Проект "Мой маленький театр"
проект (3 класс)

Засько Екатерина Викторовна

Цель: научиться самой создавать спектакли для школьного театра пальчиковых кукол «Петрушка» по своим сказкам.

Задачи:     

- собрать информацию о истории создания театра кукол в России;

- посетить Челябинский театр кукол;

- создать свой домашний театр;

- поставить спектакль по своей сказке.

Объект исследования: театр пальчиковых кукол

Предмет исследования: значимость театра пальчиковых кукол для детей

Гипотеза: я предполагаю, что узнав больше о театре пальчиковых кукол, смогу сама создать свой домашний театр и поставить спектакль по своей сказке.

Актуальность проекта: в начальной школе не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становление речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Подовинновская средняя общеобразовательная школа»

                        Мой  маленький театр

        Исследовательский проект

Выполнила: Булатова Вероника

3 класс

                                                                 Руководитель: Засько Е.В.

с. Подовинное, 2020

Оглавление

1.Введение………………………………………………………….. стр.3

2. Основная часть…………………………………..……………….стр.4-8

2.1 Особенности создания пальчикового театра в школе...……...стр.4

2.2 История создания пальчикового театра………...……...……...стр.5

2.3 Разновидности пальчикового театра…….....………………….стр.6

2.4 Использование пальчиковых спектаклей на уроках литературного   чтения (обучения грамоте)………....................................................стр.6

2.5 Исследование……………………….……………......................стр.7

3. Заключение……………………………………………………….стр.9

4. Список литературы………………………………………………стр.10

5. Приложение………………………………………………………стр.11

  1. Введение

                                                                                 Артист на сцене – кукловод,

                                                                               А зритель в зале там – народ

                                                                             Артисту смотрят все на руку,

                                                  Что за театр?

                                                  Театр кукол!

     

В нашем классе существует театр пальчиковых кукол «Петрушка». В 2019 году ему исполнилось 10 лет. Мне тоже 10 лет, мы с ним ровесники, а еще эта дата совпала с годом театра в стране. Мне стало интересно, когда и как возник театр кукол в России? Смогу ли я сделать свой домашний театр? А главное – получится ли у меня создать спектакль по своей сказке? Но мне повезло. В нашем классе на практике студентка Челябинского педагогического колледжа №1 Засько Юлия Валерьевна, она учится на учителя начальных классов и учителя технологии. Юлия Валерьевна писала реферат по теме «Изготовление пальчикового театра в технике вязания крючком». Защитив на отлично, наша практикантка сейчас пишет дипломную работу тоже по театру пальчиковых кукол. Вот к ней я и обратилась за помощью в написании проекта.

        Цель: научиться самой создавать спектакли для школьного театра пальчиковых кукол «Петрушка» по своим сказкам.

Задачи:

- собрать информацию о истории создания театра кукол в России;

- посетить Челябинский театр кукол;

- создать свой домашний театр;

- поставить спектакль по своей сказке.

Объект исследования: театр пальчиковых кукол

Предмет исследования: значимость театра пальчиковых кукол для детей

Гипотеза: я предполагаю, что узнав больше о театре пальчиковых кукол, смогу сама создать свой домашний театр и поставить спектакль по своей сказке.

Актуальность проекта: в начальной школе не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становление речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой деятельности.

  1. Основная часть

  1. Особенности создания пальчикового театра в школе

В начальной  школе, нужно чтобы  ребенок  освоил мелкую моторику.

А чтобы было интересно и увлекательно, я предлагаю сделать это при помощи пальчикового театра. Благодаря такому театру расширяется круг знаний и вырабатываются положительные и устойчивые привычки.

На кончиках наших пальцев большое количество нервных окончаний находится, они тесно связаны с головным мозгом, центральной нервной системой. Всякая работа руками в мозговую активность вызывает. Особенно это  полезно для детей, так как работа пальчиками с предметами мелкими развивает мышление и речь. Кроме того, и в воспитательных целях полезно. Учит тому, что время должно быть использовано с пользой для дела и мудро. Результат своей работы, даже самый простой, мотивирует его дальнейшую  трудовую деятельность и творческое развитие.

