Обобщение опыта работы по теме "Креативное мышление""
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Обобщение опыта по теме "Креативное мышление"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта по развитию креативного мышления | 17.34 КБ |
Необходимость развития креативного мышления | 18.02 КБ |
Циклограмма по креативности | 31.97 КБ |
МК по формированию креативного мышления | 36.42 КБ |
Информационная поддержка по креативности | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы
«Креативное мышление: природный дар или навык»
В основе ФГОС НОО лежат системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые предполагают воспитание и развитие качеств и компетенций личности, отвечающих требованиям современного общества.
Современное общество движется по пути развития креативного мышления человека. Творческие люди хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию. Креативное мышление - это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач. Элементы творчества могут присутствуют во всех видах деятельности человека и присущи любому нормальному ребенку – нужно только суметь вовремя их раскрыть.
В этой связи тема «Креативное мышление: природный дар или навык» является актуальной и имеющей практическую значимость.
Необходимость темы
«Креативное мышление: природный дар или навык»
Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке. С возрастом эти качества будут совершенствоваться. Люди с развитым креативным мышлением хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию.
Таким образом, тема «Креативное мышление: природный дар или навык» является необходимой и востребованной.
Читать далее
Основные черты
креативного мышления
(по Д.П.Гилфорду)
– беглость, т.е. умение максимально быстро создавать новые идеи и предложения по решению возникшей проблемы;
– гибкость как способность применять разные подходы и менять их в случае неэффективности решения задач;
– оригинальность – умение генерировать что-то новое или применять известные методы к новым ситуациям;
– точность или структуризация, т. е логичное выстраивание будущего решения.
Классификация методов и форм развития
креативного мышления в начальной школе
- практические – включают в себя моделирование (не только построение моделей, но и любых цепочек, схем, алгоритмов), упражнения и игры;
- наглядные – предполагают активное наблюдение;
- словесные – работа с речью: рассказы, сказки, инсценировки, чтение, пересказы, сочинения.
Методические приёмы,
формирующие креативное мышление
- мозговой штурм, особенно эффективен после постановки проблемы при изучении новой темы;
- инсерт - пометки на полях, которые позволяют ученикам ориентироваться в пройденном материале и оценивать самостоятельно степень своего развития. К таким пометкам относят: новая информация, очень ценная информация, непонятная информация, удивлен(а), у меня другой результат.
- творческое задание - наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений.
- дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.
- создание креативного поля (по Д.Б. Богоявленской) - учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр.
Принципы обусловленности креативного мышления:
индивидуальная заинтересованность:
- полученные навыки пригодятся в будущей профессии;
- успех обучающегося повышает его самооценку;
- одобрение учителя и одноклассников усиливает желание учиться лучше;
- развитие креативного мышления повышает любознательность;
- интерес – позитивная эмоция, единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека и развивает креативность мышления.
социальная значимость:
- чувство товарищества;
- уважение к старшим;
- доброта-отзывчивость: стремление делать людям добро;
- трудолюбие – труд, работа, направленная на достижение цели;
- дисциплинированность – подчинение установленным правилам;
- бережливость.
Условия, влияющие на формирование
креативного мышления
- наличие поисковой доминанты;
- освобождение от шаблона;
- сохранение интереса к задаче;
- схематизация проблемы.
Предварительный просмотр:
Необходимость темы
«Креативное мышление: природный дар или навык»
Что же такое креативность, креативное мышление? Почему оно так необходимо? Как научить ребенка мыслить креативно?
Креативное мышление – это способ решать проблемы нестандартно и творчески, рассматривая их с разных точек зрения. Творчество – это процесс, деятельность, создающая качественно новые материальные и духовные ценности. Креативность – это навык мыслить нестандартно, технология организации творческого процесса.
Творческая деятельность обусловлена двумя принципами – индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, таким образом формируется и развивается креативность мышления.
Э. Фромм и Г. Олпорт рассматривают творчество как образ жизни человека (а не только как решение конкретных задач), а человека – как творца собственной жизни. Э. Фромм, например, определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Креативность – не свойство, характерное лишь для особо талантливых людей, это определенная жизненная установка, достижение которой реально для каждого человека, и поэтому он должен к ней стремиться. Готовить человека к жизни – значит готовить его к творчеству, и поэтому формирование креативного начала в личности необходимо сделать универсальным воспитательным принципом.
