Обобщение опыта на тему «Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий»
презентация к уроку (4 класс)
Обобщение опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_kraynova_tekst.docx | 25.86 КБ |
obobshchenie_opyta_kraynova_isp2.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме: «Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий»
1 слайд. ВВЕДЕНИЕ
В 2020 году я начала работать по программе « Школа России».
Изучая методическую литературу заинтересовалась одной из форм работы групповой формой работы. Так я определилась с темой:. «Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий»
2 слайд. Актуальность темы.
Групповая форма работы активизирует деятельность учащихся на уроке, способствует повышению уровня результативности учебного процесса. Школьники больше рассуждают, размышляют, дискутируют, а не просто механически запоминают учебный материал. В результате совместной деятельности в группе учащиеся самостоятельно, осмысленно открывают знания.
3 слайд цель.
Исходя из выше сказанного, я так определила цель своей деятельности по теме:
использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся для повышения эффективности учебного процесса, развития коммуникативных качеств, навыков сотрудничества, формирования активной жизненной позиции младших школьников.
4 слайд задачи.
Организация групповой работы в начальной школе является процессом поэтапным, поэтому задачи, вытекающие из цели, я распределила соответственно этапам.
У первоклассников ещё не сформированы навыки сотрудничества и коммуникативные качества, поэтому, перед периодом непосредственной организацией групповой работы необходим подготовительный этап.
5 слайд подготовительный этап.
Подготовительный этап. (2 полугодие 1 класса – 1 полугодие 2 класса)
Основные задачи этапа:
1.Сформировать положительное отношение к совместной деятельности.
2.Учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий, развивать коммуникативные качества.
6 слайд 1 задача
Чтобы учащиеся понимали пользу учебного сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности. Анализ различных мероприятий (праздников, конкурсов, викторин и т.д.), проведенных в классе, свидетельствует о том, что их успех зависит от общих усилий, от совместного творчества и дружной работы.
7 слайд 2 задача
Использую задания, позволяющие детям на личном опыте убедиться в пользе совместной работы. (Например: даю классу общее задание. Всех учащихся делю на две группы: одни ученики работают индивидуально, другие – парами. Работающие в парах, справляются с заданием быстрее, чем ребята, работающие индивидуально. )
8 слайд.
В результате дети сами отмечают достоинства совместной работы:
- объяснение того, что другим непонятно;
- возможность получить помощь от одноклассника при необходимости;
- возникновение разных мнений и необходимость обоснованного доказательства своей точки зрения.
9 слайд
Использование на этом этапе таких приёмов обучения, как речевые разминки, диалоги, пантомимы, позволило сформировать у учащихся умение слышать и слушать друг друга, научить задавать вопросы, отвечать на них, сформировать навыки участия в диалоге, развить умение понимать жесты, мимику собеседника. Организация и проведение учебных споров – дискуссий ,позволили создать благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать с партнёрами по учебному общению (умение слушать товарища, считаться с его суждением, изменять свои действия в зависимости от поведения других учеников, совершенствовать свою речь). (Приложение №1).
10 слайд
Результатом подготовительного этапа является составление правил совместной (дружной)работы. (Приложение №2).
Правила совместной работы |
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего |
2) работать по алгоритму (плану) |
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца |
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы |
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности |
11 слайд
Следующий этап – этап непосредственной организации групповой работы.
Задачей этапа является: объединение школьников в учебные группы для решения познавательных задач и повышения качества знаний.
12 слайд
В свою очередь этот этап так же является уровневым.
Организацию групповой работы начала с парной работы как самой простой(2 - 3 класс).
Парную форму организации обучения можно начинать на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность. Главное – первые задания для парной работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
Затем вводится работа с карточками – заданиями.
Для успешной работы на этом этапе первое время учащимся необходимы консультации учителя, которые впоследствии заменяются.
13 слайд
карточками – инструкциями. (Приложение №3).
Использование карточек-инструкций позволяет более чётко организовать деятельность учащихся, следовательно, более рационально распределять время на уроке.
14 слайд
По мере овладения школьниками умениями совместной работы в парах стала вводить работу в группах 3 -4 класс(методика организации групповой работы та же, что и парной работы).
При формировании эффективных учебных групп следует учитывать:
- психологическую совместимость учащихся;
- объединять учеников с разной успеваемостью и уровнем развития, что способствует более плодотворному общению. (Успешные ученики чувствуют ответственность за менее успешных товарищей, а они в свою очередь стараются внести посильный вклад в работу, чтобы не подвести свою группу);
- количество учащихся в группе должно быть 4 или 6 (для возможной организации парной работы), большее количество учащихся уменьшает возможность каждого школьника занимать активную позицию в коммуникации;
- в каждой группе назначаются учителем или выбираются детьми консультант (помощник учителя) и статист (ученик, который ведёт карточку учёта деятельности каждого учащегося группы), секретарь (записывает высказанные идеи и решения), ответственный за тишину. Члены группы периодически меняются ролями.