Театр пальчиковых кукол прививает младшим школьникам любовь к труду, внимательность, усидчивость, настойчивость, целеустремленность. Делает ребенка дисциплинированным и организованным. Развивается фантазия, образное мышление, творческие способности, познавательная активность.

Большую радость доставляет детям театр. Его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное  настроение. Мы очень впечатлительны и поэтому легко поддаемся эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживания за победу добра над злом.

Ведь в силу развитого у малышей мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет правильнее и ярче воспринять ее главную идею и настроение.

Услышанное и увиденное создает дружественную атмосферу, речь развивает. Умение вести диалог и свои впечатления передавать.

Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становление речи, необходимой при рисовании, письме, любой игровой деятельности.         Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции. Делая речь ребенка более правильной и четкой. Постоянные занятия, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев развивает мышление, внимание, речь, память. Кисти рук становятся более гибкими и подвижными. Это помогает школьникам овладеть навыками письма успешно.

В пальчиковом театре режиссерская игра используется, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого – либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В игре театрализованной ребенок «озвучивает» героев своих и сюжет комментирует, как автор, тем самым развивается его речь монологическая. Разыгрывая роль персонажа с отрицательными чертами, ребенок может их в себе заметить. Или с положительных героев брать пример. Сказки и пьесы должны быть такими, где можно вместе посмеяться, преодолевать застенчивость, лень, страх, неуверенность в себе, лень. На сцене перед зрителями многие дети  выступать стесняются, а за ширмой чувствует себя свободно, не стесняются голос менять.

Пальчиковый театр для детей начальной школы настоящая палочка выручалочка. Это уникальная возможность сказку расположить на ладошке и занять роль любого героя.

  1. История создания пальчикового театра

Театр появился в Древней Греции. Одним из главных богов был Дионис, разыгрывались сцены из его жизни. Постепенно люди стали делиться на две группы: одни участвовали в сценках «артисты», а другие смотрели их «зрители». Это было первым шагом к появлению театра.

Театр – (от греч.) место для зрелищ.

История кукольного театра имеет начало в Греции, Древнем Риме, Египте. Уже в то время использовали постановки кукольные в виде обращения к богам. Кому-то пришла идея в голову мир изобразить с помощью ящика, в котором передней стенки нет. Прорези сделали на дне ящика, чтобы палочки вставить и куклами управлять. Получился целый театр.

Потом стали кукольные представления переходить в постановки эстрадного типа, кочевали с одного места на другое группы бродячих кукольников и толпы зевак собирали.

Сопутствовала человеку всегда кукла. Их создавали кустари – народные умельцы, они работали со своей семьей или в одиночку. Их называли – игрушечники, свое мастерство они передавали из поколения в поколение. Традиции народного творчества живут в прикладном искусстве и сейчас.

В России кукольный театр появился в 1636 году. Через 64 года состоялись первые гастроли кукольников: одна труппа проехала по волжским городам до Астрахани, а другая по городам Украины. В 1773 году в Москве и Санкт – Петербурге работали уже четыре кукольных театра.

Государственный Академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова является одним из самых известных кукольных театров России. Это  С.В. Образцов придумал куклы, которые одеваются на руку. Кукла - это первое прикосновение ребенка к искусству театра. Человеческий разум далеко вперед шагнул, но без куклы и игры, дети жить не могут. Играющая на сцене кукла для ребенка реальность, сказка ожившая. Она присутствует рядом, ее можно потрогать.

В Челябинске развитие театрального кукольного искусства началось с 30-х годов. Первый театр кукол в городе организовали московские драматические актеры Нина и Павел Гаряновы. Поначалу театр не имел своего помещения, были только ящик с куклами и ширма. В 1935 году отдали кукловодам здание одной из школ города. Но во время войны это здание  стало временно госпиталем для раненых. Но развитие кукольного театра продолжилось. В различных фестивалях театр принимал участие. Золотой век челябинского театра начался с приходом главного режиссера, Валерия Вольховского. Сейчас театр носит имя его. Репертуар театра включает в себя детские и взрослые представления.