С целью содействия развитию креативного мышления могут использоваться учебные ситуации, характеризующиеся незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом обучающихся необходимо поощрять к формулировке новых вопросов. Таким образом создаются благоприятные условия для формирования креативно мыслящего человека.
Наиболее известными для изучения креативного мышления являются труды Д.П.Гилфорда. К чертам креативного мышления относятся:
– беглость, т.е. умение максимально быстро создавать новые идеи и предложения по решению возникшей проблемы;
– гибкость как способность применять разные подходы и менять их в случае неэффективности решения задач;
– оригинальность – умение генерировать что-то новое или применять известные методы к новым ситуациям;
– точность или структуризация, т. е логичное выстраивание будущего решения.
И. Лернер считает, что кроме этого творческое мышление предполагает умение комбинировать уже известные методы выполнения задач. Творческое мышление не предполагает создание только предметов, имеющих отношение к искусству. Этот вид деятельности нужен для развития нестандартных решений, создания основы научной и технической работы. Считается, что этот вид мышления является высшей формой из всех, что есть в познавательной деятельности.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из безвыходной ситуации.
Всему этому ребенок обучается только в процессе взаимодействия со взрослыми в ходе совместной деятельности (как игровой, так и учебной). Поэтому не следует жалеть времени на общение с ребенком. Следует побуждать его своими вопросами к активности, учить задавать вопросы самому себе и пытаться самостоятельно на них ответить. Не следует давать отрицательных оценок детским вопросам, даже если они порой кажутся нелепыми. Строить диалог необходимо таким образом, чтобы он больше стимулировал ребенка задавать вам вопросы, но не отвечать на ваши.
Таким образом, креативное мышление – важный, деликатный, заслуживающий особого внимания инструмент нормального здравомыслящего человека. Креативность доступна всем, но её необходимо развивать, тренируя гибкость, быстроту и прогностичность ума.
Предварительный просмотр:
Индивидуальная траектория
профессионально-личностного развития
в контексте идеи «Учитель будущего»
Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер
Известно, что компетентность в готовом виде не существует. Каждый человек должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то правило, открытие, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального саморазвития и творчества. Именно поэтому главными показателями качества профессиональной подготовки учителя сегодня являются такая личностная характеристика как способность и готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.
В.А.Сухомлинский сказал: «Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу вашему было что в вас открывать. Если же вы несколько лет один и тот же, если ушедший день ничего не прибавил к вашему богатству, вы можете стать постылым и даже ненавистным».
Стремительные преобразования в обществе, и как следствие, изменения в Российском образовании требуют от учителя нового подхода к процессу обучения. В современном мире недостаточно просто владеть стандартным набором знаний, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Любой руководитель требует от подчиненных высокого уровня профессионализма. Каждый родитель желает достойного образования для своего ребёнка. Каждому учителю хочется работать качественно.
В этой связи в современном, стремительно меняющемся мире, когда полученное вчера образование устаревает сегодня, самообразование является необходимым. Педагог должен не только владеть определенными видами деятельности, обозначенными в стандарте, но и компетенциями профессионального самообразования, что будет обеспечивать его профессионально – личностное развитие в течение всей профессиональной деятельности.
Однако учитель никогда не идёт впереди ученика на правах старшего. Он терпеливо находится рядом, помогая и при необходимости направляя ребёнка. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». (А. Шнабель)
Чтобы позволить себе идти рядом с современным ребёнком, прежде всего, учитель должен идти в ногу со временем. Таким образом, самообразование является актуальным для современного педагога.
В этой связи необходимо построение индивидуальной программы профессионально-личностного развития педагога.
Цель программы: развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога и эффективное использование личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации.
Задачи:
- диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога;
- составление и коррекция индивидуальной образовательной траектории;
- реализация индивидуальной образовательной программы;
- рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной программы развития профессиональных компетенций.
В связи с вышеизложенным хочу поделиться источниками, которые использую для самообразования.
- Интернет- ресурс STEPIK (https://welcome.stepik.org/en).
