Доклад «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника в условиях модернизации школьного образования»
материал
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Сегодня всем очевиден запрос общества на повышение качества духовно-нравственного воспитания учащихся. В национальной доктрине образования РФ сформулированы следующие задачи, стоящие перед системой образования: «Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
города Татарска Новосибирской области
Семинар классных руководителей
Доклад на тему
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника в условиях модернизации школьного образования»
Подготовила: Безручко Н.С.
учитель начальных классов
Ноябрь, 2020г.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Сегодня всем очевиден запрос общества на повышение качества духовно-нравственного воспитания учащихся. В национальной доктрине образования РФ сформулированы следующие задачи, стоящие перед системой образования: «Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи духовно-нравственного воспитания:
- формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
- освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
Общаясь с детьми, учитель имеет возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному — отделять черное от белого, правильно ценить все хорошее, творить добро. Но без тесного контакта, семьи и школы трудно будет справиться с этой задачей. Каждый из нас, прорабатывая план воспитательной работы, задумывается над тем, какую цель поставить перед собой и перед детским коллективом.
Реализация духовно-нравственного воспитания как одного из направлений воспитательной работы в моем классе осуществляется по программе «Планета добра».
Программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» и плана воспитательной работы школы. Программа рассчитана на 4 учебных года.
Содержание программы разделено на 6 связанных между собой основных направлений:
Направление 1. «Спортивно-оздоровительное».
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Направление 2. «Учебно-познавательное».
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Направление 3. «Духовно - нравственное»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Направление 4. «Правовое воспитание».
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Направление 5. «Гражданско-патриотическое».
Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.
Направление 6. «Художественно-эстетическое».
Цель: воспитание гармоничной личности ребёнка, воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса.
В рамках военно-патриотического месячника в прошлом учебном году, мы с классом посетили музей. Цель экскурсии: способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, таких как:
- воспитание гражданственности, патриотизма;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Также был проведён открытый классный час по теме: «Великая Отечественная война». Целью классного часабыло расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне через знакомство с историческим прошлым, на примере истории одного из учеников о своём прадеде. В ходе классного часа, дети рассказывали стихи, работали в парах с определением лексического значения слов - война и мир.
Учащиеся 1 «В» класса принимали участие в конкурсе чтецов и вокальном конкурсе, которые также были направлены на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника.
На уроках технологии выполняли поздравительные открытки ветеранам.
В классе была представлена выставка рисунков на тему «Война глазами детей».
Осознанная важность духовно-нравственного воспитания личности, я, как учитель начальных классов, веду систематически беседы, цель которых научить детей жить среди людей, управлять своими эмоциями и поведением. Достаточно назвать темы некоторых мероприятий: «Мы и родители», «Честность по отношению к себе и другим», «Дружба крепкая не расклеится», «Моя малая Родина: культура и традиции».
Большое значение для духовно-нравственного воспитания имеют пословицы и поговорки, которые раскрывают этические нормы русского народа: «На добрый привет – добрый и ответ», «За худым пойдёшь – худое и найдёшь», «Бог правду любит» и т.д., с которыми работаем как на уроках, так и на классных часах и кружках.
Работа по направлениям духовно - нравственное и патриотическое воспитание учащихся продолжается. В текущем учебном году ученик Сухов Лев принял участие во Всероссийском конкурсе «Наш домашний краеведческий музей», где поделился своим видео-рассказом о своём прадедушке и о его наградах.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение, которой в школьном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование различных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию и духовно-нравственному воспитанию в целом.
«Любовь к Отечеству дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д.Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему Патриотическое воспитание на уроках изо
доклад - актуализация патриотического воспитания на занятиях изо...
Программа по патриотическому воспитанию учащихся ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово «Патриоты России»
Программа “Патриоты России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников с учётом «Требований к результатам освоения ос...
Доклад: "Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время".
Данный материал раскрывает важность работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников во внеурочное время. Здесь отражаются основные направления, которыми может руководствоваться учитель при ...
Гражданское и патриотическое воспитание школьников с использованием средств музейной педагогики при преподавании школьных учебных предметов
Гражданина, патриота воспитать через разовое мероприятие невозможно, это процесс продолжается с момента поступления ребенка в школу и до окончания школы. Ежедневный, ежечасный, ежесекундный. В наше вр...
Доклад на тему: «Патриотическое воспитание младших школьников, как часть духовно- нравственного развития»
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнени...
доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и молодёжи на ценностях и традициях национальной культуры".
В данном материале содержится не только теория, но и рекомендации, что можно проводить по патриотическому воспитанию младших школьников, как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности...
Доклад по теме: «Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Материал об организации патриотического воспитания в начальной школе...