Мастер-класс по развитию компетенции взаимодействия
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Мастер-класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс по развитию компетенции взаимодействия | 168.74 КБ |
Информационная поддержка к МК по взаимодействию | 160.22 КБ |
Стимульный материал к МК по взаимодействию | 336.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная среда как средство формирования
социально-эмоциональных навыков
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш мастер-класс пройдёт в нестандартной форме презентации моего опыта.
(Слайд 1)
- Вводная часть (притча про сладкое)
Однажды к Учителю пришли мать и привела за руку своего малолетнего сынишку, который беспрестанно жевал.
- Учитель, - сказала мать. - Я не могу понять, что происходит с моим сыном: он постоянно ест, причём только сладости и больше ничего. Мне кажется, на него навели порчу. Научи, что мне делать?
Мудрец внимательно посмотрел на малыша и сказал:
- Отправляйтесь сегодня домой, а завтра приходите ко мне, и я постараюсь вам помочь.
Женщина с ребёнком отправились домой, а на следующее утро вернулись обратно. Но мудрец сказал, что сможет помочь им только еще через неделю.
И вот когда они пришли через неделю, Учитель посадил мальчика рядом с собой и, внимательно глядя тому в глаза, произнес:
- Пойми, малыш, нельзя питаться одними сладостями - это вредно! Есть множество других вкусных вещей.
Мальчик задумался и в итоге пообещал, что будет есть другую еду тоже.
Мать ребёнка поблагодарила Учителя, но была удивлена.
- Почему нельзя было сказать ему это сразу? – спросила женщина, когда они уже собирались уходить.
- Понимаешь, красавица, - ответил мудрец. – Я не мог дать искренний совет твоему сыну во время вашего первого визита, потому что до этого сам ел очень много сладостей. Это время мне потребовалось, чтобы отучиться от этой дурной привычки.
Можно говорить самые дельные и полезные вещи, но они будут являться не более, чем лицемерием, а человек, рассуждающий о них - не более, чем ханжой, если, сам он поступает вопреки своим словам. Мы не можем дать ребёнку то, чего не имеем сами.
- О чём эта притча?
- О взаимодействии ученика и учителя.
- Для формирования компетенции взаимодействия с другими и с самим собой у обучающихся, педагогу необходимо сформировать эту компетенцию у себя.
- Уважаемые коллеги, сформулируйте тему мастер-класса.
- Формирование компетенции взаимодействия с другими и самим собой.
. (Слайд 2)
- Уважаемые коллеги, какова цель мастер-класса?
Цель: познакомиться с методами формирования компетенции взаимодействия с окружающими и самим собой.
(Слайд 3)
- Уважаемые коллеги, сходя из поставленной цели, предположите, какие задачи необходимо решить в ходе МК?
Задачи:
- Сформулировать актуальность и необходимость данной компетенции.
- Познакомиться с методикой формирования социально-эмоциональных навыков в учебной среде
- Сформулировать рекомендации по формированию компетенции.
(Слайд 4)
1 задача
- Уважаемые коллеги, приступим к решению первой поставленной задачи. Что мы понимаем под взаимодействием в учебной среде?
- Педагогическое взаимодействие – это процесс, который происходит между педагогом и обучающимся в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.
- Это процесс, в результате которого происходит формирование социально-эмоциональных навыков, позволяющих людям распознавать свои эмоции и управлять ими, успешно справляться с конфликтами, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике.
Слайд 5
- Уважаемые коллеги, какие формы взаимодействия имеют место быть в учебной среде?
1) учитель - ученик (ученики);
2) ученик - ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах);
3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе;
4) учитель- учительский коллектив;
5) ученик «с самим собой».
Слайд 6
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам, работая в группах, сформулировать актуальность и необходимость компетенции взаимодействия.
1 группа:
В основе ФГОС НОО лежат системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые предполагают воспитание и развитие качеств и компетенций личности, отвечающих требованиям современного общества.
В этой связи проблема формирования компетенции взаимодействия с другими и с самим собой является актуальной и имеющей практическую значимость.
2 группа
В процессе взаимодействия со сверстниками и учителем в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, формируются необходимые социально-эмоциональные навыки. В этом заключается необходимость данной компетенции и темы «Учебная среда как средство формирования социально- эмоциональных навыков».
Слайд 7
- Уважаемые коллеги, решена ли нами первая поставленная задача?
2 задача
- Уважаемые коллеги! Предлагаю вам перейти к решению второй поставленной задачи.
