Программа курса внеурочной деятельности "Тайны лингвистики"
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Яшина Наталья Александровна

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Тайна лингвистики» ) является структурной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №127».

Целью данной программы является - формирование устойчивого интереса к занятиям русским языком через овладение универсальными учебными действиями, развитие творческих лингвистических способностей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной деятельности «Тайна лингвистики»

1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Тайна лингвистики» составлена на основе:

- Федерального  государственного образовательного стандарта  начального  общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

- Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.  № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.);

- Положения  о структуре, порядке разработки и утверждения  программ  курсов внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 127» , утверждённое приказом директора  от 30 августа 2012г. №143од.

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Тайна лингвистики» (далее - программа) является структурной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №127» (далее - гимназия).

Целью данной программы является - формирование устойчивого интереса к занятиям русским языком через овладение универсальными учебными действиями, развитие творческих лингвистических способностей.  

Задачи:

1)  Овладевать навыками творческой деятельности в области лингвистики.

2) Развивать эмоциальное восприятие слова, творческое мышления и вербальное творчество.

3) Формировать навыки саморегуляции учащихся в собственной творческой деятельности.

4) Развивать собственно творческие способности, воображение, фантазию, эмоциальноую  отзывчивость на явления лингвистической культуры (проза, поэзия).

6) Углублять и целенаправленно приобщать учащихся к русскому языку и литературе.

7) Формировать логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

7) Развивать коммуникативные навыки через обучение культуре речевого поведения, культуре обращения с родным языком.

8)  Эффективно подготовить учащихся к олимпиадам и конкурсам различного уровня.

Принципы:

 1. Интеграция.

Системный подход взаимосвязанный с другими школьными предметами  (литературой, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой, историей).

2. Диалогичность.

3. Проблемность.

4. Системно-деятельностный подход. Сотворчество.

При выполнении творческих работ учащиеся выполняют работу группой, в паре, с родителями, с учителем.

5. Принцип взаимосвязанного изучения всех сторон языка.

Сроки реализации программы

Программа «Тайна лингвистики» для  начальной школы рассчитана на 3 года обучения:

Количество часов

в неделю

Количество часов

за год

2 класс

1

34

3 класс

1

34

4 класс

1

34

            Итого

102

Описание ценностных ориентиров содержания курса

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

 Формы, режим занятий (структура) и виды деятельности

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Формы проведения занятий:

1. Лекции с презентациями (проводит учитель, писатели, поэты, библиотекарь, журналисты).

2. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

2.   Анализ и просмотр текстов.

3. Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по выполнению продуктивных заданий (например, работа с разнообразными словарями, выпуск газет, подготовка к презентации проектных работ на мероприятиях Предметной недели т.д.).

4. Использование творческого элемента в занятиях: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, заданий.

Для успешности  выполнения творческого задания проводится подготовительная работа:

- тестирование;

- анализ результатов;

-  деление учащихся на группы для осуществления дифференцированного подхода

   (группы подвижны).

5. Мини-олимпиады.

6. Олимпиады.

7. Игра «Грамматическая пирамида».

Занятия курса выстраиваются в следующую структуру (подробная характеристика каждого этапа – см.Приложение):

1. Мотивационный этап.

2. Этап "Операций".

3. Этап введения новых понятий на основе анализа литературного образца.

4. Этап творчества.

5. Этап рецензирования и обсуждения работ с разных позиций.

 

Методы обучения (по степени самостоятельности участия детей):

1. Программированный.

2. Проблемный.

3. Моделирование.

4. Исследовательский.

5. Проектный.

II. Планируемые результаты внеурочной деятельности учащихся

2  класс
Личностные  результаты:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать художественными средствами языка;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать слова, предложения;
  • находить в тексте фразеологизмы, омонимы, омографы

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметные  результы:

  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить родственные слова;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по многозначности слова;
  • находить ошибки в построении предложений;
  • делать умозаключения.

 

3 класс

Личностные  результаты:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать некоторыми способами редактирования текста.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметные  результаты:

  • выделять историзмы, архаизмы, неологизмы;
  • обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять тексты;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;
  • приводить примеры отрицательных предложений;
  • проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

4  класс 

Личностные  результаты:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять  способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;
  • построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметные  результаты:

  • определять виды отношений между частями речи;
  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
  • устанавливать ситуативную связь между видами текстов;
  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
  • решать задания повышенной сложности.