Это не только образовательная платформа, но и конструктор
онлайн-курсов. Разработчиками предлагаются алгоритмы адаптивного обучения. Цель ресурса - сделать образование удобным и открытым. На портале представлен богатый выбор курсов по математике, статистике, информатике, естественным, общественным и гуманитарным дисциплинам.
- Высшая школа делового администрирования (https://s-ba.ru/ )
Данный проект создан для педагогических работников, находящихся в постоянном творческом поиске и творчески относится к образованию и воспитанию учащихся.
- Яндекс Учебник (https://education.yandex.ru )
Это бессрочный бесплатный сервис, который предоставляет доступ к формированию разноуровневых заданий как для обучающихся, так и для педагога. Является удобным инструментом для подготовки к уроку, проведения контрольных и самостоятельных работ. Аналитический инструментарий позволяют наблюдать за результатами и прогрессом каждого ученика.
На портале в разделе «Я Учитель» предлагается Онлайн-тестирование для школьных учителей и преподавателей всех уровней образования с последующими рекомендациями по развитию каждой компетенции и дальнейшей программой развития (https://education.yandex.ru/uchitel/ )
- Урок цифры (https://урокцифры.рф/) - это не просто всероссийский образовательный проект. Это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы «1С», Яндекса, «Лаборатории Касперского» и Mail.Ru Group, Академии искусственного интеллекта благотворительного фонда Сбербанка.
- Образовательный портал на базе интерактивной платформы UCHI.RU(https://uchi.ru), где регулярно проводятся онлайн вебинары, способствующие оттачиванию профессиональных компетенций учителя.
Вот те «двери», которые я открываю для своих учеников и благодаря своим ученикам. Самообразование педагога положительно влияет не только на успеваемость, но и расширяет потенциальные горизонты для обучающихся.
Таким образом, самообразование как социальный феномен вошло в нашу жизнь и открыло перспективу для всех людей не только к самосовершенствованию, но и к конкурентоспособности на рынке труда, потому что учитель должен быть всегда готов к осуществлению профессиональной деятельности в стремительно изменяющихся условиях современного общества. Знания, лежащие в основе каждой из наук, сейчас общедоступны, а это означает только одно – мы на правильном пути к тому, что Тоффлер назвал «супероптимальным образованием».
Каждый учитель должен не только владеть определенными видами деятельности, обозначенными в стандарте, но и компетенциями профессионального самообразования, обеспечивающими его профессионально – личностное развитие на протяжении всей трудовой деятельности.
Циклограмма развития навыка
№ п/п | Задачи | Этапы | Методы |
1. | Построение индивидуальной траектории самообразования, соответствующей текущему уровню владения навыком | Диагностико-аналитический | – Тест на креативность мышления https://empiremam.com/psikhologic-testy/test-na-kreativnost-myshleniya.html |
Формирующий | – Гибкое мышление. Курс для старшеклассников, студентов и молодых специалистов по обучению универсальным навыкам, необходимым специалистам будущего. https://stepik.org/course/17830/promo – Черниговская Т. В. Творчество как свойство мозга. https://yandex.ru/video/preview?text=татьяна%20черниговская%20мозг%20и%20творчество&path=wizard&parent-reqid=1603043924384506-1454563015729457516600113-production-app-host-vla-web-yp-206&wiz_type=vital&filmId=18118265500249108859 | ||
2. | Систематическая тренировка навыков путем интенсивной целенаправленной практики | Диагностико-аналитический | – Тест креативности Торренса http://www.test-torrensa.ru/ |
Формирующий | – Развитие креативного мышления – Вебинар «Навыки ХХI века: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация» https://yandex.ru/video/preview?filmId=2962168430755306587&parent-reqid=1604646136802212-88631415071425648621291-prestable-app-host-sas-web-yp-180&path=wizard&text=вебинары+по+развитию+креативного+мышления+педагога&wiz_type=vital Реализация технологий STEAM в школьном образовании с решениями LEGO Education (http://www.int-edu.ru/node/2190) | ||
3. | Формирование личностных характеристик, сопутствующих развитию компетенции взаимодействия). | Диагностико-аналитический | – Методика исследования уровня креативности и развития творческих способностей. Тест на мышление и креативность Дж. Брунера https://impsi.ru/testy/test-na-myshlenie-i-kreativnost-dzh-brunera/ |
формирующий | – Педагогический дизайн урока https://stepik.org/course/82684?auth=registration – Вебинар «Навыки ХХI века: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация» https://yandex.ru/video/preview?filmId=2962168430755306587&parent-reqid=1604646136802212-88631415071425648621291-prestable-app-host-sas-web-yp-180&path=wizard&text=вебинары+по+развитию+креативного+мышления+педагога&wiz_type=vital – Вебинар «Дорожная карта развития творческого мышления» https://yandex.ru/video/preview?filmId=3504333879391636571&path=wizard&text=вебинары+по+развитию+креативного+мышления&wiz_type=vital