Слайд 8
- Уважаемые коллеги, назовите методические приёмы формирования компетенции взаимодействия с другими и самим собой, которые вы используете в своей профессиональной деятельности.
Дискуссия - это процесс, в ходе которого люди разговаривают о чем-то,
чтобы прийти к решению или обменяться идеями и мнениями. В ходе дискуссии люди участвуют в обмене знаниями или информацией, отвечают
друг другу с разных позиций, концентрируясь на конкретной теме, которая находится в центре коммуникации.
Разговор предполагает обмен знаниями, наблюдениями, мнениями или
идеями с разных позиций при отсутствии конкретной темы.
Дебаты предполагают выражение их участниками конкретной позиции,
формулировку ее в противовес позиции других участников.
Участники диалога учатся друг у друга, пересматривают и развивают свои первоначальные позиции. Диалог имеет инновационный потенциал. Диалог создает общее пространство и ведет к общему опыту и пониманию.
Метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах).
Метод самоорганизации учебной деятельности, который начинается с самопознания – процесса постижения школьником сущности, способностей и возможностей своего «Я». Включает в себя методы самоанализа, самонаблюдения.
Слайд 10
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам попробовать себя в роли учеников и решить, работая индивидуально, логическую задачу.
У каждого из вас карточка с заданием, которое необходимо выполнить. Восстановите матрицу. Слайд 11 .
- Какие навыки взаимодействия с самими собой вам были необходимы при индивидуальном выполнении данного задания?
- навык целеполагания;
- навык моделирования в предметной, графической или буквенной форме;
- навык определять последовательность учебных действий;
- навык планировать этапы осуществления деятельности;
- навык оценивать работу в соответствии с заданием;
- навык самоорганизации.
Слайд 11
- Уважаемые коллеги, после того, как индивидуальная работа выполнена, предлагаю вам решить эту же задачу, работая в группах. Посоветуйтесь и примите верное решение.
Слайд 12
Информационная поддержка для 1 - й группы
2 варианта заполнения матрицы:
Информационная поддержка для 1 - й группы
1 группа – в окошке ответа вписать каждому свою фамилию с номером выбранной на этапе индивидуальной работы фигуры.
Информационная поддержка для 2 - й группы
2 группа - результат - фигурка, нарисованная в окошке
- Уважаемые коллеги, продемонстрируйте результаты выполнения задания с помощью документ-камеры.
- Представитель первой группы, скажите, на какие рассуждения вы опирались при выполнении задания?
- Мы не пришли к единой точке зрения, потому что каждый из нас опирался на этап индивидуальной работы по заполнению матрицы. Номер фигуры, которую нужно вписать в «окно» у всех получился разный, поэтому вписали в окно фамилию с номером нужной фигуры.
- Каких правил придерживались участники второй группы?
- У нас тоже сначала получились разные номера правильного ответа, но когда мы сравнили карточки индивидуального задания, оказалось, что правильное решение у всех имеет разный номер. Требованиям заполнения матрицы, поэтому соответствует представленный рисунок.
- рассматривали ситуацию с позиции партнёра, выслушивали его точку зрения, сопоставляя со своей собственной
- понимали ситуацию общения
- делали совместные выводы, которые устраивали всех участников группы, учитывая требование к результату
- Как вы полагаете, коллеги, у какой группы взаимодействие осуществилось более продуктивно?
- у второй
- С какими трудностями могут столкнуться обучающиеся при выполнении этого задания?
- с недостаточно развитыми социально-эмоциональными навыками
- Уважаемые коллеги, посоветуйтесь в группах и сделайте выводы, какие же социально-эмоциональные навыки необходимы для преодоления этих трудностей?
Навыки, развиваемые в процессе взаимодействия
1 группа
Эмоциональные навыки
- распознавание эмоций;
- использование эмоций для помощи мышлению;
- понимание эмоций;
- управление эмоциями.
2 группа
Социальные навыки
- способность выразить себя в социальных взаимодействиях;
- способность «читать» и понимать разные социальные ситуации;
- знание социальных ролей, норм, правил;
- навыки решения межличностных проблем;
- навыки выполнения социальных ролей.
Слайд 13
- Какие социальные роли «примеряет» ребёнок во взаимодействии в учебной среде?
- роль равноправного по общению партнёра
- роль учителя во взаимодействии с собой: учит себя учиться.
Слайд 14
- Уважаемые коллеги, при решении второй задачи МК вам была представлена модифицированная методика Поливановой - Ривиной «Взаимодействие в условиях искусственно созданного социо-когнитивного конфликта»
Суть искусственно созданного конфликта заключалась в том, что на этапе индивидуальной работы в стимульном материале у каждого участника номера фигур, которыми необходимо дополнить матрицу, были разные.
