«Наш театр». Маленькие и большие секреты Литературии. Проверочная работа №1. 1 класс УМК "Перспектива".
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наш театр | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 1 класс
Тема урока: «Наш театр». Маленькие и большие секреты Литературии. Проверочная работа №1
Тип урока: усвоение новых знаний.
Учитель: Вознюк Алла Алексеевна
Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; учить различать народные и авторские сказки; инсценировать отрывок из сказки «Айболит»; учить выделять слова автора и действующих лиц; отработать выразительное чтение через решение различных исполнительных задач; формировать понятие о дисциплине и порядке.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение читать выразительно, умение читать по ролям, умение анализировать художественное произведение, творчески реализовать собственное отношение к героям в процессе подготовки и проведения инсценирования
Личностные: интерес к учебному труду, анализировать поступки героев произведения, соотносить их с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор, внимание к переживаниям других людей, сопереживание, формирование позитивной самооценки.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения, строить логические рассуждения при анализе собственного выбора средств выразительности
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию, слушать и слышать собеседника, вести диалог
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная, работа в парах
Образовательные ресурсы:
1.Учебник Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий Литературное чтение.1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2016г. в 2-х частях.
2.Мультимедийная установка для просмотра презентации
3. Презентация к уроку
4. Выставка книг
Ход урока.
Этап урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Мотивация (самоопределение) учебной деятельности. Цель этапа урока: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. | Чтение девиза. | -Здравствуйте, ребята! -Ребята, у нас есть девиз. Давайте его повторим. К чтению готов наш класс, Нет бездельников у нас! Ребята, какие задачи перед нами стоят на каждом уроке чтения? Давайте дополним девиз урока универсальными учебными на этом уроке: действиями, которые будем учиться совершать. Тексты будем мы ........, Рифму к слову ............, На вопросы ..............., И, конечно, без сомненья, Речь при этом ..............! (Слова-подсказки: читать, подбирать, отвечать, развивать) | Приветствуют учителя. Хором произносят слова девиза. | Коммуникативные: развивается умение приветствовать учителя, договариваться с одноклассниками, соблюдать правила поведения и общения. Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью деятельности и ее мотивом), умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, этическая ориентация. |
Актуализация знаний Цель этапа урока: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Постановка учебной задачи Цель этапа урока: обсуждение затруднений, проговаривание темы и цели урока Усвоение новых знаний и способов действий Цель этапа урока: решение устных задач и обсуждение способов действий | Беседа. Беседа о писателе К. Чуковском | -Знаете ли вы чей это портрет? (Это К.И. Чуковский) -Кто сможет назвать произведения, которые написал Чуковский? -Кто догадался какова тема нашего сегодняшнего урока? - Зная тему урока, поставьте цель урока. Продолжите фразы: Познакомиться ... (со сведениями из жизни К.И. Чуковского). Учиться правильно ... (и выразительно читать “Доктор Айболит”). Проанализировать ... (новое произведение) - Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве человека, произведения которого знакомы вам с раннего детства. - Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. – Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. - А сказки, которые он писал зародились случайно. - Первым появился "Крокодил". Заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вез его в ночном поезде домой, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колес стал рассказывать: Жил да был Крокодил. Папиросы курил, По-турецки говорил - Крокодил, Крокодил Крокодилович... - А знаменитый "Мойдодыр" начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться. - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилась на свет... попробуйте догадаться какая сказка? (“Федорино горе”) | Узнают портрет К.И. Чуковского. Отвечают на вопросы Формулируют тему. Ставят цель по опорным словам. Узнают биографические сведения о писателе. | Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи (формируется умение определять и формулировать цель на уроке) Личностные: проявляется познавательная инициатива. Коммуникативные: слышать и слушать других, выражать свои мысли Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи Личностные: формируется нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного исходя из социальных и личностных ценностей). Познавательные формирование умения работать с информацией( отбирать, анализировать ее). Коммуникативные: слышать и слушать друг друга, полно и точно выражать свои мысли, договариваться и находить общее решение. Регулятивные: соотносить свои знания с предлагаемыми заданиями |
