Организация проектной деятельности в начальной школе
материал (3 класс)
При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyat-t.pptx | 951.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач: и спользование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом и т.п.; о бучение школьников умениям и навыкам проектирования; н аличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащихся в выборе темы проекта и его выполнение; с оздание условий для оформления результатов проектной деятельности; о рганизация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Исследовательская, поисковая проектная деятельность Защита проектов Проблема Оформление результатов Прогнозирование новых проблем
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «пять П» П роблема П роектирование (планирование) П оиск информации П родукт П резентация
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 1. ПОИСКОВЫЙ м оделирование идеальной (желаемой) ситуации; а нализ имеющейся информации; о пределение и анализ проблемы; о пределение потребности в информации; с бор и изучение информации 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ п остановка цели проекта; о пределение задач проекта; о пределение способа решения проблемы; а нализ рисков; с оставление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; а нализ ресурсов; п ланирование продукта; а нализ имеющейся информации; о пределение потребности в информации; с бор и изучение информации 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ в ыполнение плана работ; т екущий контроль 4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ п редварительная оценка продукта; п ланирование презентации и подготовка презентационных материалов; п резентация продукта 5. КОНТРОЛЬНЫЙ а нализ результатов выполнения проекта; о ценка продукта; о ценка продвижения
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Цель: проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему . ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории. Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
ПО ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ МОНОПРОЕКТЫ проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ МИНИПРОЕКТЫ могут укладываться в один урок.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ НЕДЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. ГОДИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ВНУТРИКЛАССНЫЕ ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ и МЕЖДУНАРОДНЫЕ как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ Взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде схемы: 1-й этап: учитель – ученик; 2-4-й этапы: учитель – ученик; п оследний этап: учитель – ученик. На всех этапах работы над проектом педагог: консультирует: провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказки даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения; помогает: помощь при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках. Другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося; наблюдает: наблюдение нацелено на получение информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетенций учащихся – с другой.
Роль учеников при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы: в ыбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности; в ыстраивает систему взаимоотношений с людьми . Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход ученика за пределы школы в поисках информации или для проверки своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций.
о ценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи – с позиций их реалистичности и т.п. в то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем. Что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось.
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близких к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития; длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно -внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками; ц елесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с различными текстовыми источниками информации; подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию;
наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и т.д.), возможно проведение в 3 классе во втором полугодии одного проекта или исследования, в 4 классе – двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу. п резентация проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. Презентация проекта необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов. Результат должен быть материальным, т.е. как-либо оформлен; д ля успешной презентации нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.
т ребования к презентации: - защита-презентация проводится самим автором (индивидуальный проект), группой авторов (групповой проект), творческим коллективом (коллективный проект); - перед началом публичной защиты-презентации проекта в жюри представляются паспорт проекта, оформленный в соответствии с установленными в школе нормами, и лист «Защита-презентация проекта»; - содержание и композиция защиты-презентации определяется авторами самостоятельно, однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность, обоснование выбранной темы; цели и задачи проекта, степень их выполнения; краткое содержание, ключевые положения и выводы; этапы выполнения проекта, распределение обязанностей между участниками; обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем; рекомендации по возможной сфере практического использования проекта;
- после завершения выступления участники проектной группы должны ответить на вопросы жюри и других участников презентации; - в ходе защиты-презентации проекта возможно использовать рекламно-пояснительную продукцию (рекламные плакаты, буклеты, программы, аннотации т.д.). п одготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Ее можно сделать более эффективной, если предложить участникам проекта какую-либо основу (клише) для подготовки к защите своей работы. «Метод проектов в начальной школе: система реализации» / авт.-сост. Н.В. Засоркина и др. – Волгоград: Учитель, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...
Организация проектной деятельности в начальной школе
Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...
Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)
В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе. Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...
Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»
В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...
Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"
Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....
Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "
Проектная деятельность в начальной школе в настоящее время является актуальной. В работе с младшими школьниками я считаю её альтернативой игровой деятельности. Вместо усвоения ...
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...