| ||
4 | Рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной программы развития профессиональных компетенций. | Диагностико-аналитический | – Тест на креативность мышления https://empiremam.com/psikhologic-testy/test-na-kreativnost-myshleniya.html |
формирующий | Построение дальнейшей траектории индивидуальной образовательной программы развития профессиональных компетенций. |
Исходя из вышеизложенных задач поэтапного формирования обозначенной компетенции и парадигмы образования, мною определен индивидуальный план работы по формированию компетенции:
- Диагностический этап:
– Прохождение и анализ тестирования на наличие содержательных элементов трехкомпонентной модели компетенции (знания, навыки, установки);
– Выявление влияния мотивации на выполнение задач через целенаправленные процессы саморегулирования: контроль мотивации, управление эмоциями, сосредоточение внимания на задаче и метапознание.
2) Формирующий этап:
– расширить и углубить теоретическую базу по данному направлению (см. направленность тем в таблице);
– осуществить дальнейший поиск и освоение программ дополнительного профессионального образования в ведущих вузах РФ (например, РУДН, РГГУ, МГЛУ и др.), исходя из дальнейших потребностей по данному направлению;
– использовать полученные навыки в профессиональной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Боно Э. Серьёзное творческое мышление. / Э. де Боно // Пер. с англ. Д.Онацкая. – Мн: Попурри, 2005. – 416 с.
Князева Е.Н. Эпистемология креативности. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2013. – 520 с.
Лем П. Superкреатив. Интенсив-тренинг для развития креативного мышления. – Эксмо: 2006. – 360 с.
Любарт Т., и др. Психология креативности. – М: Когито-Центр, 2009
Микалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
Минюрова С. А. Психология самопознания и саморазвития [Текст]: учебник / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2013. – 316 с.
Развитие креативного и творческого мышления детей. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. https://amakids.ru/about_us/blog/mentalnaya-arifmetika/razvitie-kreativnogo-i-tvorcheskogo-myshleniya-detej/
Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. https://урок.рф/library/razvitie_tvorcheskogo_mishleniya_detej_mladshego_shkol_110831.html
САЙТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
Психология. Лекции, советы, материалы для студентов. https://impsi.ru/
Портал психологических изданий PsyJournals.ru https://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml
Национальная Федерация Психоанализа – Психологос. https://www.psychologos.ru/articles/view/nacionalnaya-federaciya-psihoanaliza
Психологическая газета https://psy.su/feed/8651/
ВЕБИНАРЫ И ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
Вебинар «Дорожная карта развития творческого мышления» https://yandex.ru/video/preview?filmId=3504333879391636571&path=wizard&text=вебинары+по+развитию+креативного+мышления&wiz_type=vital
Вебинар «Навыки ХХI века: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация» https://yandex.ru/video/preview?filmId=2962168430755306587&parent-reqid=1604646136802212-88631415071425648621291-prestable-app-host-sas-web-yp-180&path=wizard&text=вебинары+по+развитию+креативного+мышления+педагога&wiz_type=vital
Вебинар «Развитие креативного мышления младших школьников» https://yandex.ru/video/preview?filmId=15754572269223367613&path=wizard&text=вебинары+по+развитию+креативного+мышления&wiz_type=vital
Черниговская Т. В. Творчество как свойство мозга. https://yandex.ru/video/preview?text=татьяна%20черниговская%20мозг%20и%20творчество&path=wizard&parent-reqid=1603043924384506-1454563015729457516600113-production-app-host-vla-web-yp-206&wiz_type=vital&filmId=18118265500249108859
Черниговская Т. Язык и мозг: взгляд из ХХI века. Схемы или функции? https://yandex.ru/video/preview?text=татьяна%20черниговская%20сайт&path=wizard&parent-reqid=1603040059943323-279643195099522391400107-production-app-host-vla-web-yp-291&wiz_type=vital&filmId=5570784292111971523
ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЁМЫ
Гибкое мышление. Курс для старшеклассников, студентов и молодых специалистов по обучению универсальным навыкам, необходимым специалистам будущего. https://stepik.org/course/17830/promo
Педагогический дизайн урока: https://stepik.org/course/82684/promo
Практическая педагогика: https://stepik.org/course/53266/promo
Саморазвитие личности: мода, выбор или необходимость? https://psy.su/feed/8651/
Предварительный просмотр:
МК
Слайд 1
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш мастер-класс пройдёт в нестандартной форме презентации моего опыта.