Цель этапа урока: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения | Викторина “Сказки Чуковского” | Маленькие дети! А слониха-щеголиха Не стерпел медведь, И к полосатым Сапоги скрипят, Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой… (Мойдодыр) Я три ночи не спал, Я устал. Мне бы заснуть, Отдохнуть… Но только я лёг – Звонок! (Телефон) | Отвечают на вопросы. | Познавательные: формирование умения работать с информацией и текстами Регулятивные: развитие саморегуляции, контроля, коррекции. Личностные: нравственная ориентация Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении. |
. | Выставка книг К.И. Чуковского Работа в парах Конкурс инсценировки | Все эти сказки вы можете прочитать уже сами, ведь все буквы вы знаете. Обратите внимание на эту выставку книг, которую я подготовила для вас к сегодняшнему уроку. А особенно я хочу познакомить вас с книгой Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти» (слайд). А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки с диалогами для инсценировки. Распределите роли и разыграйте сценку. Карточка 1 - Вчера была сырая погода. - А разве сегодня вареная? Карточка 2 — Вот выпадет снег, ударят морозы... — А я тогда не выйду на улицу. — Почему? — А чтоб меня морозы не ударили. Карточка 3 — Наденька, скажи слово «рыба». — Окунь. Карточка 4 — Мама, ты была девочкой? — Да, была. — В школу ходила? — Ходила. — А с кем я дома оставался? Карточка 5 — Что это ты шепчешь собаке? — Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием. Карточка 6 — Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты ее боишься. — А зачем я ей буду врать, если я ее и вправду боюсь? Карточка 7 - Сколько тебе лет? Карточка 8 - Мама, утки утьком идут! Карточка 9 - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы... Карточка 10 - Мама, что такое война? | Учащиеся представляют книги. Чуковского сопровождая их небольшими рассказами Инсценировка диалогов | Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения. Познавательные: формирование умения слушать и выполнять действия по определенному плану Регулятивные: владеть навыком самоконтроля. Коммуникативные: сотрудничать в совместной деятельности |
Физминутка | Осуществление профилактики утомления | Славный доктор Айболит, Что под деревом сидит, (Приседание) Лечит всех зверей в лесу, Даже старую козу. (Изображают козу) Вот бежит к нему зайчонок, (Прыгают) Громко топает слоненок. (Топают ногами) Вот летит, жужжа, пчела: (Изображают пчелу) - Ох, разболелась голова! (Качают головой) Добрый доктор Айболит Лечит всех зверей и птиц. (Хлопают в ладоши) | Совместное выполнение физических упражнений | . . |
Первичное закрепление Цель этапа урока: решение устных задач и обсуждение прочитанного | Предварительное прогнозирование содержания. Чтение учителем Проверка предположений и первых впечатлений. Развитие кругозора. | - Скажите, а какая из сказок Корнея Чуковского на экране? - Сегодня мы с вами отправляемся в театр, на сцене которого мы встретимся с героями сказки Айболит. Откройте учебник стр.24, прочитайте название сказки, кто главный ее герой, какие два слова мы слышим, произнося Айболит? Ай и Болит. Когда мы произносим эти слова? -Когда мы нездоровы и нуждаемся в помощи докторов. - Помните ли вы как начинается сказка? Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! -А теперь я продолжу, а вы подумайте, какие непонятные слова встретились в этом отрывке. Что такое, неужели… -Какие слова были непонятны? -Все эти слова-это название болезней. -Обратите внимание на глобусе и на карте, доктор Айболит ищет эти отдаленные места. -Какие персонажи встретились в этом отрывке-Каким вы представили представили доктора Айболита? -Совпадают ли ваши предположения с иллюстрациями в учебнике? -А теперь самостоятельно прочитайте продолжение сказки в учебнике. Возьмите карандаш и распределите роли. | Рассматривают иллюстрации, высказывают предположения. Читает наизусть подготовленный ученик Слушают чтение учителя, подчеркивают непонятные слова. Отвечают на вопросы. Самооценивание. | Познавательные: развитие навыка чтения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений и доказательств. Регулятивные: развитие саморегуляции (умение слушать), умение дополнять, уточнять высказанные мнения. Личностные: нравственная ориентация, умение выражать своё отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается Коммуникативные: владение монологической речью, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самостоятельная работа (применение знаний и способов действий) Цель этапа урока: решение устных задач и обсуждение проекта решения. | Самостоятельное чтение с заданием. | -Представьте, что мы режиссеры спектакля, давайте будем читать текст и определять кому принадлежат эти слова, как и с какой интонацией нужно читать их. -Давайте прочитаем сказку по ролям. -Ребята, что необходимо соблюдать при чтении роли? (правильно, вовремя и выразительно читать свои реплики). -Оцените свое выступление и выступление своих одноклассников. По вашим аплодисментам мы все поняли. -Что бы вы посоветовали своим одноклассникам делать, чтобы добиться выразительного чтения? -Чем закончилась сказка? | Весь класс читает и выделяет слова автора, доктора Айболита и зверят Читают по ролям. Аплодируют участникам, анализируют и оценивают работу одноклассников Читает наизусть подготовленный ученик | Личностные: формирование нравственного взгляда, развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается, формирование творческих способностей. Регулятивные: планировать своё действие с учётом поставленной задачи, умение взаимодействовать в группах Познавательные: Умение выразительно читать по ролям, при этом показывая своё отношение к героям, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний; ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, предоставленную в разной форме. Коммуникативные: Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения. |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Выполнение проверочной работы после предварительного проговаривания. | Установите соответствие между репликой литературного персонажа и интонацией. - Давайте вернемся к учебным задачам, которые мы определили в начале урока. - Достигли ли мы поставленной цели? - Что вам в этом помогло? - Было ли вам в процессе урока легко и интересно? - Что было сложно выполнять? - Где пригодятся знания, полученные на уроке? | Выполняют самостоятельную работу Анализируют свою работу на уроке. | Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности Регулятивные: планировать свое действие с учетом поставленной задачи Личностные: смыслообразование, нравственно-эстетическая ориентация. Личностные: формируется самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: развивается самоопределение, самооценка. |
Приложение 1
Приложение 2
Литературный персонаж | Реплика | Интонация |
Айболит | - Что такое? Неужели | |
Звери | -Да-да-да! У них ангина, Скарлатина, холерина, Дифтерит, аппендицит, Малярия и бронхит | |
Звери | -Приходите же скорее, Добрый доктор Айболит! | |
Айболит | - Ладно, ладно, побегу, | |
Айболит | -Только где же вы живёте? | |
Звери | -Мы живём на Занзибаре, В Калахари и Сахаре, На горе Фернандо – По, Где гуляет Гиппо – по По широкой Лимпопо |
Слова для справок: жалобно; с уверенностью в голосе; просительно; с тревогой в голосе; выразить удивление, вопрос, озабоченность; жалобно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 2 класс. УМК "Перспектива". "Маленькие и большие секреты страны Литературии"
Обобщение знаний детей об устном народном творчестве....
"Маленькие и большие секреты страны Литературии", раздел "Мои самые близкие и родные". Литературное чтение. 2 класс. Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий.
Обобщающий урок "Маленькие и большие секреты страны Литературии" по разделу "Мои самые близкие и родные"....
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Самостоятельная работа . учащиеся повторяют и обобщают изученный материал; равивают умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их , творческие способности , речь, память , мышл...
Урок литературного чтения 1 класс УМК "Перспектива" «Маленькие и большие секреты страны Литературии. В.Г.Сутеев «Чей же гриб?»»
Урок ОНЗ, состоит из трёх фаз ТРКМ через чтение и письмо. Соответствует ФГОС НОО....
УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение изученного материала по разделу; развитие умений находить средст...
Технологическая карта урока по литературному чтению «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Люблю всё живое.» (УМК Перспектива, 2 класс)
Тема урока: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Люблю всё живое.»Тип урока: рефлексияЦель урока: углубление и расширение содержания изученных произведений раздела «Люблю...
Технологическая карта урока литературного чтения Маленькие и большие секреты страны Литературии «Мои самые близкие и дорогие» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: углубление и расширение содержания изученных произведений раздела «Мои самые близкие и дорогие»; повторение рассказов по разделу, стихотворений.Задачи урокаДидактические:Способ...