Программа курса "Занимательная лингвистика"
рабочая программа (4 класс)
Программа курса "Занимательная лингвистика" разработа для организации внеурочной работы в 4 классе, при подготовке к олимпиадам по русскому языку разного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
«Занимательная
Лингвистика»
Составитель:
учитель начальных классов
Редька Татьяна Ивановна.
Пояснительная записка
Предполагаемый курс «Занимательная лингвистика» рассчитан на 68 часов и предлагается для работы с обучающимися 4 классов.
Курс состоит из 8 последовательных ступеней:
- Фонетика и орфоэпия.
- Лексикология.
- Стилистика. Культура речи и риторика.
- Словообразование.
- Морфология.
- Синтаксис и пунктуация.
- Орфография.
- История языка.
Цели курса:
- способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса обучающихся;
- содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать навыки лингвистического анализа;
- повышать уровень языкового развития школьников;
- развивать осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления;
- формировать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
- воспитывать интерес к предмету, к изучению тайн русского языка.
Обучающиеся на конец года должны знать:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текст;
- отличительные признаки значимых частей слов, частей речи;
- орфографические, а также пунктуационные правила;
- изобразительно-выразительные средства языка;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- лексическое значение и смысл слова в контексте.
Обучающиеся должны уметь:
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонации речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями;
- производить языковые анализы слов в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выборов знаков препинания;
- осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи, строить обобщение в соответствии с правилами речевого поведения.
Учебно-тематический план (68 часов)
№ п/п | Название раздела | Тема занятия |
1 | Фонетика и орфоэпия. | Что такое орфоэпия? |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | |
3 | Звуки - не буквы! | |
4 | Звучащая строка. | |
5 | Банты и шарфы. | |
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | |
7 | Кис-кис! Мяу! Или Кое-что о звукоподражаниях. | |
8 | Лексикология | Имена вещей. |
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | |
10 | В царстве смыслов много дорог. | |
11 | Как и почему появляются новые слова. | |
12 | Многозначность слова. | |
13 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | |
14 | Об одном и том же разными словами. | |
15 | Как возникают названия. | |
16 | Слова-антиподы. | |
17 | Фразеологические обороты. | |
18 | Словари «чужих» слов. | |
19 | Капитан и капуста. | |
20 | «Он весь свободы торжество». | |
21 | Мы говорим его стихами. | |
22 | Слова, придуманные писателями. | |
23 | Слова, уходящие и слова-новички. | |
24 | Словарь языка Пушкина. | |
25 | Смуглая Чернавка. | |
26 | Паронимы или ошибкоопасные слова. | |
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика» | |
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | |
29 | Словарь -грамотей. | |
30 | Научная этимология. | |
31 | Какие бывают имена? | |
32 | Древнерусские имена. | |
33 | Отчество и фамилия. | |
34 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | |
35 | Стилистика. Культура речи | Искусство общения. |
36 | Прекрасное разнообразие. | |
37 | Мы собеседники. Искусство вести беседу. | |
38 | «Пигмалион» и культура речи. | |
39 | Слово-образование | Глюкая куздра. |
40 | Всегда ли слагаемые равны сумме? | |
41 | Строительство слов. | |
42 | Как числительные участвуют в словообразовании? | |
43 | Морфология | Пять – числительное, а пятый? |
44 | О прямых и переносных значениях в морфологии. | |
45 | Имя существительное. Какого рода? | |
46 | Имя прилагательное. | |
47 | Местоимение. | |
48 | Глагол. | |
49 | Интересные слова. | |
50 | Служебные части речи. | |
51 | Синтаксис и пунктуация | Слово+слово=? |
52 | Слово…словосочетание…предложение… | |
53 | В поисках подлежащего. | |
54 | Словесные блоки. | |
55 | Два подлежащих рядом. | |
56 | Точка и запятая. | |
57 | Вопросительный и восклицательный знаки. | |
58 | Разные знаки – разный смысл. | |
59 | Всегда ли однородны однородные. | |
60 | Орфография | Главный принцип русской орфографии. |
61 | «А все-таки она хорошая…» | |
62 | Веселые правила. | |
63 | Кощей или Кащей? | |
64 | Как развивалась система письма. | |
65 | К истокам слова. | |
66 | Могут ли знаки петь? | |
67 | Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. |
Литература
- Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка/ А.Т.Арсирий. – М.: просвещение, 1967.
- Бурмако. В.М. Русский язык в рисунках: кн. для учащихся/ В.М. Бурмако. – М.: Просвещение, 1991.
- Войнова Л.А. Фразеологический словарь русского языка/Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотов. – М.: Русский язык, 1986.
- Волина В.В. учимся играя/ В.В. Волина. – М.: Новая школа, 1994.
- Граник Г.Г. Секреты орфографии: кн. для уч-ся/Г.Г. Грыник, С.М, Бондаренко, Л.А. Концевая. – 2-е изд. – М.:, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-213983-1385394548.jpg)
Программа внеурочной деятельности научно - познавательной направленности "Занимательная лингвистика"
Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуетс...
Внеклассное занятие для 4 класса из цикла "Занимательная лингвистика" по теме: "Фразеологические обороты"(конспект с презентацией).
Занятие проходит в форме викторины, состоящейиз 6-7 конкурсов. Класс делится на 2 команды. Жюри подводит итоги, победители награждаются фразеологическими словарями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/08/picture-258354-1373272299.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности "Тайны лингвистики"
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Тайна лингвистики» ) является структурной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимна...
Игра "Путешествие по Лингвистике"
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-855432-1480086316.jpg)
Приемы контрастивной лингвистики при изучении русского языка
Приемы контрастивной лингвистики при изучении русского языка Изучение русского языка в поликультурном классе тесно связано с формирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА линейного курса внеурочной деятельности «Мир лингвистики. Английский язык»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА линейного курса внеурочной деятельности «Мир лингвистики. Английский язык»...