- Уважаемые коллеги, можем ли мы сказать, что вторая задача нашего МК решена успешно?
- Предлагаю перейти к решению третьей задачи Слайд 15
3 задача
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам, работая в группах, сформулировать рекомендации по формированию компетенции взаимодействия.
- Первая группа выдвинет предложения по формированию данной компетенции у обучающихся.
- Второй группе предстоит дать рекомендации по формированию данной компетенции у педагога.
1 группа
Для формирования компетенции взаимодействия у обучающихся необходимо
необходимо включать в учебно-познавательную деятельность современные методы и методики развития компетенции взаимодействия, такие как
- диспуты, дебаты, дискуссии,
- метод проектов;
- метод ученического целеполагания и планирования;
- метод самоорганизации обучения;
- метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах). Слайд16
2 группа
- наблюдать за успешным опытом развития данной компетенции;
- изучать передовой опыт по развитию компетенции взаимодействия;
- участвовать в вебинарах и тренингах;
- расширять круг профессиональных интересов;
- заниматься самообразованием.
- Уважаемые коллеги, какими рекомендациями по развитию данной компетенции вы будете пользоваться в своей профессиональной деятельности?
- на начальном этапе формирования компетенции применим метод воспитательной беседы
- в урочную деятельность для формирования данной компетенции необходимо включать такие формы работы как, парная, групповая;
- использовать в работе такие методы и методические приёмы как диспуты, дебаты, дискуссии.
Если применять эти и другие методы формирования компетенции взаимодействия, обучающиеся
- будут способны принимать ответственность за свои поступки;
- сумеют выражать себя;
- научаться организовывать себя и других и принимать решения;
- смогут осуществлять саморегуляцию;
- в будущем успешно адаптироваться в современном стремительно меняющемся мире.
- Таким образом, я считаю, что, решив все поставленные задачи МК, мы достигли его цели.
Крылья
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился прохожий.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор к небу.
…Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ… Видишь, какие крылья у него выросли! – гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– А меня больше радуют твои перышки…
Профессор и книга.
Сегодня на уроке социальных проблем наш профессор поднял черную книгу и сказал — эта книга красная. И мы все такие: — Нет. А он: — Да, красная. И мы опять: — Это не так. Он повернул книгу, а её задняя обложка была красной. И он сказал: — Не говорите кому-то, что он не прав, до того момента, пока не посмотрите на ситуацию с его точки зрения.
Предварительный просмотр:
- О чём эта притча?
- О взаимодействии ученика и учителя.
- Для формирования компетенции взаимодействия с другими и с самим собой у обучающихся, педагогу необходимо сформировать эту компетенцию у себя.
- Формирование компетенции взаимодействия с другими и самим собой.
. (Слайд 2)
Цель: познакомиться с методами формирования компетенции взаимодействия с окружающими и самим собой.
(Слайд 3)
Задачи:
- Сформулировать актуальность и необходимость данной компетенции.
- Познакомиться с методикой формирования социально-эмоциональных навыков в учебной среде
- Сформулировать рекомендации по формированию компетенции.
1 задача
- можно сказать, что взаимодействие в учебной среде – это педагогическое взаимодействие
- Педагогическое взаимодействие – это процесс, который происходит между педагогом и обучающимся в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.
- Это процесс, в результате которого происходит формирование социально-эмоциональных навыков, позволяющих людям распознавать свои эмоции и управлять ими, успешно справляться с конфликтами, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике.
формы взаимодействия в учебной среде
1) учитель - ученик (ученики);
2) ученик - ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах);
3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе;
4) учитель- учительский коллектив;
5) ученик «с самим собой».
1 группа:
Актуальность компетенции взаимодействия
В основе ФГОС НОО лежат системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые предполагают воспитание и развитие качеств и компетенций личности, отвечающих требованиям современного общества.
В этой связи проблема формирования компетенции взаимодействия с другими и с самим собой является актуальной и имеющей практическую значимость.
2 группа
необходимость компетенции взаимодействия
В процессе взаимодействия со сверстниками и учителем в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, формируются необходимые социально-эмоциональные навыки. В этом заключается необходимость данной компетенции и темы «Учебная среда как средство формирования социально- эмоциональных навыков».
2 задача
методические приёмы формирования компетенции взаимодействия с другими и самим собой:
Дискуссия - это процесс, в ходе которого люди разговаривают о чем-то,
чтобы прийти к решению или обменяться идеями и мнениями. В ходе дискуссии люди участвуют в обмене знаниями или информацией, отвечают
друг другу с разных позиций, концентрируясь на конкретной теме, которая находится в центре коммуникации.
Разговор предполагает обмен знаниями, наблюдениями, мнениями или
идеями с разных позиций при отсутствии конкретной темы.
Дебаты предполагают выражение их участниками конкретной позиции,
формулировку ее в противовес позиции других участников.
Участники диалога учатся друг у друга, пересматривают и развивают свои первоначальные позиции. Диалог имеет инновационный потенциал. Диалог создает общее пространство и ведет к общему опыту и пониманию.
Метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах).
Метод самоорганизации учебной деятельности, который начинается с самопознания – процесса постижения школьником сущности, способностей и возможностей своего «Я». Включает в себя методы самоанализа, самонаблюдения.
Логическая задача
навыки взаимодействия с самими собой
- навык моделирования в предметной, графической или буквенной форме;
- навык определять последовательность учебных действий;
- навык планировать этапы осуществления деятельности;
- навык оценивать работу в соответствии с заданием;
- навык самоорганизации.
2 варианта заполнения матрицы:
Информационная поддержка для 1 - й группы
1 группа – в окошке ответа вписать каждому свою фамилию с номером выбранной на этапе индивидуальной работы фигуры.
Информационная поддержка для 2 - й группы
2 группа - результат - фигурка, нарисованная в окошке
1 группа ответ:
- Мы не пришли к единой точке зрения, потому что каждый из нас опирался на этап индивидуальной работы по заполнению матрицы. Номер фигуры, которую нужно вписать в «окно» у всех получился разный, поэтому вписали в окно фамилию с номером нужной фигуры.
2 группа ответ:
- У нас тоже сначала получились разные номера правильного ответа, но когда мы сравнили карточки индивидуального задания, оказалось, что правильное решение у всех имеет разный номер. Требованиям заполнения матрицы, поэтому соответствует представленный рисунок.
- рассматривали ситуацию с позиции партнёра, выслушивали его точку зрения, сопоставляя со своей собственной
- понимали ситуацию общения
- делали совместные выводы, которые устраивали всех участников группы, учитывая требование к результату
- С какими трудностями могут столкнуться обучающиеся при выполнении этого задания?
- с недостаточно развитыми социально-эмоциональными навыками
Навыки, развиваемые в процессе взаимодействия
1 группа
Эмоциональные навыки
- распознавание эмоций;
- использование эмоций для помощи мышлению;
- понимание эмоций;
- управление эмоциями.
2 группа
Социальные навыки
- способность выразить себя в социальных взаимодействиях;
- способность «читать» и понимать разные социальные ситуации;
- знание социальных ролей, норм, правил;
- навыки решения межличностных проблем;
- навыки выполнения социальных ролей.
Социальные роли:
- роль равноправного по общению партнёра
- роль учителя во взаимодействии с собой: учит себя учиться.
3 задача
1 группа
Для формирования компетенции взаимодействия у обучающихся необходимо включать в учебно-познавательную деятельность такие методы и методики развития компетенции взаимодействия, такие как
- диспуты, дебаты, дискуссии,
- метод проектов;
- метод ученического целеполагания и планирования;
- метод самоорганизации обучения;
- метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах).
2 группа
- наблюдать за успешным опытом развития данной компетенции;
- изучать передовой опыт по развитию компетенции взаимодействия;
- участвовать в вебинарах и тренингах;
- расширять круг профессиональных интересов;
- заниматься самообразованием.
Рекомендации:
- на начальном этапе формирования компетенции применим метод воспитательной беседы
- в урочную деятельность для формирования данной компетенции необходимо включать такие формы работы как, парная, групповая;
- использовать в работе такие методы и методические приёмы как диспуты, дебаты, дискуссии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников
Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...
Мастер-класс Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов (опор)
Автор: Красникова Марина Борисовна Личный сайт: http//:guru1.ucoz.ru Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимо...
Мастер-класс по теме : "Развитие познавательных возможностей учащихся на уроках русского языка"
Цель мастер- класса: показать систему работы над развитием познавательных способностей учащихся на уроках русского языка. Цели уроков:Развит...
Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»
Материал составлен для проведения мастер-класса для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления на уроке чтения с формированием УУД»
(1сл)Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления в чтении с формированием УУД"- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом классе. Мы сегодн...
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...