Предметные результаты  изучения всего курса «Тайны лингвистики»:

-   знать различные литературные жанры;

- понимать темы, непредусмотренные в программе начального обучения: «Фразеология»,  «Омонимия»,  «Основы стихосложения», «Причастия», «Имена числительные»;

-   уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

- извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

-  свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного и публистического стилей;

-    распознавать на слух грамматические формы и соотносить их с определенными значениями слов и выражений;

-   сравнивать, классифицировать, анализировать слова, словосочетания с учетом указанных признаков или самостоятельно установленных особенностей;

-  осмысленно относиться к явлениям синонимии, антонимии, многозначности лексических средств языка, употреблении их в переносном значении;

-    оценивать чужие и свои высказывания, редактируя их;

-  владеть монологичнской и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

-  примененять полученные знания на уроках, олимпиадах и конкурсах различного уровня (+ дистанционные олимпиады);

- искать и выделять необходимую информацию; применять  методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- осознанное и произвольное строить речевое  высказывание  в устной и письменной форме;

- понимать и адекватно  оценивать язык  средств массовой информации.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Класс

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

2 класс

Первый уровень результатов

 

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в школе), первичного понимания социальной значимости здорового образа жизни в повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Познавательные беседы, познавательные  игры, турниры,

тестовые работы, мини-олимпиады, олимпиады

3 класс

Второй уровень результатов

 

Получение школьником опыта переживанияи позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,   Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценостного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Лекции с презентациями,

тестовые работы, мини-олимпиады,

олимпиады,

дистанционные олимпиады (МетаШкола, ЭМУ-Специалист), игра «Грамматическая пирамида»

4 класс

Третий уровень результатов

 

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой и в школе

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Детские исследовательские проекты, выступления на мероприятиях Предметных недель, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, дистанционные олимпиады (МетаШкола, ЭМУ-Специалист), конференции, интеллектуальные марафоны),

игра «Грамматическая пирамида»

 

III. Основное содержание курса

Тематика занятий построена в порядке последовательного раскрытия основных языковых понятий. Для создания у учащихся целостного представления о языке, разделы тем включают в себя более глубокое изучение по данным проблемам. Например: имена прилагательные (качественные и относительные), имена числительные, глаголы (речи, труда, звучания и цвета), а также изучение непрограммных тем ("Причастия", "Фразеология").

2 класс

I раздел -"Фонетика и графика" (5 часов).

 В основу раздела положен фонематический принцип, четкое различие сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков. Данные занятия помогают детям еще до изучения орфограмм узнавать "опасные" места в написании слов. На занятиях предлагаются дидактические игры: "Какой звук заблудился?",  "Анаграммы", "Ребусы", "Логогрифы",  "Метограммы". Творческая работа - придумывание своих анаграмм, ребусов.

 II раздел -"Ударение"(3часа).

 Знакомство с омографами. Знакомство и работа с орфоэпическим словарем. Творческая работа "Омографы в рисунках".

 III раздел- "Описание. Сравнения." (2часа).

  Развитие у детей способности различать и понимать оттенки разных слов в тексте, обогащать свой язык вводить в речь более образные слова и выражения. Учить сравнивать по какому-то признаку (например: лес со стеной, траву с ковром глаза с бусинками и т. д.), остановиться на значении сравнений в нашей речи. Творческая работа - сочинение-миниатюра.

IV раздел -" Антонимы и синонимы".(4часа).

Работа со словами, близкими или противоположными по значению. Дидактические игры: "Найди лишний", "Продолжи ряд слов", "Замени синоним на антоним" и т. д.

 V раздел -"В мире кроссвордов и скандвордов" (2часа).

Знакомство с лексическим значением слов, знакомство со структурой кроссвордов и скандвордов. Творческая работа - составление кроссвордов "В мире синонимов и антонимов".  

VI раздел- "Фразеология" (6 часов).

