 2019-2020 учебный год

Внеурочная деятельность 1 класса в 2019-2020 учебном году...

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ за 3 четверть 2019 – 2020 учебного года. Лубневская И.Л. 4 класс «А» .Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» городского округа город Воронеж.

Классные часы .  Участие в общешкольных мероприятиях.  Внешкольные мероприятия (выход учащихся). Отражение деятельности классного руководителя на сайте МБОУ «Лицей №1». Работа с ...

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2019-2020 УЧЕБНОГО ГОДА

Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся показал, что к концу полугодия все обучающиеся успевают по предметам.В классе 5 отличников: С одной «4» по математике закончила .На «...

Анализ работы РМО начальных классов за 2019-2020 учебный год

Даётся подробный анализ работы Районного методического объединения  учителей 2-х классов Балашовского района....

Курс внеурочной деятельности "Познай себя" 2019-2020 учебный год.

Курс внеурочной деятельности "Познай себя" (1-4 класс) 2019-2020 год....