В каждой стране есть любимые куклы. В Италии – Пульчинелла (задиристый и смешной петушок). Во Франции деревянная веселая кукла Полишинель. В Англии непобедимый Панч. В Германии плут и озорник Касперие. А в России весельчак Петрушка.

  1. Разновидности пальчикового театра

История возникновения пальчиковых кукол своими корнями уходит в далекие времена. О мелкой моторике предки наши не имели понятия, но по интуиции своим детям делали правильные пальчиковые игрушки. Когда младенец начинал своими руками интересоваться, для него пальчикового зайку мастерили. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Сорока - белобока», «Ладушки» и другие.

Пальчиковый театр – это набор персонажей – фигурок, которые на отдельный палец надеваются. Это персонажи русских народных сказок, животные, отдельные куклы.  В пальчиковом кукольном театре есть разные декорации: домик, деревья, цветы и другие. Пальчиковый театр можно заказать по интернету, купить в магазине, а лучше сделать самому. Его можно сделать из картона и украсить цветной бумагой, из плотной ткани  сшить, а можно связать на спицах или крючком.

Виды пальчиковых кукол:


1. из бумаги

2. из ткани

3. из шерсти

4. из бросового материала

5. из природного материала

6. деревянный

7. вязаный

8. из резины

9. из пластмассы

Самый удобный и долговечный – вязаный на спицах или крючком пальчиковый театр. Вязаные куклы получаются очень «живыми», приятными и мягкими в употреблении. Они могут использоваться во всех возрастных группах.

        2.4 Использование пальчиковых спектаклей на уроках литературного чтения (обучения грамоте)

Когда мы пришли в первый класс, в нашем театре было уже много кукол: из бумаги, картона, ткани, вязаные крючком и купленные в магазине. Их изготавливали дети, помогали родители. Ширма тоже была, ее сделали старшеклассники, нам очень нравилось заходить за ширму и поднимать руку с куклами.

На уроках обучения грамоте мы часто инсценировали русские народные сказки, менялись ролями. С куклами быстрее запоминались слова из сказки, они «оживали» на наших пальчиках. Роли распределяли по разному: по жребию, при помощи детской считалки или по очереди. Обязательно у нас был чтец – автор. На переменах любили играть и разыгрывать разные сценки, придумывали свои смешные, фантастические истории.  Если каких – то кукол не было, мы из картонной заготовки по инструкции цветными карандашами или фломастерами рисовали своего персонажа, создавали им свой характер. При этом проявляли фантазию. Потом устраивали выставку персонажей пальчиковых кукол. Многие дети изготовили дома дополнительных героев. Мы дополнили классную коллекцию актеров пальчикового театра.

На внеурочной деятельности с первого класса ставим спектакли. В наш театр пальчиковых кукол «Петрушка» приходят не только ученики начальной школы, но и старшеклассники. У нас даже самые стеснительные участвуют в спектаклях, за ширмой их просто не узнать, они становятся смелыми.

2.5 Исследование

Свою работу над проектом я начала с консультации с Юлией Валерьевной.  Мы с ней разработали план работы над проектом. Сначала я собрала информацию о театре пальчиковых кукол. Затем  я предложила нашей учительнице посетить Челябинский театр кукол. Это очень заинтересовало моих одноклассников, мы с нетерпением ждали эту поездку. Спектакль был очень интересный. В нем использовали разные виды кукол: верховые (перчаточные), низовые куклы (марионетки), срединные (куклы театра теней) и даже пальчиковые куклы. После спектакля была небольшая экскурсия по театру.  Я  узнала, что главные работники театра – режиссер. Постановщик. Актеры, художники, гримеры, рабочие сцены, осветители, гардеробщики, билетеры. На обратной дороге мы обсуждали спектакль, делились впечатлениями. Решили, что на следующий год обязательно организуем поездку именно в театр кукол.

Дальше по плану мне нужно было смастерить свой домашний театр. В этом мне помогали мама с сестренкой. Мы пользовались учебником по технологии за 3 класс, автор Н.И. Роговцева. Я своих одноклассников опередила. Этот проект мы будем выполнять в мае. Учительница сказала, что уроки по этой теме я проведу сама. Несколько зимних вечеров мы мастерили, фантазировали, украшали. И вот наконец-то мой домашний театр готов. Осталось только сочинить сказку. У меня есть небольшой опыт, небольшие истории для театра сочиняю я с первого класса. Во втором классе написала сказку про золотую рыбку. Я решила создать свою книгу сказок, иллюстрации делаю сама.

