Личностно-ориентированное воспитание учащихся младшего школьного возраста.
методическая разработка
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Личностно-ориентированное воспитание учащихся младшего школьного возраста | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно- ориентированное воспитание учащихся младшего школьного возраста (27.10.2016 №2)
Каждый ребёнок должен быть в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский, а кто-то читает много книг… Иначе говоря, каждый школьник интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и, попросту говоря, — воспитать маленького человека лучше, чем он есть.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, характерологические особенности к тому или иному виду деятельности.
Ярко выраженная подражательность детей младшего школьного возраста, ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить свое поведение и поведение своих товарищей – такой далеко не полный список возрастных особенностей и тех трудностей, с которыми встречаемся мы, учителя начальных классов, при работе с коллективом, поступающим в 1 класс.
Как помочь детям с наибольшей пользой для развития сильных и слабых сторон, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок саморазвитию?
В. В. Зеньковский утверждал, что «задача воспитания не только труднее, но важнее, чем задача обучения». Ребенок является ценностью воспитания.
В процессе воспитания с первых дней поступления ребенка в школу я стараюсь учитывать возрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность, каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, каким он есть, обеспечивая ему зоны развития.
Правильно организованное воспитание должно способствовать развитию ребенка.
С первых дней учения у первоклассников начинает формироваться общественное мнение: что такое хорошо и что такое плохо. Ребята учатся распределять поручения, рассказывать, что они сделали для класса, обсуждать, что было хорошего, а что не удалось, ищем пути, как можно исправить неудавшееся, выбираем из предложенных вариантов наиболее приемлемый. Основной задачей в первый год обучения считаю: найти у каждого ребенка сильные стороны, на которые можно было бы опереться в воспитательной работе с ним, помочь ему раскрыть перед окружающими то хорошее, что в нем уже есть. Каждая личность универсальна, никто не должен чувствовать себя обделенным. Во втором классе продолжаю эту работу, стараюсь активизировать самоуправление и поддержать хорошие предложения, по - прежнему уделяя основное внимание вопросам нравственных взаимоотношений между детьми. Помогаю детям осмыслить реальные отношения, которые возникли между ними, увидеть и отметить проявления требовательности, доброжелательности, справедливости.
Считаю необходимо научить детей видеть и отрицательные явления, которые возникают в отношениях между ними: зависть, злорадство, тщеславие, хитрость, несправедливость, приучить детей бороться с этими явлениями.
В моём классе можно выделить 3 группы детей. 1-ая группа – дети, родители которых интересуются процессом обучения и воспитания, помогают им, водят в кружки, секции, студии… 2-ая группа – дети, чьи родители совершенно не интересуются процессом обучения и воспитания. Одни слишком заняты на работе, другие слишком молоды и устраивают свою личную жизнь. ( 4-ро детей рождены 16-17-ти летними девушками-подростками. Фактически их растили бабушки.) Михайловская Тоня – никому не нужный ребёнок: ни отцу, ни бабушкам. 3-ья группа – дети-молчуны (Морозов Влад – инвалид 5-ой группы, очень медлительный и неразговорчивый; Антилова Майя – пришла во 2-ой класс, девочка избегает общения со взрослыми, перенесла несколько психологических травм, в 1-ом классе почти не училась; Яковлев Олег – читать и писать под диктовку не может, на уроках молчит).
Подробнее хочу остановиться на детях 2-ой группы. В первом классе эти дети с первых дней были гиперактивными, не могли привыкнуть к школьному режиму, но на уроках всегда были готовы отвечать, и так происходило на протяжении всего периода обучения, пока отсутствовало домашнее задание. Но пришла пора его выполнять, и тут-то эти детки начали получать плохие отметки. Дети умные, сообразительные, а домашнее задание не выполняют. Начала выяснять причину: «Почему не сделал?» - и слышу в ответ: «Хотел сделать, но не смог». Почему не попросил помощи у взрослых? Оказывается, что и спросить не у кого: мама на работе, папы нет. когда ситуация начала повторяться (7-8 человек ежедневно в сентябре не выполняли домашнюю работу). Стала приглашать на беседу мам и бабушек – и всё встало на свои места: «Папа с нами не живёт (воспитываю вместо родителей), работаю за двоих, ребёнка приучаю к самостоятельности – домашнее задание не проверяю, портфель собирать не помогаю, все заслуги и неудачи ребёнка – его дело».