Однажды маленький мальчик пришёл из школы домой и передал маме записку.
Мама прочитала записку вслух, борясь с подступающими слезами:
«Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
Слайд 2
Спустя много лет после смерти матери он пересматривал семейные архивы и наткнулся на это письмо, открыл и прочёл его.
«Ваш сын умственно отсталый. Мы не можем больше учить его вместе со всеми в школе. Поэтому рекомендуем обучать его самостоятельно дома.»
Он прорыдал несколько часов, а потом записал в свой дневник:
«Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребёнком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века.»
Слайд 3
Нэнси (мама Томаса) была школьным учителем и поэтому лично занималась с сыном.
Всего Томас Эдисон создал и запатентовал больше 4-х тысяч (!) изобретений (многими из которых мы пользуемся до сих пор), и всегда придерживался своего принципа, находясь на работе порой до 18 часов в сутки:
«Гениальность, креативное мышление - это 1% вдохновения и 99% пота».
Таким образом, мама великого изобретателя смогла помочь ему поверить в себя, стать упорным и никогда не сдаваться, не обращая никакого внимания на то, что о нём думают окружающие.
- Уважаемые коллеги, сформулируйте тему мастер-класса.
- Креативное мышление: природный дар или навык.
Слайд 4
Цель: познакомить в интерактивной форме педагогический состав с собственным педагогическим опытом по формированию компетенции креативного мышления.
Слайд 5
Задачи
- дать определение, выявить актуальность и необходимость компетенции;
- познакомиться с методикой формирования креативного мышления;
- сформулировать рекомендации по развитию компетенции.
Слайд 6
- Уважаемые коллеги, приступим к решению первой поставленной задачи. В рамках индивидуальной работы предлагаю вам с опорой на информационную поддержку сформулировать, что мы понимаем под креативным мышлением?
- нестандартное мышление;
- творчество;
- многие психологи считают способность к творчеству, или креативное мышление, особым качеством личности;
- креативное мышление – нешаблонный (нестандартный) подход к решению задач;
- Поль Торренс сказал: «Креативно мыслить - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.»
- Креативное мышление - это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач.
Слайд 7
- В целом креативность мышления обусловлена двумя принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. Слайд 8
– индивидуальная заинтересованность:
- полученные навыки пригодятся в будущей профессии;
- успех обучающегося повышает его самооценку;
- одобрение учителя и одноклассников усиливает желание учиться лучше;
- развитие креативного мышления повышает любознательность;
- интерес – позитивная эмоция, единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека и развивает креативность мышления. Слайд 9
Социальная значимость:
- чувство товарищества;
- уважение к старшим;
- доброта-отзывчивость: стремление делать людям добро;
- трудолюбие – труд, работа, направленная на достижение цели;
- дисциплинированность – подчинение установленным правилам;
- бережливость.
- Уважаемые коллеги, работая в группах, сформулируйте актуальность и необходимость развития креативного мышления.
- Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке и самооценке, креативное мышление. С возрастом эти качества будут совершенствоваться.
- Люди с развитым креативным мышлением хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию.
Таким образом, компетенция «креативное мышление» является актуальной, необходимой и востребованной.
Слайд 10
- Уважаемые коллеги, раскрыта ли нами актуальность и необходимость компетенции креативного мышления?
- Предлагаю перейти к решению второй поставленной задачи.
Слайд 9
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам поработать в парах, и назвать методические приёмы формирования компетенции креативного мышления, которые вы используете в своей профессиональной деятельности.