Через несколько дней я сочинила две сказки «Дружба лесных жителей» и «Волшебный цветок». Для моих родных это было пока секретом.

Остался последний этап в работе над проектом – инсценировка сказки. Для инсценировки я выбрала сказку к 8 марта «Волшебный цветок». Сама сделала декорацию к сказке. И закрывшись у себя в комнате репетировала. Наконец настал день премьеры. Я нарисовала афишу, раздала билеты пригласительные, назначила время. Ожидание было волнительным, ко мне пришли мои родные и друзья. Но вот прозвенел колокольчик, открылся занавес и началось представление…     (видео)

Эту сказку я обязательно покажу свои одноклассникам. А сейчас я работаю над новым произведением. А может когда-нибудь я свою книгу сказок опубликую. Для этого надо приложить много старания.

  1. Заключение

Я провела большую исследовательскую работу. Много нового и интересного узнала о театре пальчиковых кукол. Посетила Челябинский театр кукол. Изготовила домашний театр. Сочинила сказку «Дружба лесных жителей», которая вызвала интерес и положительные отзывы от близких  и друзей. Ребята с нетерпением ждут моей новой сказки и представления.

И я поняла, что театр пальчиковых кукол в школе просто необходим. На сегодняшний день школьный театр остается востребованным современными детьми. Он «учит преодолевать стеснения», «развивает», «находит таланты».

Конечно пальчиковый театр от профессионального отличается. Но он как миниатюра школьной жизни, настоящего театра. Театральное искусство – это коллективное творчество. Успех выступления зависит от успеха каждого актера. Занятия в школьном кукольном театре развивает у детей мышление, фантазию, артистические способности, знакомят со многими детскими сказками.

Задачи, которые были поставлены в начале нашей работы над проектом были решены.

Театр пальчиковых кукол – это очень круто!

 4.Список литературы

  1. Войдинова Н.М. Куклы в доме. Профиздат.Москва.2011.

  1. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками: Рукоделие в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, серия «Вместе с детьми», 2004
  2. Мельникова, С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки. [Текст] / Начальная школа – 1994 – №8 – с. 12-14.

  1. Прахт Л.И. Развитие движений кисти [Текст] / Л.И. Прахт Начальная школа. – 2004. – № 4. – С. 5-7.

  1. Рузина М.С, Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры для детей и взрослых. [Текст] / – СПб.: Кристалл, 1997. – 336 с.
  2. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. / И.Е. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 272с.

  1. Учебник по технологии Н.И. Роговцева, 3 класс

  1. Приложение

                                  C:\Users\Екатерина\Downloads\image267092144.jpg

Сказка «Волшебная рыбка»

Жила – была девочка Вероника. Один раз пошла она с папой на озеро ловить рыбу. Первый раз Вероника забросила удочку – ничего не поймала. Второй раз закинула удочку, опять ничего не поймала. А на третий раз поймала рыбку, да не простую – золотую!

Говорит рыбка: «Отпусти меня, Вероника, а я исполню три твоих любых желания.»

- Хорошо! – сказала Вероника, - первое мое желание будет таким – выучи за меня математику.

Приходит Вероника домой, все задачи и примеры решены. На уроке получила пятерку. Понравилось девочке, после уроков побежала она на озеро загадывать второе желание. Подбежала к проруби и закричала:

- Золотая рыбка, выучи за меня на завтра все уроки!

– Хорошо, - сказала рыбка и нырнула в воду.

На следующий день Вероника по всем предметам получила пятерки. После уроков опять побежала на озеро загадывать последнее желание.

-Хочу стать самой умной!

Ничего не сказала рыбка, лишь хвостиком по воде плеснула и исчезла навсегда. Несколько дней приходила Вероника на озеро, но так и не приплыла рыбка.

