«Проблемно – диалогическое обучение в начальной школе»
статья (4 класс)

Богданова Светлана Александровна

В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблемно – диалогическое обучение в начальной школе»

Учитель начальных классов

Богданова Светлана Александровна

 «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»

М. М. Бахтин

 

     Каждый  учитель  использует в своей работе и новые технологии  в образовании, и различные  формы и методы обучения, но урок на одну и ту же тему у каждого учителя имеет свой характер, свою жизнь.

 Возможно, загадка кроется в личности самого учителя, в том, каким он видит этот урок, какие переживания и чувства хочет вызвать у  детей, чтобы придать обучению многогранность, всесторонность, гармоничность, сделать его стимулирующим и развивающим.

 В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться.

Мне представляется очень важным, чтобы каждый урок был органичным, естественным. Дети ни на одну секунду не должны усомниться в искренности учителя, они не должны догадываться, что учитель - актер, и что это он играет по разработанному им сценарию.

Исходя из этих целей, многие учителя  используют новую организацию совместной деятельности.

В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог.  

При построении такого урока надо учитывать, что диалог – это форма общения.

       Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.

2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)

3. Вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.

4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного. 

        Так, что же является необходимым условием для организации учебного диалога:

а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;

б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;

в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
              В формировании 
проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. 

 Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

 В своей  деятельности я использую три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Стараюсь, по возможности, использовать  побуждающий от проблемной ситуации диалог, так как, по моим наблюдениям, он способствует тому, что мысль ученика делает скачок к неизвестному, а это влияет на развитие творческих способностей учащихся. 

       При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. В результате использования этого метода происходит  развитие логического мышления учащихся.   

Наиболее простой метод постановки учебной проблемы – сообщение темы с мотивирующим приемом. Вначале я сообщаю  тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.

Первый прием – «яркое пятно». Я сообщаю классу интригующий материал, захватывающий  внимание учеников, но при этом связанный с темой урока. В качестве «яркого пятна» чаще всего использую сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрацию непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.

Второй прием – «актуальность». Обнаруживаем смысл, значимость предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

  • Умственных способностей учащихся: возникающие затруднения заставляют учащихся задуматься, искать выход из проблемной ситуации;
  • Самостоятельности:   самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, выбор плана решения;
  • Креативного мышления:    самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений.

Мы с  учащимися становимся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Несомненно, при этом подходе  ученики активизируют процесс поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

 Наиболее эффективно мне удаётся  использовать проблемно-диалогическое обучение  на уроках русского языка, математики, окружающего мира.

      Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных детей, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи,   интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе .

Слайд 2

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда». Древняя мудрость

Слайд 3

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» постановка проблемы п оиск решения «диалог» побуждающий подводящий

Слайд 4

Необходимые условия для организации учебного диалога: а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка; в) владение учителем технологией организации предметного диалога.

Слайд 5

Типы проблемных ситуаций «с удивлением» Приём 1 . У читель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учащихся, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1 . Учитель обнажает житейское представление учащихся вопросом или заданием «на ошибку »; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2 . Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

Слайд 6

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом Яркое пятно Актуальность

Слайд 7

Тема: « НАЗВАНИЕ ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ » Запишите примеры себе в тетрадь. 3+2=5 6+1=7 4+5=9 первое слагаемое – 3, второе слагаемое – 4, сумма -7. Почему не смогли записать последний пример? Чего не знаем? Чем будем заниматься на уроке? Проблемная ситуация, возникшая "с затруднением"

Слайд 8

Тема: «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?» В первой половине урока ученики знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром. А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (Летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.) Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации). Проблемная ситуация, возникшая "с удивлением"

Слайд 9

Урок математики по теме: «Единица измерения длины. Сантиметр» - Измерьте длину полоски с помощью мерки ( у учащихся на партах полоски одинаковой длины, но разные по длине мерки). - Учащиеся измеряют полоски и называют свои ответы (2,3,4,). - ???? -Учащиеся сравнивают длину полосок наложением (Все полоски одинаковой длины) - Давайте сравним длину ваших мерок. - Как можно сравнить длины полосок, отрезков? Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Слайд 10

Тема: «Литр». У нас на пути камень на распутье 3-х дорог со словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём Разбейте слова на группы по смыслу и мы узнаем куда нам держать путь за новыми открытиями: влево, вправо или прямо. Влево положите слова, связанные между собой одной группы, вправо – слова, связанные между собой другой группы. Работаем в парах. Проверка: 1. Весы, масса, килограмм. 2. Длина, сантиметр, линейка. Объясните свой выбор. - Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм. - Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр. Почему слово «объём» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает). - Что предстоит выяснить сегодня на уроке? Подводящий к теме диалог

Слайд 11

Урок математики по теме: «Число 10» -Мы сегодня познакомимся с числом, о котором детский писатель С.Я.Маршак сказал: Цифра вроде буквы О- Это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! Если ж слева рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить, Потому что это-… Кто догадался о каком числе идет речь? Число 10 – тема нашего урока. Прием «яркого пятна»

Слайд 12

Математика. Тема урока: « Число 3. Цифра 3» Учитель: В далекие времена люди с большим трудом научились считать. Сначала всего до двух. За двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда люди считали « один, два, много», то после двух было « все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало « все». Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, совершенством, счастливым числом. Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах, и в сказках. Догадались, с каким числом мы познакомимся ? Прием «актуальность»

Слайд 13

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие: Умственных способностей учащихся возникающие затруднения заставляют учащихся задуматься, искать выход из проблемной ситуации; Самостоятельности самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, выбор плана решения; Креативного мышления самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе

В работе представлена структура проблемного урока, виды проблемных ситуаций на уроках....

Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"

организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе в современных условиях

Технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе в современных условиях...

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе

Работая двадцатый  год учителем начальных классов, я вижу, как изменились дети. Они стали другими: у них изменилась система интересов, ценностей, личностных ориентаций, мотивационно-потребностная...

Применения технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особог...

доклад на тему: "Технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Этот доклад был представлен на школьном  МО учителей начальных классов. Материалы для доклада взяты из разных сборников и также интернет ресурсов, проработаны мною, есть советы практического испо...

Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе

Методическая  работа Презентация к представлению методической системы...