(В своей работе использовала новые структуры взаимодействия учащихся в группе – структура «Цвета» (как вариант «Цифры»), «1-2-все». (Приложение №4).)
15 слайд
В ходе групповой работы создаётся единый «групповой продукт». Каждый ученик получает оценку за свою часть работы, а группа - за общий результат.
Всякая работа в группе завершается рефлексией, в ходе которой члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения (при этом учащиеся выявляют, какие из действий группы и её участников были эффективны, а какие неудачны, принимают решение, какие из этих действий стоить активно использовать в будущей работе, а от каких отказаться), то есть рефлексия позволяет учиться на своём опыте.
16 слайд.
Разработка и проведение урока с использованием групповой работы включает ряд этапов:
- определение задачи урока;
- выбор способов постановки этой задачи перед группой;
- планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате;
- определение структуры взаимодействия учащихся и исполняемых ими ролей;
- обеспечение необходимыми материалами;
- выбор способа оценки результатов деятельности школьников.
17 слайд
Использование в классе групповой формы организации познавательной деятельности дало следующие результаты:
- на конец первого полугодия в 4 классе 100% успеваемость;
-из 7 человек – 1 отличник, 4 учеников успевают на «4 и 5», остальные имеют не более трёх троек. Результаты обучения по предметам отражены в диаграмме.
18 слайд.
Совместная деятельность в группах помогает решить и воспитательные проблемы. Ученики нашего класса стараются писать в тетрадях чисто и аккуратно, так как понимают, что их работы будут читать и проверять их товарищи. Импульсивные дети () учатся сдерживаться, так как иначе ребята не пожелают с ними работать в группе. Замкнутые дети (Шелыхманов Дмитрий) получают опыт общения, постепенно преодолевая свой комплекс. Ученики, имеющие «трудности» при обучении (Сычёв Владимир) попадают в ситуацию учебного успеха, необходимую для поддержания веры в свои силы, желания добиваться лучших учебных результатов.
19 слайд.
Ребята стали активнее, коммуникабельнее, увереннее в своих силах, результатом чего стало их массовое участие во всех школьных и внешкольных мероприятиях.
Учащиеся 4 класса успешно участвовали во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» ( Сертификаты получили 7 человек. Первое место по школе и диплом получила учащаяся Пугатова Анжелика. В международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру»(участвовало 7 учеников класса, все получили сертификаты, а Пугатова Анжелика получила диплом за высокие результаты. Учащиеся 4 класса успешно участвовали в школьных олимпиадах, в муниципальной Всероссийской олимпиаде школьников по ОПК и светской этике. Так же активно ребята участвуют в творческих конкурсах и имеют многочисленные награды и поощрения .
20 слайд
Возникшие в процессе обучения в группах отношения взаимопомощи, внимания, ответственности друг за друга, переносятся и во внеурочные отношения. Постепенно во взаимоотношениях учащихся класса исчезли конфликты, ссоры, обиды. Такие отношения поддерживают эмоционально-положительное отношение к процессу обучения и к школе в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя свою деятельность по организации групповой работы на уроках в начальной школе, я пришла к следующим выводам:
1.Групповая деятельность естественна для активной природы ребенка. Но для организации эффективного познавательного процесса в группе у учащихся необходимо развивать коммуникативные качества (т.е. умение участвовать в учебном и внеучебном общении) и навыки сотрудничества (взаимопонимание, взаимопомощь, взаимовыручка, сплочённость). У первоклассников эти навыки ещё не развиты. Проблему решить помогает введение подготовительного этапа в организации групповой работы.
2. Для формирования эффективных учебных групп необходимо соблюдать ряд условий, предусматривающих количественный, качественный состав и обязанности участников группы.
3. Учебное сотрудничество в группе способствует повышению эффективности познавательного процесса, поскольку вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, так как успех группы зависит от вклада каждого в совместное решение поставленной перед всеми проблемы. Работа в группе даёт возможность каждому ученику быть субъектом обучения. Ученики гордятся тем, что сами отвечают за своё обучение, выполняют самостоятельно функции, составляющие основу умения учиться: цель-планирование -рефлексия.
4. Сформированные в результате совместной деятельности учебные и коммуникативные навыки необходимы школьникам для дальнейшего успешного обучения и производственной деятельности.
Совместная деятельность учащихся в группе способствует повышению уровня результативности учебного процесса, характеризуется высокой активностью школьников в урочной и внеклассной деятельности, формированием дружного ученического коллектива.