И поняла Вероника, что если не учиться и не трудиться, то стать умным нельзя! И с тех пор стала она учить уроки сама, не надеясь на чудеса и получает заслуженные пятерки.

Автор сказки Булатова Вероника, ученица 2 класса.

Профессия волонтёр

Кто такие волонтёры,  я узнала от своей бабушки, Глазыриной Светланы Николаевны (учитель математики). Она возглавляет волонтёрский отряд «По зову сердца» в нашей школе.

Однажды она взяла меня с собой, тогда они проводили акцию «Чистое село», убирали улицу Гагарина от мусора. Сначала я просто шла рядом, наблюдая за тем, как они работают, а потом и сама не заметила, как  за весёлыми разговорами,  начала помогать им, собирать мусор в мешки. В этот день я немного устала, но  была довольна тем, что мой труд принёс кому-то пользу. Во время работы я старалась  расспросить у старших девочек, чем они ещё занимаются в этом отряде, и могу ли я им чем-нибудь помочь.

Через несколько дней ко мне подошел волонтёр Засько Коля и предложил принять участие в поздравлении бабушек - юбиляров, которое состоится в сельской библиотеке. Я нарисовала открытки и мы вместе с работниками библиотеки и другими волонтёрами поздравляли юбиляров. Я так гордилась тем, что именно мои рисунки доставили кому-то радость. С тех пор я точно решила стать юным волонтёром.

Мне  нравится не сидеть на месте. Очень здорово осознавать, что твоего участия ждут пожилые люди.

Жизнь волонтёров очень насыщенная, и добрых дел, которые они совершают, просто не счесть.

Кем я хочу стать, когда вырасту? Непростой вопрос. В мире так много хороших, а главное полезных профессий. Кем бы я ни стала, я буду волонтером. Я считаю, что волонтеры очень нужны. Эти люди готовы бескорыстно помогать людям. В любое время суток они готовы прийти на помощь. Но волонтеры заботятся не только о людях. Они беспокоятся и о животных и о природе. Волонтеры помогают убирать загрязненные леса, они сажают новые деревья и кустарники. Волонтеры спасают животных от браконьеров, оказывают зверям помощь, если они где-то пострадали. Вот такая прекрасная профессия волонтер. Главное быть добрым и делать добрыми других, и тогда мир точно станет лучше.

Булатова Вероника, 2 класс

Дружба лесных жителей

Жил был волк, он любил играть. Однажды он подружился с лисой. И решили они поиграть в поварят. Они нашли кору и сделали из нее тарелочки. Из веточек сделали вилочки. Насобирали разных ягод и разложили по тарелкам.

Мимо проходил медведь. Он спросил: «Что вы делаете, друзья?»

- Мы играем в поварят. Хочешь с нами?

- Да – ответил медведь.

Они стали играть вместе, решив сделать красивый пирог. Лиса набрала листиков, а волк прокалывал листочки зубами, получались красивые узоры.

- Я знаю здесь одно место, где растут красивые цветы – сказал медведь и отправился за цветами. По дороге он встретил своего друга зайца и позвал с собой. Шли они, шли и наконец пришли к поляне цветов. Собрали букет и вернулись к волку с лисой. Медведь познакомил их с зайцем. Стали они все вместе украшать пирог.

С этих пор они стали неразлучными друзьями.

                                                                             

   

Автор сказки Булатова Вероника, ученица 3 класса.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нет маленьких ролей, есть маленькие актёры" (Сказка «Теремок» на новый лад) 2 класс

Занятие внеурочной деятельностью «Детский музыкальный театр»...

внеурочная деятельность "Маленький театр"

Постановка сказок во внеурочное время -"Маленький театр". Ребятам очень нравиться выступать на сцене, показывать сказки - это огромное удовольствие для них. Они перевоплощаются, переживают за совместн...

Проект " Маленький школьный театр"

Текст реализованного в 2017 году проекта....

Рабочая программа "Маленькие актеры большого театра"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленькие актеры большого театра"...

проект " Театр маленького актера"

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:...

«Наш театр». Маленькие и большие секреты Литературии. Проверочная работа №1. 1 класс УМК "Перспектива".

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха....