Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда за 2019-2020 учебный год
материал
Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
за 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_logopedicheskoy_raboty_2019-20_uch_g.docx | 187.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
Малышевой Елены Андреевны
за 2019-2020 учебный год
Анализ коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
Малышевой Елены Андреевны
за 2019-2020 учебный год
В 2019-2020 учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе перспективного плана работы. Коррекционное воздействие осуществляется на основе чётко запланированной работы.
Цель логопедической работы – своевременное выявление, предупреждение и преодоление различных форм нарушений устной и письменной речи, содействие педагогическому коллективу в создании ситуации коррекции и развития, соответствующей индивидуальности обучения и обеспечивающей необходимые условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся воспитанников для их наиболее полной социализации.
В начале года ставила перед собой следующие задачи:
- Диагностика и анализ нарушений устной и письменной речи учащихся. Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка.
- Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся, принятых на логопедические занятия.
- Оказание квалифицированной логопедической реабилитации детям с различными видами речевых нарушений.
- Разработка тестовой методики мониторинга устной речи обучающихся специальных (коррекционных) школ и проведение мониторинга эффективности логопедической работы с целью адекватной корректировки образовательного маршрута.
- Систематизация компьютерных коррекционно-развивающих игр и программ.
- Консультирование родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей
Основные направления работы:
✓ создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и логопедический массаж, развитие речевого дыхания, , коррекция звукопроизношения);
✓ развитие речеслухового внимания;
✓ развитие фонематического слуха;
✓ подготовка к анализу и анализ звукового состава слова (формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова);
✓ развитие слоговой структуры слова;
✓ расширение пассивного и активного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой (уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования);
✓ развитие грамматического строя речи (уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций);
✓ развитие фразовой и связной речи
✓ развитие коммуникативных умений и навыков (умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям; умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
✓ развитие общей и мелкой моторики;
✓ развитие психологических предпосылок к обучению (устойчивость и переключаемость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, навыки и приемы самоконтроля, развитие познавательной активности);
Организационно-методическая работа
В первые две недели сентября мною были проведены:
1. Первичная диагностика (фронтальное обследование детей)
2.Изучена документации детей, вновь принятых на логопедические занятия, были собраны анамнестические данные, проведены беседы с родителями, заполнен журнал первичного обследования.
3.Составление списков детей, имеющих речевые нарушения.
4.Заполнены речевые карты.
5.Составление списка детей, посещающих логопедические занятия.
6.Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы.
Были составлены и утверждены рабочие программы. Составлено календарно-тематическое планирование групповых и индивидуальных занятий. Составлены индивидуальные планы работы.
Все выше перечисленные работы были выполнены в срок до 15.09. 2019г.
Кроме нарушения речи, у детей были выявлены вторичные недостатки развития ВПФ (неустойчивость внимания, трудности запоминания и воспроизведения пройденного материала, сниженная мыслительная деятельность, трудности при решении задач разной направленности). У большинства детей наблюдались недостаточная сформированность просодических компонентов речи: громкость, темп, четкость, логическое ударение.
Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребёнка. Результаты наблюдений за динамикой речевого развития отмечаются также в речевых картах.
Занятия в течение года проводились регулярно, согласно утвержденному расписанию, как система работы по коррекции и устранению различных форм речевых нарушений. Зачислено на занятия 18 учащихся.
Из зачисленных детей были сформированы 4 групповых занятий, и 6 индивидуальных занятий.
1 класс
Индивидуальные занятия.
Мирошникова Инна -Системное недоразвитие речи легкой степени.
Душко Арина .- по программе «Альтернативная коммуникация»
2 класс
Групповое занятие.-Системное недоразвитие речи легкой степени, нарушением языкового анализа.
Глотов Кирилл
Богданенко Н.
Данилов Сергей
Рунов Рома
Групповое занятие.-Системное недоразвитие речи легкой степени.
Глотов Максим
Витюк Егор
Барабанов Сергей
Гаркушин Рома
3 класс
Индивидуальные занятия.
Данилова Карина, Гетманов Данил.-Системное недоразвитие речи легкой степени, осложненное ФФН.
Групповые занятия: Системное недоразвитие речи легкой степени
Прашунин А, Иващенко В
Кобцев В, Гаркушин А
6 а класс
Индивидуальные занятия: Клейн М , Архипов А.
