доклад на тему Патриотическое воспитание на уроках изо
консультация по теме

Чмырь Елена Викторовна

доклад - актуализация патриотического воспитания на занятиях изо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_patrioticheskoe_vospitanie_na_urokakh_izo.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ДОКЛАД ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чмырь Елены Викторовны

Д/О «Волшебный сундучок»

НА ТЕМУ:

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»)

. ЕГОРЛЫКСКАЯ

2014 Г

Патриотическое воспитание в изобразительном искусстве.

Воспитание чувства патриотизма начинается с первых лет жизни ребёнка в семье, продолжается в дошкольных учреждениях, в школе. Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание   подрастающего поколения тесно  связано не только  с изучением истории, традиций народа, но и с привитием учащимся нравственного и эстетического восприятия окружающего мира. Именно  на это и направлена образовательная область искусства, изучаемая учащимися общеобразовательных школ в современной школе. Патриотическое воспитание посредством искусства  рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся и осуществляется,  как в учебное время, так и во внеурочное время.

Актуальность проблемы патриотического воспитания, становление гражданского общества, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое

воспитание граждан Российской Федерации». В ней отмечено: «Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей». С чего начинается патриотизм? С любви к родному краю. Просто и понятно любить свой дом, село или город, в котором родился; народ, частью которого является язык, на котором говорят твои соплеменники и с помощью которого приобщаются к мировой культуре; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм». Чувство это всегда отличало россиян, умевших гордиться гениальными творениями Ломоносова и Пушкина, Гоголя и Репина, Менделеева и Сурикова, Циолковского и Королева, свершениями сынов народа, отстоявших Родину в битвах на Чудском озере и у Бородина, на полях под Москвой и Сталинградом: Александра Невского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова, Чапаева и Жукова.

Цель изобразительного искусства   в патриотическом воспитании:

- формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества;

Задачи патриотического воспитания:

  • формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
  •  сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
  •  воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
  •      воспитать любовь к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;
  •   способствовать изучению истории своей семьи, школы, района, города, культуры народов мира, своей страны.
  •  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Содержание деятельности:

  1. Изучение тем, связанных с  патриотическим воспитанием учащихся на уроках;
  2. Организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику;
  3. Посещение музеев, выставок, экскурсии по историческим местам;
  4. Проведение диспутов, бесед, ведение поисковой деятельности.

        

Приоритетной целью  изучения «Изобразительного искусства»  в  программе «Волшебный сундучок»  является духовно - нравственное развитие ребёнка, т. е формирование у него качеств, отвечающих представлениям о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.  Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Все темы занятий  на протяжении всего курса, пропитаны принципом «от родного порога в мир общественной культуры», открывают учащимся многообразие культур разных народов, ценностные связи, объединяющие всех людей планеты,  культуру России,  как часть целостного мира.

Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых, являлось бы, патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все занятия имеют такие задачи. Так, например:  темы направлены на знакомство учащихся с художественными материалами,  на которых учащиеся знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством Русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества  художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет  развивать любовь к Родине, своему народу  и культуре.

Большое количество занятий направлены  на развитие патриотических чувств у учащихся, такие, как:  «Выражение характера человека через украшения» и др.;  «Памятники архитектуры- наследие предков», «Парки, скверы, бульвары» ;  «Пейзаж родной земли», «Народные праздники», «Города русской земли» и др. ;  «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», «Праздничные народные гулянья» и др.  ; «Жанр пейзаж в изобразительном искусстве.», «Пейзаж в русской живописи» ; «Великие скульпторы», «Сложный мир исторической картины. Из истории родного края».

Помимо занятий по изобразительному искусству, учащиеся посещают  выставки, музей, с ними проводятся беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию, Северный Кавказ, поддерживаются богатейшие традиции.

В целях повышения познавательной активности учащиеся  занимаются и поисковой деятельностью. Дети изучают историю родного края,  изучают архитектуру, творчество художников-земляков,  знакомящие детей с культурой Родины, но и развивающие чувство гордости за свой край, свой город. 

В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения  к истории Отчизны, в рамках предмета Изобразительного искусства, в ЦВР проводятся ежегодные конкурсы- выставки детских рисунков, а также конкурсы творческих работ, посвященные  юбилеям.

Выставка рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», а  также конкурсы рисунков, фотографий, посвящённых Дню победы, Дню Семьи, Дню Космонавтики, Сказкам народов Северного Кавказа и др.

Рисунки учащихся на патриотическую тематику, принявшие участие в  краевых  конкурсах рисунков получают высокую оценку жюри, учащиеся были награждены дипломами, сертификатами.

Так, например учащиеся д.о. «Волшебный сундучок» приняли участие в конкурсах: «Они сражались за Родину» 2012 – 13 г, 2013-14 г, «Как у нас на Тихом Дону», «Красота родного края», «Красота божьего мира», «Мама - самый главный человек в нашей судьбе», «Лошадь - чудо талисман»

Литература

  1. http://www.dissercat.com/ 
  2. http://www.portal-slovo.ru/ 
  3. http://www.dgpu.ru/ 
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Под ред. Б. М. Неменского,- М.: Просвещение, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"

Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание младших школьников, как часть духовно- нравственного развития»

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнени...

доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и молодёжи на ценностях и традициях национальной культуры".

В данном материале содержится не только теория, но и рекомендации, что можно проводить по патриотическому воспитанию младших школьников, как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности...

Доклад по теме: «Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Материал об организации патриотического воспитания в начальной школе...

Доклад-презентация «Патриотическое воспитание на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»

laquo;Патриотическое воспитание на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно.Какими мы сформируе...