Активизация творческого потенциала на уроках русского языка и литературного чтения.
методическая разработка
Выступление на ШМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_shmo_29.03.2019_aktivizatsiya_tvorcheskogo.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБЛУ СОШ №4 Терентьева Н,В.
Активизация творческого потенциала на уроках русского языка и литературы (методическая копилка)
Протокол №4 от 29.03.19
Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего (полного) общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, владеющего основами научных методов познания окружающего мира, мотивирован на творчество и современную инновационную деятельность; способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность.
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Школа нового времени должна раскрывать личность ребенка, воспитывать в детях интерес к учебе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни.
Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:
- формирование интеллектуальных, творческих и нравственных качеств личности учащихся, что является основным требованием образовательных стандартов нового поколения;
- повышение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению.
Поиски решения этих серьезных проблем ведутся по всем направлениям. Одним из путей решения было и остается формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала и способностей ребенка.
Эффективными методами, приемами и условиями, способствующими развитию творческого потенциала обучающихся являются:
- метод конструирования вопросов самими учениками;
- метод проблемного задания (прием выполнимое - невыполнимое действие);
- эвристический метод;
- интеграция как метод обучения:
- тематическая интеграция;
-межпредметная интеграция;
- методы формирования умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;
- методы самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей;
- использование игровых и информационно-коммуникационных технологий;
- наличие материально-технической базы.
Игровые технологии на современном уроке
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
Большинству игр присущи главные черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень
активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,
состязательность, конкуренция;
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание
игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
1) в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (например, игра «Переводчик» на уроке русского языка, игра «Отгадай слово» на уроке литературы);
2) как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии (например, игра «Помогите Пете Ошибкину» на уроке русского языка, викторина «Что такое? Кто такой?» на уроке литературы) ;
3) в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (например, графический диктант, диктант-шутка, диктант-молчанка на уроке русского языка, игра «Кто хочет стать отличником» на уроке литературы);
4) как технология внеклассной работы (например, творческие вечера, где звучат произведения, созданные учениками; «Посиделки», внеклассное мероприятие «Что в имени тебе моем?» и т.д.)
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве игрового средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Спектр целевых ориентаций
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение учебных навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.
Информационные технологии на современном уроке
Применение информационных технологий на занятиях необходимо, и мотивировано это тем, что они
· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения (например, создание и защита презентаций»);
· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (поиск информации на предложенных сайтах);
· активизируют познавательную деятельность учащихся;
· развивают творческий потенциал учащихся;
· осовременивают урок.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала;
· закреплении;
· повторении;
· контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
- интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
- тренажёр;
- контроль за умениями, навыками учащихся;
- самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся;
в основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?
- стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
- способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
- визуализация учебного материала;
- интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой;
- повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
- разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
- стимулирование воображения школьников;
- способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения
доклад на тему "Виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения", предназначенный для учителей начальных классов...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературного чтения
Воспитание всесторонней и творческой личности - главная задача современной школы. Этому должна быть подчинена работа как учителей начальной школы, так и среднего звена. Большая ответственнность возлаг...
АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять знания и умения, которые ...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения.
Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Решение данной проблемы осуществимо через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку ...
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения
В презентации представлен опыт работы с проектом "Как хорошо уметь читать"...
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".
В обобщении опыта представлены различные виды и формы творческих заданий, которые позволяют достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, посильные для каждого ученика....