Курс внеурочной деятельности "Познай себя" 2019-2020 учебный год.
рабочая программа
Курс внеурочной деятельности "Познай себя" (1-4 класс) 2019-2020 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznay_sebya.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Познай себя», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ Остяцкой школы (далее ООП ООО МКОУ Остяцкая основная школа).
Курс «Познай себя» реализуется за счёт внеурочной деятельности по выбору обучающихся 1-4 классов в игровой форме.
Данный курс направлен на духовно-нравственное развитие обучающихся и рассчитан на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Курс «Познай себя» в начальном общем образовании изучается с целью: повышения самооценки детей, развитию познавательных процессов, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитание основ нравственности, профилактике и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости и тревожности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- Сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
- Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;
- Развивать умение чувствовать и понимать другого;
- Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- Способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей;
- Развивать любознательность, наблюдательность;
- Способствовать сплочению детского коллектива;
- Обучение детей приёмам мышечного расслабления - базового условия для аутогенной тренировки.
Особенности курса
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка. Ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Программа внеурочной деятельности «Познай себя» разработана таким образом, что обучающиеся получают возможность узнавать новое о психических процессах и явлениях («Общение», «Память», «Эмоции», «Воображение», «Мышление», «Пространственные представления» и т.д.), углублять свои знания. При рассмотрении психических явлений идет постоянная опора на жизненный опыт детей.
Занятия носят развивающий характер: осваивая знания по психологии, школьники приобретают умения запоминать, логически мыслить, управлять своим вниманием и памятью. В увлекательной форме дети познают свои способности и развивают их.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- навыки самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Метапредметные результаты:
Познавательные
Обувающийся научится:
- владеть логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей;
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;
- умению исследовать свои качества и свои особенности;
Регулятивные
Обувающийся научится:
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию;
- определять и формулировать цели;
- строить речевое высказывание в устной форме
Обучающийся получит возможность научиться
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- навыкам самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми
Коммуникативные
Обувающийся научится:
- работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интереса и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- доверительно и открыто говорить о своих чувствах
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению вести конструктивный диалог;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- умению определять жизненные цели и задачи;
- умению вести конструктивный диалог;
- правилам работы в группе
Обучающий получит возможность:
- понимать себя, свои желание, мечты, ценности;
- вести конструктивную беседу;
- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса | Формы организации | Виды деятельности |
Тема «Дом моей души» включает занятия, посвященные знакомству, познанию себя. Цели: -содействовать осознанию позиции школьника; -способствовать формированию дружеских отношений в коллективе; -развивать уверенность в себе и своих силах и учебных возможностях; -сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период; -мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля. Тема «Лето-наша маленькая история» направлена на развитие доброжелательности, позитивного отношения к миру и к окружающим. Цели: -способствовать развитию доброжелательности у детей; -раскрыть правила общения в группе; -содействовать пониманию и освоению социально – поведенческих норм; -развивать умение слышать и слушать другого человека; -поощрять стремление понимать чувства и настроение другого; -формировать внимательное отношение к самому себе и окружающим; -развивать способность сочувствовать, сопереживать. Тема «отношения к другим» посвящена навыкам конструктивного общения и взаимодействия между детьми. Цели: -развивать умение сотрудничать, вместе играть; -подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить; -помочь детям осознать качества настоящего друга; -обучить детей способам разрешения конфликтов; -отрабатывать умение присоединяться к группе. Тема «Умение владеть собой» помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния. Цели: -рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева; -обучать распознаванию, описанию своих чувств и чувств других людей; -помочь детям осознавать относительность оценки чувств; -познакомить с приемами снижения мышечного напряжения; -способствовать снижению уровня тревожности, страхов при помощи приемов игровой и арттерапии; -развивать проявление внутренней рефлексии в умении давать адекватную оценку самому себе; -формировать творческое мышление. | Имитационные игры; Беседы; Поведенческие упражнения тренингового характера; Психологические игры; Диагностика эмоциональных состояний, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме; Обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них. | - приобретают навыки умения учиться познавать и преобразовывать, находить новые пути решения; - анализировать собственные действия; - высказывать свое мнение в ходе совместной работы; - перерабатывать полученную информацию: *делать выводы в результате совместной работы; *находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт; - приобретают навыки и умения понимать свои чувства; |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Тема: «Дом моей души» (4 часа) | ||
1 | «Знакомьтесь - это Я» Инструктаж по ТБ | 1 |
2 | «Какой я? Какой ты?» | 1 |
3 | «Я среди других» | 1 |
4 | «Секрет внутри нас» | 1 |
Тема: «Лето-наша маленькая история» (8 часов) | ||
5 | «Мое лето» | 1 |
6 | «Я расту, я изменяюсь» | 1 |
7 | «Семья – лучик солнца» | 1 |
8 | «Мои чувства, мои мысли» | 1 |
9 | «Мир вокруг нас» | 1 |
10 | «Исследование» | 1 |
11 | «Перевоплощение. Наше будущее» | 1 |
12 | «Ты - часть природы» | 1 |
Тема: «Отношения с другими» (12 часа) | ||
13 | «Звездная карта жизни» | 1 |
14 | «Эстафета дружбы» | 1 |
15 | «Наши эмоции» | 1 |
16 | «Помоги другому» | 1 |
17 | «Наши чувства» | 1 |
18 | «Волшебство вокруг нас» | 1 |
19 | «Ярмарка настроения» | 1 |
20 | «Повторим ка» | 1 |
21 | «Минута тишины» | 1 |
22 | «Помоги другому» | 1 |
23 | «Веселые денечки» | 1 |
24 | «Перевоплощение» | 1 |
Тема: «Умение владеть собой» (10 часа) | ||
25 | «Мои проблемки» | 1 |
26 | «Заряд бодрости» | 1 |
27 | «Волшебники» | 1 |
28 | «Правила этикета» | 1 |
29 | «Машина времени» | 1 |
30 | «Машина времени. Перевоплощение» | 1 |
31 | «Урок толерантности» | 1 |
32 | «Держи себя в руках» | 1 |
33 | «Почему люди ссорятся?» | 1 |
34 | «Багаж в дорогу» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»
Авторская программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»: пояснительная записка, методические реко...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению: «Умники и Умницы» в 3 классе
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-разви...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе
Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса внеурочной деятельности«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 4В класса на 2022 – 2023 учебный год
Актуальность и назначение программы Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:...