Особенности овладения навыком чтения детей с ОВЗ (умственная отсталость).
статья (1 класс)

Банникова Екатерина Владимировна

Статья для выступления на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_ovladeniya_chteniem.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности овладения навыком чтения детей с ОВЗ.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью, Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком.

В связи с тем что контингент класса специальной (коррекционной) школы неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, что создает дополнительные трудности для фронтальной работы. Так, во 2-м классе некоторые ученики уже могут читать слитно отдельные, простые по структуре слова. Но большинство детей только осваивает слоговое чтение. 

По мере усложнения программных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей. Умственно отсталые учащиеся очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано не столько с недостаточно быстрым соотнесением звуков и букв, смешением их, затруднениями в слиянии одного звука с другим (эти недостатки в какой-то степени преодолеваются еще в 1-м классе), сколько с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности.

Развитие беглости чтения тормозится еще и тем, что поле зрения у умственно отсталых детей ограниченное. Они обычно видят только ту букву (тот слог), на которую в данный момент направлен их взгляд. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой, что связано с их основным дефектом — интеллектуальной недостаточностью.

У умственно отсталых школьников в связи с затруднениями в осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью образования смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей.

Если говорить о навыках выразительного чтения, то здесь можно отметить следующее: в первые годы обучения дети не соблюдают правильный темп чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание. Характерны или излишне громкое чтение, или излишне тихое. В целом же оно отличается монотонностью. По мере повышения уровня беглости и сознательности чтения улучшается и его выразительность. При этом, как и дети с нормальным интеллектом, многие учащиеся обладают неплохими способностями к выразительному чтению.

Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению осознанности чтения.

В исследовании В.Я. Василевской подробно анализируются трудности, которые испытывают умственно отсталые школьники младших классов при осмыслении текста. Дети с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность; оказывают не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения. Особенно резко эти недостатки проявляются в тех случаях, когда наблюдается несоответствие между конкретными фактами, описываемыми в произведении, и внутренним смыслом происходящего. Даже имеющийся у детей опыт не всегда помогает правильному усвоению содержания произведения.   В результате фрагмент текста «...перестает быть частью целого и становится исходным пунктом для своих, лишь ситуационно близких ассоциаций, часто далеко уводящих от содержания текста».

Дополнительная дидактическая литература для учителя.

Жукова Н. С.  Букварь

Крупенчук, О.И. Учим буквы

Бортникова Е. Учимся читать в 2х частях.

Е. Бортиникова. Чудо обучайка. Развиваем навыки чтения.

Занимательный букварь Т. С. Резниченко

Учебно – дидактическое пособие по предупреждению и коррекции нарушения письма.

Логопедическая азбука. Е. В. Новикова

Школа для дошколят. Тренажер по развитию речи.

Балышева Е.  Учимся быстро читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью

Статья посвещена особенностям развития  детей с умеренной умственной отсталостью от рождения до средней школы....

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью в процессе обучения

В данной статье подробно рассказано о развитии коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью в процессе обучения...

Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостьюучитель-дефектолог -Харламова С.В.Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностя...

Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов»

Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся  с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов»....

Выступление на МО начальных классов «РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ РАЗВИТИЕМ»

У имбецилов очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Они страдают психофизическими особенностями, тяжелое нарушение интеллекта, поведения, деятельности и ...