В течение года при обследовании, при подготовке к занятиям использовала в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные методы, технологии, приемы и средства выявления, устранения речевых нарушений, коррекции высших психических функций, личностных особенностей. На занятиях использовались различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, направленные на реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применялись активные формы обучения и коррекции. Были использованы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, элементы логоритмических занятий, , технологии моделирования и проигрывания сказок, информационно-коммуникативные технологии, элементы Су-Джок терапии, сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук (кинезеология), компьютерные развивающие программы, а также традиционные логопедические:
• Технология логопедического обследования. (Схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР Г.А. Волковой; методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»; Диагностический комплект логопедического обследования младших школьников О.И. Азова)
• Технология коррекции звукопроизношения.
• Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология развития интонационной стороны речи.
• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
• Технология логопедического массажа.
Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
На логопедических занятиях использовала различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.
В процессе коррекционно-педагогической деятельности я использую современные интерактивные игры портала «Мерсибо».
Использование ИК технологии в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, возможно как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.
Обучение правильной речи с использованием ИКТ имеет большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором - «мышь». Также важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
Научно-методическая деятельность.
В течение года, в соответствии с годовым планом работы по взаимодействию принимала участие в заседаниях коррекционного МО. Принимала участие в работе ПМПк школы.
-выступила с докладами по темам:
1. Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.
В процессе работы были посещены уроки и занятия:
1 класс индивидуальное занятие по теме «Автоматизация изолированного произношения звука У. БукваУ»,
3 класс логопедическое групповое занятие на тему «Дифференциация гласных первого и второго ряда»,
7 класс логопедическое групповое занятие на тему «Предлоги и приставки».
В течение года вела работу по теме самообразования «Развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Выступления и промежуточные отчеты по теме самообразования были заслушаны на заседаниях МО 1 ступени. Материалы, подтверждающие выполнения плана самообразования находятся в личном портфолио. Работа с педагогами.
В течение 2019-2020 учебного года осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, учителями-предметниками, педагогами-психологами):
Проводилось: ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей, посещающих логопедические занятия; информирование участников образовательного процесса о задачах обучения; совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий учителей и специалистов ОУ с учетом возрастных психофизических возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению. В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:
- оказание помощи учителям, воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;
- разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.
Консультации проводились в индивидуальном режиме. Воспитатели и учителя обращались по различным интересующим их проблемам. В ходе консультирования воспитателям и педагогам давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
Коррекционно-развивающая деятельность
В конце года (с 15 по 30 мая) было проведено обследование учащихся, посещавших в течение года логопедические занятия. Проведена оценка результативности коррекционной работы. Подведены итоги работы за год.
Для мониторинга развития устной и письменной речи учащихся проводилась входная и итоговая диагностика. Обследование состоит из пяти блоков, направленных на исследование:
• уровня фонематического восприятия;
• уровня связной речи;
• словаря детей;
• грамматической стороны речи;
• звукопроизношение.
При оценке результатов были получены следующие данные:
Сергей Б.
Роман Г.
Сергей Д.
Наталья Б.
Карина Д.
Андрей П.
Владимир И.
Иван К.
Артем Г.
Данил Г.
Таким образом, по результатам исследования на конец 2019 – 2020 учебного года отмечается положительная динамика устной речи у детей.
Запланированная работа на 2019 - 2020 учебный год считаю выполненной в полном объеме.
Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты
Положительными моментами в работе считаю следующее:
1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.
2. Положительный настрой учащихся на проведение логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.
3. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий.
4. Значительная положительная динамика развития устной и письменной речи учащихся.
5. Активное взаимодействие всех членов образовательного процесса.
Отрицательными моментами считаю:
1. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы дети ежедневно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, регулярно посещали занятия в соответствие с расписанием. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, незначительная динамика речевого развития, допуск прежних ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 класса 2019-2020 учебный год
Внеурочная деятельность 1 класса в 2019-2020 учебном году...
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ за 3 четверть 2019 – 2020 учебного года. Лубневская И.Л. 4 класс «А» .Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» городского округа город Воронеж.
Классные часы . Участие в общешкольных мероприятиях. Внешкольные мероприятия (выход учащихся). Отражение деятельности классного руководителя на сайте МБОУ «Лицей №1». Работа с ...
Анализ контрольных работ за 1 полугодие 2019-2020 уч.год
Итоги работы...
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2019-2020 УЧЕБНОГО ГОДА
Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся показал, что к концу полугодия все обучающиеся успевают по предметам.В классе 5 отличников: С одной «4» по математике закончила .На «...
Анализ работы РМО начальных классов за 2019-2020 учебный год
Даётся подробный анализ работы Районного методического объединения учителей 2-х классов Балашовского района....
Курс внеурочной деятельности "Познай себя" 2019-2020 учебный год.
Курс внеурочной деятельности "Познай себя" (1-4 класс) 2019-2020 год....