Работа над прямым и переносным значением слова. Знакомство с  наиболее часто употребляемыми фразеологизмами, историей их возникновения. Знакомство и работа с фразеологическим словарем. Изучение пословиц и поговорок, как разновидности фразеологизмов. Творческая работа - фразеологические обороты в картинках , сочинение с использованием фразеологизмов "Как Алеша сел в галошу" (смотри приложение N  1 в конспекте открытого занятия кружка). Встреча с библиотекарем.

 VII раздел –«Конкурс знающих» (1 час).

Олимпиада по русскому языку.

 VIII раздел- "Морфология. Имя существительное" (4часа).

  За основу взята книга Т.Рик "Здравствуй, имя существительное!". Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род имен существительных и слова-исключения, слова, употребляемые только в единственном числе; слова, употребляемые только во множественном числе. Работа с толковым и орфографическими словарями. Творческие работы - сочинение-миниатюра, сочинение по сюжетным картинкам.

 IX раздел- "Словообразование" (3 часа).

Однокоренные слова. Знакомство с  частью слова -  корнем. Отличия однокоренных слов от синонимов. Творческая работа - составление семьи слов (подбор большего количества однокоренных слов; детское словотворчество "Нарочно не придумаешь").

X раздел –«Конкурс знающих» (4 часа).

«В королевстве Ошибок» (Занимательные упражнения). Познавательный турнир "Юные лингвисты". Олимпиада по русскому языку. Игра «Грамматическая пирамида».

 3 класс.

I раздел -  "Повторяем. Вспоминаем." ( 6 часов).
      Повторение по темам: "Фонетика", "Орфоэпия", "Антонимы, синонимы", "Фразеология". Повторение и углубление знаний, обращение внимания на игру слов, меткость, образность нашего языка. Это развивает и обогащает речь ребенка, развивает логическое мышление, чувство юмора, умение фантазировать и сочинять. Творческая работа - сочинение- миниатюра. Выполнение "мини"олимпиад.

II раздел - "Омоними" ( 8 часов).
Работа над лексическим значением слов (загадки, кроссворды, скандворды). Знакомство и работа с толковым словарем С.И. Ожегова.

Что такое омонимы? Работа со словарем омонимов. Творческая работа - сочинение-миниатюра с омонимами.

 Знакомство с шарадами. Творческая работа - придумать свою шараду.

 Подготовка к олимпиаде. Занимательные упражнения. Выполнение "мини"олимпиад.

III раздел - "Словообразование" (8 часов).

   Раздел "Морфемики" способствует усвоению понятий об основе слова и окончании, о корне, приставке и суффиксе. Все это основа для усвоения морфемного принципа правописания - принципа единообразного написания морфем. При этом морфемный принцип осуществляется в тесном единстве с фонематическим. Упражнения взяты из книги Г.Г.Граника "Секреты орфографии". Знакомство с шарадами - строение слова. Творческая работа - сочинение по сюжетным картинкам, придумывание шарад.

IV раздел - "В гостях у нас - части речи!" (6 часов).

   В разделе "Морфология " продолжается глубокое изучение имен существительных (несклоняемые, имена  существительные общего рода, грамматический род в животном и растительном мире); знакомимся с именами прилагательными (меткими, "озаряющими" словами).

Большое внимание при рассмотрении каждой части речи уделено словообразованию. Изучение словообразования способствует более глубокому и обобщенному усвоению состава слова, установлению прочных связей между фонематическим и морфемным принципом правописания на более высоком морфологическом уровне. Выполнение "мини"олимпиад; творческая работа – сочинение.

V раздел - "Основы стихосложения". (6 часов).

 Изучение скороговорок, чистоговорок. Знакомство с рифмой, ритмом стиха.

Подбор рифм (закончи чистоговорку, замени слова рифмой, досочиняй стихотворение и т.д.). Творческие работы:  придумай чистоговорки; чистоговорки в рисунках; сочинение двустиший и четверостиший, "Я - поэт." - сочинение стихотворения "Весна" (групповая форма работы), сочинение. Встреча с поэтами города.

4 класс.

  I раздел - "Повторяем. Вспоминаем..." (5 часов).

Дидактические игры: "Анаграммы в кроссвордах", "Скандворды", "Метаграммы", "Шарады" и другие. Лингвистические задачи.  Работа со словарями. Творческие работы - сочинения-миниатюры, придумывание заданий для друга (шарады, загадки в стихах, диалоги "Улыбка").