- мозговой штурм, особенно эффективен после постановки проблемы при изучении новой темы;
- инсерт - пометки на полях, которые позволяют ученикам ориентироваться в пройденном материале и оценивать самостоятельно степень своего развития. К таким пометкам относят: новая информация, очень ценная информация, непонятная информация, удивлен(а), у меня другой результат;
- творческое задание - наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений;
- дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других;
- создание креативного поля (по Д.Б. Богоявленской) - учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр.
-
Слайд 12
- Действительно, уважаемые коллеги, все перечисленные методы способствуют развитию креативного мышления. На слайде представлены методы, которые я также использую в своей работе.
Слайд 13
Здесь необходимо отметить условия, влияющие на формирование креативного мышления:
- наличие поисковой доминанты;
- освобождение от шаблона;
- сохранение интереса к задаче;
- схематизация проблемы.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам более подробно познакомиться с методикой «камень, брошенный в воду», которую использую в своей профессиональной деятельности. Эта и многие другие не менее интересные методики развития креативного мышления излагаются в книге Дж.Родари «Грамматика фантазии».
Слайд 14
- Послушайте¸ как красиво описывает данную методику её автор:
Слайд 15
Если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, вовлекающие в свое движение, на разном расстоянии, с различными последствиями, кувшинку и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова. Предметы, существовавшие каждый сам по себе, пребывавшие в состоянии покоя или дремоты, как бы оживают, они вынуждены реагировать, вступать во взаимодействие друг с другом. Движение распространяется вширь и вглубь. Камень, устремляясь вниз, расталкивает водоросли, распугивает рыб; достигая дна, он вздымает ил, натыкается на давно забытые предметы; некоторые из них оголяются, другие, напротив, покрываются слоем песка. За кратчайший миг происходит множество событий или микрособытий. Даже при наличии желания и времени вряд ли можно было бы зафиксировать их все без исключения.
- Уважаемые коллеги! Предлагаю вам зафиксировать те «круги», которые включат вас в процесс творческого восприятия действительности и креативного мышления.
Трель соловья
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам, работая в парах, зафиксировать образы, которые представились вам и запишите на листочки синквейны, которые у вас получились.
- Уважаемые коллеги, познакомьте нас со своим творчеством с помощью документ-камеры.
- пара
Соловей
Поёт, щебечет.
Загадочный, звонкий, раздольный.
Ковылём густым степь белеется.
Алёхин
2 пара
Соловей
Вдохновляет, славит.
Заливистый, мелодичный, талантливый.
Славно сегодня звенится, поётся!
Свиридов
3 пара
Соловей.
Радуется, воспевает.
Звонкий, таинственный, курский.
Живописцы, окуните ваши кисти!
Курск.
- У каждой пары возникли свои ассоциации:
- у кого-то трель соловья вызвала образ Стрелецкой степи,
- у кого-то ассоциацию с музыкой Курского края;
- третья пара увидела тенистые улицы старого города.
Слайд 16
- Если бы мы составляли синквейны индивидуально, палитра образов была бы намного шире!
- Все вы продемонстрировали высокий уровень ассоциативного и креативного мышления.
Стишок
В самом названье птахи славной
Я слышу соло дуновения ветров
И трав раздольных колыханье
В Стрелецкой степи, шёпоты цветов,
Свиридовских мелодий вдохновенье,
Гайдаровских мальчишек скорый шаг,
В рассветной дымке пробужденья
Войны минувшей сполохи атак.
Дейнека, Носов, Воробьёв, Асеев…
Всех вам не перечислю я…
Их труд, талант и озаренье
Воспеты в трели соловья.
- Как вы считаете, на каких этапах урока можно применять данную методику?
- В рамках каких учебных предметов можно использовать эту методику?
- Итак, уважаемые коллеги, вторая задача МК нами решена успешно и я предлагаю приступить к решению третьей задачи.
Слайд 16
3 задача
- Для решения этой задачи предлагаю поработать в парах и сформулировать рекомендации по развитию креативного мышления.
- Первая пара предложит нам рекомендации по формированию компетенции креативного мышления у обучающихся:
включать в учебно-познавательную деятельность современные методики и методики развития креативного мышления:
- ТРИЗ,
- эвристическая деятельность,
- метод проектов;
- метод ученического целеполагания и планирования;
- метод самоорганизации обучения;
- метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах).
- Пользуясь информационной поддержкой, вторая пара сформулирует принципы, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять креативное мышление:
Торренс выделил пять принципов:
- внимательное отношение к необычным вопросам;
- уважительное отношение к необычным идеям;
- показывать детям, что их идеи имеют ценность;
- предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
- давать время для неоцениваемой практики или обучения.
- Третьей паре предстоит выдвинуть предложения по формированию данной компетенции у педагога.
- наблюдать за успешным опытом развития данной компетенции;
- разрушать стереотипы;
- развивать способы обратной связи во взаимодействии;
- расширять круг профессиональных интересов;
- не избегать ситуаций неопределённости, искать пути решения.
- Уважаемые коллеги, какими рекомендациями по развитию данной компетенции вы будете пользоваться в своей профессиональной деятельности?
- Какой принцип поощрения креативного мышления вы считаете для себя наиболее продуктивным?
- Таким образом, я считаю, что, решив все поставленные задачи МК, мы достигли его цели.
- В качестве напутствия познакомлю вас с притчей «Лучший художник»
В одном городе проводили конкурс лучшего художника. И, в конце концов, жюри выбрало двух самых лучших. Но судьи никак не могли решить, какой из художников самый лучший. Тогда они обратились за советом к Мудрецу. Мудрец обратился к финалистам с вопросом:
– Сколько недостатков вы сами видите на своих картинах.
Один художник сказал:
– Если бы я увидел на картине недостаток – я бы тут же его исправил. Эта картина безупречна.
Второй художник молчал. У него спрашивают:
– Вы тоже считаете свою картину совершенной?
– Я доволен своей картиной. Но, в то же время, я вижу в ней очень много недостатков. Вот только не могу выбрать с каких начать рассказывать.
И тогда Мудрец объявил победителя:
– Тот человек, который не видит недостатков своей картины – достиг своего предела и остановился в мастерстве. Лучшим художником я выбираю того, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом.
Желаю вам никогда не останавливаться на достигнутом, стремясь к вершинам своего мастерства.
Информационная поддержка
Тема: «Креативное мышление: природный дар или навык»
Цель: познакомиться с педагогическим опытом по формированию компетенции креативного мышления.
Задачи
- дать определение, выявить актуальность и необходимость компетенции;
- познакомиться с методикой формирования креативного мышления;
- сформулировать рекомендации по развитию компетенции.
_____________________________________________________________
1 задача
Креативное мышление – это:
1. нестандартное мышление;
2. творчество;
3. многие психологи считают способность к творчеству, или креативное мышление, особым качеством личности;
4. креативное мышление – нешаблонный (нестандартный) подход к решению задач;
5. Поль Торренс сказал: «Креативно мыслить - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.»
6. Креативное мышление - это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач.
Актуальность и необходимость компетенции
1 группа. Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке и самооценке, формируется креативное мышление. С возрастом эти качества будут совершенствоваться.
2 группа. Люди с развитым креативным мышлением хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию.
Таким образом, компетенция «креативное мышление» является актуальной, необходимой и востребованной.
2 задача
Методические приёмы формирования
компетенции креативного мышления
1 пара:
- мозговой штурм, особенно эффективен после постановки проблемы при изучении новой темы;
- инсерт - пометки на полях, которые позволяют ученикам ориентироваться в пройденном материале и оценивать самостоятельно степень понимания информации. К таким пометкам относят: новая информация (!), очень ценная информация (!!!), непонятная информация (?), удивлен (˅), у меня другой результат (-);
2 пара:
- творческое задание - наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений;
- дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других;
3 пара: - создание креативного поля (по Д.Б. Богоявленской) - учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр.
3 задача
1 пара:
Рекомендации по формированию компетенции креативного мышления у обучающихся
включать в учебно-познавательную деятельность современные методики и методики развития креативного мышления:
- ТРИЗ,
- эвристическая деятельность,
- метод проектов;
- метод ученического целеполагания и планирования;
- метод самоорганизации обучения;
- метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах).
2 пара: принципы, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять креативное мышление:
Торренс выделил пять принципов:
- внимательное отношение к необычным вопросам;
- уважительное отношение к необычным идеям;
- показывать детям, что их идеи имеют ценность;
- предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
- давать время для неоцениваемой практики или обучения.
