Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей
методическая разработка

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Выступление на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей.

Докладчик: Шихалёва Д.С.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения термину здоровье даётся следующее определение:

Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому физическое здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его духовного и социального здоровья. «Строительный  материал», из которого создан здоровый человек это:

- физическое здоровье

- психологическое здоровье

- моральное здоровье

- духовное здоровье

- социальное здоровье.

Важнейшим фактором укрепления духовно-нравственного и социального здоровья ребенка является Семья

Духовно- нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. Среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью. Вот именно в этих условия возрастает роль семьи в духовно — нравственном воспитании личности.

И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае — за счёт психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.
      Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что и в школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль в развитии духовно-нравственных отношений. Сегодня пугает и тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия на эмоциональном уровне. Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться и играть со своими детьми. Родители фактически не знакомы с детьми, потому что не хотят или не могут (в силу занятости) потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. В связи с этим важно в просветительской деятельности педагогов образовательных учреждений разъяснить родителям роль собственного участия в совместной с ребёнком деятельности. Распределяя с ребёнком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств и становлению духовно-нравственной сферы. Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребёнка даже за незначительную помощь, подчёркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребёнка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждая социально необходимые качества личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....

Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"

Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"1.     Показать родителям значимость духовно - нравственного воспитания ...

Работа с семьёй по охране и укреплению физического, психического и социального здоровья младших школьников.

Укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников....

Работа с художественными и мультипликационными фильмами как фактор формирования духовно- нравственных ориентиров младшего школьника.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

: Взаимодействие с семьей, как фактор формирования духовно-нравственной культуры учащихся.

  Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой нев...

Презентация Семья как фактор укрепления социального здоровья детей с ОВЗ

Главное условие для благоприятного развития ребёнка с нарушением интеллекта – правильная организация его семейного воспитания.Роль родителей детей с нарушениями интеллекта трудно переоценить....

Семья как фактор укрепления социального здоровья детей с ОВЗ

Семья, являясь важным фактором социализации ребенка, включенная в большое разнообразие социальных связей в социальной структуре общества может как способствовать социальной интеграции индивида, так и ...