Проектная деятельность как основное требование ФГОС.
статья
Проектная деятельность как основное требование ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.odt | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
как основное требование ФГОС.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются "общеучебные умения", "общие способы деятельности", " надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальные учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Начало пути реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентного подхода к обучению. Поиски ответов не только на вопросы: "Чему учить?", "Как учить?","Зачем учить?", но и на вопрос "Как учить результативно?"- привели учёных и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс.
Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте-это план, замысел.
Проект-работа направлена на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Метод проектов - система обучения, при которой учащихся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Учебный предмет проект-это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать специфические умения и навыки проектирования.
Проектная деятельность в школе невозможна без организованной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником.Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребёнку.
Основные этапы работы над проектом:
-проблематизация;
-целепологание;
-планирование;
-реализация;
-рефлексия.
Чтобы проблема проекта мотивировала ученика на активную работу, его цель поначалу должна носить скрытый характер, порождать проблему. Проблематизация является первым этапом работы над проектом - необходимо оценить имеющиеся обстоятельство и сформулировать проблему.
На втором этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей (не всегда реалистических), что ещё больше укрепляет мотив к деятельности.
Планирование - важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдалённая цель, но и ближайшие шаги. В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляются, что может несколько снизить мотив к деятельности.
Реализация имеющегося плана - следующий этап проектного цикла. Это период максимального колебания мотива. Автор проекта мысленно уже достиг результата работы, эмоционально пережил это достижение; или, наоборот. объём предстоящей работы приводит к тому, что у автора опускаются руки, пропадает уверенность в успешном завершении проекта . Очевидно, что на этапе реализации учителю предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая личностные особенности своих учеников.
По завершению работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того. автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился. что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрёл. Всё это и является содержанием этапа самооценки и рефлесии - завершение этапа работы.
Однако, внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимы выполнять в ходе работы. Так, формируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы - проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.
Проект обязательно должен иметь письменную часть-отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимающиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведённые эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итого, делают выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает её результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.
Вашему вниманию представлены слайды, демонстрирующие конечный результат проектной деятельности как таковой.
(Презентация)
В этом учебном году мой 3 класс принимает участие в общероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио ученика", в конкурсе "Учебный проект".
Практическая деятельность нашей работы в этом конкурсе сводится к решению информационной проблемы по опросу и обощению общественного мнения в опреденной предметной области. В проектной деятельности задействованы 9 человек. Тема проекта "Участники ВОВ - жители п.Тлюстенхабля." Продолжительность работы над этим проектным продуктом составляет 5 месяцев. Конечным результатом этой работы должна стать брошюра. В качестве руководителя группы я провела соответствующую работу по включению ребят в активную проектную деятельность: теоритическая подготовка умение составлять отчёт о проделанной работе и т.д. на заседаниях участники группы анализировали свою деятельность, учились выслушивать и уважать мнение других членов группы , делились своим опытом.
Письменная часть проектной работы является важнейшим этапом работы. В качестве примера хочу привести отрывок из работы ученика 3 класса Шеуджена Ахмеда: «…При работе над боевой историей моего прадеда я мог только пользоваться документами и воспоминаниями его внука - моего отца. Поэтому так мало информации.
…В ходе работы я принял решение не менять проектный продукт, так как мне удалось собрать достаточно информации. Мне удалось достичь цели проекта, потому что я проявил настойчивость и упорство»
Как и любое новшество, введение ФГОС связано с определенными трудностями. В них нужно вникать, работать не уставая и тогда результат не заставит себя долго ждать. Поэтому я очень надеюсь, что работа наша в этом направлении даст свои плоды.
Список использованной литературы:
1.Бухарина М.Ю. Разработка учебного проекта.- М.,2003.
2.М.А.Ступницкая. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС
Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной общеразвивающей про...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
презентация "Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения"
В презентации рассказывается о предметных и метапредметных результатах, о группах УУД и их функциях....
Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения
Методическая статья из опыта работы...
Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе как основное требование ФГОС НОО
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на пере...
«Метапредметный подход в обучении информатике, как основное требование ФГОС НОО»
Творческий отчет в форме презентации «Метапредметный подход в обучении информатике, как основное требование ФГОС НОО»...