3 пара:
Предложения по формированию данной компетенции у педагога:
- наблюдать за успешным опытом развития данной компетенции;
- разрушать стереотипы;
- развивать способы обратной связи во взаимодействии;
- расширять круг профессиональных интересов;
- не избегать ситуаций неопределённости, искать пути решения.
- Уважаемые коллеги, какими рекомендациями по развитию данной компетенции вы будете пользоваться в своей профессиональной деятельности?
См выше +
- будем чаще включать в учебно-познавательную деятельность все предложенные методы и методики развития креативного мышления;
- изучим книгу Джани Родари «Грамматика фантазии»
- Какой принцип поощрения креативного мышления вы считаете для себя наиболее продуктивным?
Называем любой из:
- будем внимательно относиться к необычным вопросам;
- уважительно реагировать на необычные идеи;
- показывать детям, что их идеи имеют ценность;
- предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
- давать время для неоцениваемой практики или обучения.
Предварительный просмотр:
Тема: «Креативное мышление: природный дар или навык»
Цель: познакомиться с педагогическим опытом по формированию компетенции креативного мышления.
Задачи
- дать определение, выявить актуальность и необходимость компетенции;
- познакомиться с методикой формирования креативного мышления;
- сформулировать рекомендации по развитию компетенции.
_____________________________________________________________
1 задача
Креативное мышление – это:
1. нестандартное мышление;
2. творчество;
3. многие психологи считают способность к творчеству, или креативное мышление, особым качеством личности;
4. креативное мышление – нешаблонный (нестандартный) подход к решению задач;
5. Поль Торренс сказал: «Креативно мыслить - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.»
6. Креативное мышление - это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач.
Актуальность и необходимость компетенции
1 группа. Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке и самооценке, формируется креативное мышление. С возрастом эти качества будут совершенствоваться.
2 группа. Люди с развитым креативным мышлением хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию.
Таким образом, компетенция «креативное мышление» является актуальной, необходимой и востребованной.
2 задача
Методические приёмы формирования
компетенции креативного мышления
1 пара:
- мозговой штурм, особенно эффективен после постановки проблемы при изучении новой темы;
- инсерт - пометки на полях, которые позволяют ученикам ориентироваться в пройденном материале и оценивать самостоятельно степень понимания информации. К таким пометкам относят: новая информация (!), очень ценная информация (!!!), непонятная информация (?), удивлен (˅), у меня другой результат (-);
2 пара:
- творческое задание - наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений;
- дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других;
3 пара: - создание креативного поля (по Д.Б. Богоявленской) - учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр.
3 задача
1 пара:
Рекомендации по формированию компетенции креативного мышления у обучающихся
включать в учебно-познавательную деятельность современные методики и методики развития креативного мышления:
- ТРИЗ,
- эвристическая деятельность,
- метод проектов;
- метод ученического целеполагания и планирования;
- метод самоорганизации обучения;
- метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах).
2 пара: принципы, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять креативное мышление:
Торренс выделил пять принципов:
- внимательное отношение к необычным вопросам;
- уважительное отношение к необычным идеям;
- показывать детям, что их идеи имеют ценность;
- предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
- давать время для неоцениваемой практики или обучения.
3 пара:
Предложения по формированию данной компетенции у педагога:
- наблюдать за успешным опытом развития данной компетенции;
- разрушать стереотипы;
- развивать способы обратной связи во взаимодействии;
- расширять круг профессиональных интересов;
- не избегать ситуаций неопределённости, искать пути решения.
- Уважаемые коллеги, какими рекомендациями по развитию данной компетенции вы будете пользоваться в своей профессиональной деятельности?
См выше
- будем чаще включать в учебно-познавательную деятельность все предложенные методы и методики развития креативного мышления;
- изучим книгу Джани Родари «Грамматика фантазии»
- Какой принцип поощрения креативного мышления вы считаете для себя наиболее продуктивным?
Называем любой из:
- будем внимательно относиться к необычным вопросам;
- уважительно реагировать на необычные идеи;
- показывать детям, что их идеи имеют ценность;
- предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
- давать время для неоцениваемой практики или обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"
Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе новообразованием является мышление , оно приобретает домини...
Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».
Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дь...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТа ПО ТЕМЕ:«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма»....