В анкетах – отзывах учащиеся отмечают:
- не замечаешь, что ты на уроке;
- быстро проходит время;
- мы стали дружнее и добрее;
- интересно на уроке;
- можно фантазировать;
- нравится помогать другим;
- интересно слушать, что говорят другие;
- много неожиданного;
- вместе получается быстрее и веселее.
Можно с полным основанием считать, что проведение уроков с использованием групповой работы – один из мощных педагогических инструментов, которым может и должен пользоваться учитель.
Задачи.
- Сформировать положительное отношение к совместной деятельности у первоклассников.
- Развивать коммуникационные умения и навыки совместной деятельности учащихся для повышения эффективности работы в группах.
- Использовать учебные группы для решения познавательных задач и повышения качества знания.
- Использовать новые структуры взаимодействия учащихся в группе для активизации учебной деятельности.
- Создать условия для формирования эффективной самостоятельной, активной, творческой деятельности учащихся, необходимой для будущей жизни.
Принципы организации эффективных групп:
1. Принцип позитивной взаимозависимости (у всех общая цель, ролевая взаимозависимость)
2. Принцип индивидуальной оценки работы каждого члена гр.(каждый ученик получает отметку , для этого ведутся карточки учёта деятельности каждого учащегося)
3. Принц. Максимизации непосредственного взаимодействия между учащимися (каждый ученик занимает активную позицию. При раб. В классе отдельный ученик активен не более 15-20 секунд)
4. Принц. Систематической рефлексии (обязателен анализ проведенной работы –выявление затруднений, удач и неудач, планирование совершенствования работы группы в целом и отдельных учащихся).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Групповая форма работы активизирует деятельность учащихся на уроке, способствует повышению уровня результативности учебного процесса
ЦЕЛЬ повышения эффективности учебного процесса, развития коммуникативных качеств, навыков сотрудничества, формирования активной жизненной позиции младших школьников
Задачи групповой работы 1. Активизация познавательной деятельности 2. 4. 3. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных отношений в классе
1 этап –подготовительный. 1.Сформировать положительное отношение к совместной деятельности. 2.Учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий, развивать коммуникативные качества.
Использую задания, позволяющие детям на личном опыте убедиться в пользе совместной работы
Достоинства совместной работы - объяснение того, что другим непонятно; - возможность получить помощь от одноклассника при необходимости; - возникновение разных мнений и необходимость обоснованного доказательства своей точки зрения.
Приёмы обучения речевые разминки, диалоги, пантомимы, дискуссии
Правила совместной работы. 1) работать дружно; 2) работать по алгоритму (плану) 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу
2 этап – организация групповой работы Объединение школьников в учебные группы для решения познавательных задач и повышения качества знаний.
Парная работа.
Принципы групповой работы. - объединять учеников с разной успеваемостью; - количество учащихся в группе должно быть 4 или 6 (для возможной организации парной работы),; - в каждой группе распределяются роли. Члены группы периодически меняются ролями.
Рефлексия Работая в группе мне: было легко и все понятно возникали трудности, которые мы преодолевали работать трудно, много непонятного работа в группе была эффективной каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание
Этапы урока . - определение задачи урока; - выбор способов постановки этой задачи перед группой; - планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате; - определение структуры взаимодействия учащихся и исполняемых ими ролей; - обеспечение необходимыми материалами; - выбор способа оценки результатов деятельности школьников.
Алгоритм работы в группе. Ориентация на работу в группе. Организация взаимодействия, распределение ролей ( кто за что отвечает) Цель работы (что будем делать) Способы действия (как будем делать, общий способ, план, шаги) Результат (в виде чего) Кто его представит.
Ожидаемый результат 1. Качество усвоения программного материала - 70-80% 2. Дети ходят в школу с хорошим настроением - 100% 3. Считают уроки интересными - 78% 4.Нравится свой класс - 82% 5.Считают уровень взаимоотношений хорошим-91%
Мониторинг качества знаний.
Мониторинг качества знаний по предметам.
Мониторинг участия в олимпиадах.
Мониторинг участия в мероприятиях разного уровня.
«Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех . Генри Форд»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
У учителей начальных классов большой популярностью пользуется методическая тема "Групповые формы работы". Будучи слушательницей курсов в АППО( у Абдулаевой О.К.),имела возможность свести воедино обили...
Групповая работа как средство достижения коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в начальных классах
В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано...
"Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников" Автор: Рогова Ю.П., учитель начальных классов
В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школ...
«Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий»
Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий для формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стесните...
Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....
Групповые формы работы, как способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать во...
Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"
Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"...