Курс внеурочной деятельности "Познай себя" 2019-2020 учебный год.
рабочая программа

Веселова Валентина Сергеевна

Курс внеурочной деятельности "Познай себя" (1-4 класс) 2019-2020 год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznay_sebya.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Познай себя», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ Остяцкой школы (далее ООП ООО МКОУ Остяцкая основная школа). 

Курс «Познай себя» реализуется за счёт внеурочной деятельности по выбору обучающихся 1-4 классов в игровой форме.

Данный курс направлен на духовно-нравственное развитие обучающихся и рассчитан на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Курс «Познай себя» в начальном общем образовании изучается с целью: повышения самооценки детей, развитию познавательных процессов, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитание основ нравственности, профилактике и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости и тревожности.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач: 

  • Сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
  • Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;
  • Развивать умение чувствовать и понимать другого;
  • Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • Способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей;
  • Развивать любознательность, наблюдательность;
  • Способствовать сплочению детского коллектива;
  • Обучение детей приёмам мышечного расслабления - базового условия для аутогенной тренировки.

Особенности курса

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка. Ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Программа внеурочной деятельности «Познай себя» разработана таким образом, что обучающиеся получают возможность узнавать новое о психических процессах и явлениях («Общение», «Память», «Эмоции», «Воображение», «Мышление», «Пространственные представления» и т.д.), углублять свои знания. При рассмотрении психических явлений идет постоянная опора на жизненный опыт детей.

Занятия носят развивающий характер: осваивая знания по психологии, школьники приобретают умения запоминать, логически мыслить, управлять своим вниманием и памятью. В увлекательной форме дети познают свои способности и развивают их.

        

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни;

- адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- навыки самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Метапредметные результаты:

Познавательные

Обувающийся научится:

- владеть логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей;

Обучающийся получит возможность научиться:

- умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;

- умению исследовать свои качества и свои особенности;

Регулятивные

Обувающийся научится:

- извлекать с помощью учителя необходимую информацию;

- определять и формулировать цели;

- строить речевое высказывание в устной форме

Обучающийся получит возможность научиться

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- навыкам самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми

Коммуникативные

Обувающийся научится:

- работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интереса и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

- доверительно и открыто говорить о своих чувствах

Обучающийся получит возможность научиться:

- умению вести конструктивный диалог;

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

-  умению определять жизненные цели и задачи;

- умению вести конструктивный диалог;

- правилам работы в группе

Обучающий получит возможность:

- понимать себя, свои желание, мечты, ценности;

- вести конструктивную беседу;

- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми.

Содержание курса внеурочной деятельности 

Содержание курса

Формы организации

Виды деятельности

Тема «Дом моей души» включает занятия, посвященные знакомству, познанию себя.

Цели:

-содействовать осознанию позиции школьника;

-способствовать формированию дружеских отношений в коллективе;

-развивать уверенность в себе и своих силах и учебных возможностях;

-сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период;

-мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.

Тема «Лето-наша маленькая история» направлена на развитие доброжелательности, позитивного отношения к миру и к окружающим.

Цели:

-способствовать развитию доброжелательности у детей;

-раскрыть правила общения в группе;

-содействовать пониманию и освоению социально – поведенческих норм;

-развивать умение слышать и слушать другого человека;

-поощрять стремление понимать чувства и настроение другого;

-формировать внимательное отношение к самому себе и окружающим;

-развивать способность сочувствовать, сопереживать.

 Тема «отношения к другим» посвящена навыкам конструктивного общения и взаимодействия между детьми.

Цели:

-развивать умение сотрудничать, вместе играть;

-подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить;

-помочь детям осознать качества настоящего друга;

-обучить детей способам разрешения конфликтов;

-отрабатывать умение присоединяться к группе.

Тема «Умение владеть собой» помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния.

Цели:

-рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

-обучать распознаванию, описанию своих чувств и чувств других людей;

-помочь детям осознавать относительность оценки чувств;

-познакомить с приемами снижения мышечного напряжения;

-способствовать снижению уровня тревожности, страхов при помощи приемов игровой и арттерапии;

-развивать проявление внутренней рефлексии в умении давать адекватную оценку самому себе;

-формировать творческое мышление.

Имитационные игры;

Беседы;

Поведенческие упражнения тренингового характера;

Психологические игры;

Диагностика эмоциональных состояний, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;

Обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них.

- приобретают навыки умения учиться познавать и преобразовывать, находить новые пути решения;

- анализировать собственные действия;

- высказывать свое мнение в ходе совместной работы;

- перерабатывать полученную информацию: *делать выводы в результате совместной работы;

*находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт;

-  приобретают навыки и умения понимать свои чувства;

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Тема: «Дом моей души» (4 часа)

1

«Знакомьтесь - это Я»

  Инструктаж по ТБ  

1

2

«Какой я? Какой ты?»

1

3

«Я среди других»

1

4

«Секрет внутри нас»

1

Тема: «Лето-наша маленькая история» (8 часов) 

5

«Мое лето»

1

6

«Я расту, я изменяюсь»

1

7

«Семья – лучик солнца»

1

8

«Мои чувства, мои мысли»

1

9

«Мир вокруг нас»

1

10

«Исследование»

1

11

«Перевоплощение. Наше будущее»

1

12

«Ты - часть природы»

1

Тема: «Отношения с другими» (12 часа)

13

«Звездная карта жизни»

1

14

«Эстафета дружбы»

1

15

«Наши эмоции»

1

16

«Помоги другому»

1

17

«Наши чувства»

1

18

«Волшебство вокруг нас»

1

19

«Ярмарка настроения»

1

20

«Повторим ка»

1

21

«Минута тишины»

1

22

«Помоги другому»

1

23

«Веселые денечки»

1

24

«Перевоплощение»

1

Тема: «Умение владеть собой» (10 часа) 

25

«Мои проблемки»

1

26

«Заряд бодрости»

1

27

«Волшебники»

1

28

«Правила этикета»

1

29

«Машина времени»

1

30

«Машина времени. Перевоплощение»

1

31

«Урок толерантности»

1

32

«Держи себя в руках»

1

33

«Почему люди ссорятся?»

1

34

«Багаж в дорогу»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»

Авторская программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»: пояснительная записка, методические реко...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению: «Умники и Умницы» в 3 классе

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познава­тельных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-разви...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе

Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса внеурочной деятельности«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 4В класса на 2022 – 2023 учебный год

Актуальность и назначение программы         Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:...