Как же помочь этим «самостоятельным» детям, пока эта самостоятельность им не навредила? Кому, как не нам, педагогам, известно, кто вырастает из таких «самостоятельных» детей. Мы должны постараться направить их самостоятельность в правильное русло, чтобы она не превратилась в наши проблемы: травмы, детские комнаты полиции, прогулы и т. п.
С такой многочисленной группой «ненужных» детей в одном классе мне приходится работать впервые. Я стала стараться стать этим детям другом, помощником, наставником, по сути, заменять им семью. Ведь не зря говорят: «Школа – второй дом». На уроках хвалю таких детей даже за незначительные успехи, чтобы у них появилось желание получить похвалу ещё раз. Ведь наверняка занятой маме некогда похвалить своё чадо, да и чего его хвалить – он же самостоятельный! Стараюсь как можно чаще вызывать таких детей к доске, давать им дополнительные задания, ищу индивидуальный подход, стараюсь привить им любовь к учению. Эти дети стали посещать ГПД и получают помощь учителей в подготовке домашних заданий.
Во внеурочной деятельности таким детям даю разные поручения по классу. Сначала они не показывали своей радости, дурачились, тем самым скрывали свои чувства. Не раз, ругая детей, мы одёргиваем их за то, что они улыбаются в то время, когда мы кипим от злости. Но никогда не задумываемся: «А что прячет ребёнок за этой улыбкой?» Чаще всего за ней спрятаны глубокие переживания, которые он старается скрыть от окружающих. Для качественного выполнения поручений мы стали обговаривать варианты помощи друг другу. Дети намного добрее взрослых и никогда не откажут, если их правильно попросить, а то и сами предложат помощь. С октября месяца я стала организовывать шефство над такими детьми для повышения их успеваемости и поведения. Но сначала рассказала сказку о взаимопомощи, чтобы каждый осознал своё назначение. Сделала акцент на умениях каждого ребёнка, подчеркнула их достоинства.
Проделанная работа дала положительные результаты: повысилась успеваемость, почти все дети к концу четверти стали регулярно выполнять домашние задания, улучшились отношения со сверстниками. Но остаётся ещё много проблем в поведении учащихся класса.
В четвертом классе дети уже имеют богатый опыт в выполнении поручений. Поэтому более ответственно их выполняют, чувствуя ответственность не только за себя, но и за общие дела класса. На этом этапе происходит значительное расширение детского самоуправления, оно постепенно переходит из рук учителя в руки самих школьников. Перед детьми встает задача самим организоваться для совместного мероприятия, праздника, работы. Самоуправление создает четверокласснику новую роль: он не только исполнитель, но и организатор, инициатор каких – либо дел. Эта роль требует самостоятельных решений и личной ответственности, помогает самоутверждению личности не только благодаря успехам в учении, но и успехам в других полезных видах деятельности. Участие в самоуправлении требует от ребят организаторских способностей и навыков: умело организовать своих товарищей для выполнения задания, уметь распределить работу, следить за ее ходом и оценивать результат. Стараюсь научить детей доказать, обосновать свою мысль, но и выслушать мнения других, совместно выбрать наиболее приемлемый вариант. Такие обсуждения воспитывают в детях чувство ответственности за себя и за класс в целом, формируя чувство долга, ответственности за порученное дело перед коллективом. Учителем закладываются новые представления ребенка о собственном «я», об отношениях с окружающими людьми. Поэтому, особое внимание обращаю на то, что нужно усвоить детям, как сделать это с наибольшей пользой для них, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок саморазвитию. А это возможно в том случае, если воспитывать у уч-ся такие качества как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития.
В заключении хочу сказать, что класс - сплоченный дружный коллектив. Работая, дети вместе учатся жить, принимать совместные решения, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Каждый учащийся пробует свои силы в разных направлениях и формах деятельности, делает для себя какие-то выводы. Считаю, что такая организация деятельности классного коллектива имеет большие возможности для личностно - ориентированного воспитания учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Толерантность в детских сказках советских писателей как средство воспитания учащихся младшего школьного возраста.
Данный классный час был проведен в 2012 году....
Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.
Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...
Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"
В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов....
Экологическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
В данной статье представлен и обобщен опыт работы по воспитанию экологической культуры младших школьников. Эта культура базируется на трех основных принципах: систематичность, непрер...
презентация педагогического опыта по теме Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста.
цель формирование нравственных чувств...
Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста через учебный процесс.
В статье "Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании" рассматриваются наиболее актуальные вопросы воспитания младших школьников....
Бисероплетение как средство эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности, как вид художественных ремёсел. Искусство изготовления...