 II раздел - "Происхождение слов". (6 часов).
 Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости. Знакомство с написанием и появлением новых слов в языке, с иноязычными словами. Работа с этимологическим словарем. Творческие работы - использование многозначности и омонимии слов для раскрытия комического.

 III раздел - "Словообразование. Морфемы". (7 часов).
Влияние суффиксов на корни. "Пересаженные" корни (микро, авто, теле). Игры с приставками. Основной материал для занятия из книг Г.Г.Граника "Секреты орфографии", В.А.Иванова, З.А. Потиха "Занимательно о русском языке".

Работа со словарем. Встреча с библиотекарем.

 IV раздел - "Морфология" (9 часов).

Углубленное изучение имен прилагательных (качественных, относительных, имен

прилагательных, имеющих разные значения.)

Углубленное изучение глагола (глаголы речи, труда, звучания и цвета)

Знакомство с причастиями, частицами и междометиями, использование их в творческих работах.

 V раздел - "Готовимся к Олимпиаде" (7 часов).
 Знакомство с видами связи в словосочетаниях. Лингвистические задачи, дидактические игры по ранее изученным темам, "мини"олимпиады.

IV. Тематическое планирование с определением основных видов

внеурочной деятельности учащихся

2 класс

Раздел

 

Количество часов

Основные виды

внеурочной деятельности учащихся

1

Фонетика и графика

5 часов

 Характеризовать особенности
гласных, согласных звуков.

Группировать звуки по заданному основанию.
Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки.
Наблюдать: находить (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками.

Сравнивать   звуковой состав  слов: находить сходство и различие.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. В совместной работе обосновывать свою точку зрения и  выслушивать другую.  

Характеризовать функцию букв.

Использовать алфавит для выполнения занимательных заданий.

Составлять самостоятельно свои задания.

2

Ударение

3 часа

Знать способы  выделения ударения.

Выполнять задания повышенного уровня.

3

Описание, сравнения

2 часа

Составлять рассказ по опорным словам.
Сочинять небольшие рассказы   описательного характера.

Объяснять уместность (неуместность) использования тех или иных речевых средств.

4

Антонимы, синонимы

4 часа

Подбирать синонимы и антонимы для заполнения пропуска в предложении, в тексте, объяснять целесообразность выбранного синонима и антонима.

Выполнять задания повышенного уровня на данную тему.

5

В мире кроссвордов и сканвордов

 

2 часа

Знать принцип разгадывания и составления кроссвордов и сканвордов.

Составлять  кроссворды и сканворды индивидуально и в группе по разным темам.

6

Фразеология

6 часов

Познакомиться со значением фразеологизмов в речи.

Объяснять уместность (неуместность) использования фразеологизмов в ситуациях учебного и бытового общения.

Участвовать в  диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Составлять рассказ по опорным фразеологизмам.

Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания) с использованием фразеологических оборотов.

7

Морфология. Имя существительное.

4 часа

Находить основания для классификации имён существительных (по родам, числам).

Познакомиться со словами, употребляемыми только в единственном числе или  только во множественном числе.
Характеризовать признаки изученной  части  речи.

8

Словообразование

3 часа

Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем).
Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов).
Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно).
Анализировать текст с установкой на поиск в нём родственных слов.
Объяснять значение слова - давать развёрнутое его толкование.

9

«Конкурс знающих»

5 часов

Применять знания и умения при выполнении заданий в олимпиаде по русскому языку, познавательном турнире  "Юные лингвисты".

Общаться и взаимодействовать при выполнении заданий игры «Грамматическая пирамида».

3 класс  

Раздел

 

Количество часов

Основные виды

внеурочной деятельности учащихся

1

Повторение

6 часов

Анализировать и корректировать тексты с антонимами, синонимами,  фразеологическими оборотами, пословицами.  
Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки.
Сочинять письма, поздравительные открытки.
Применять знания и умения при выполнении заданий в олимпиаде по русскому языку.

2

Омонимия

8 часов

Ориентироваться самостоятельно в толковом словаре и в словаре омонимов, находить значение неизвестных слов, выписывать его.

Выполнять задания повышенного уровня на данную тему.

3

Словообразование

 

8 часов

Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами).
Познакомиться с корнями-омонимами.
Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов).
Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова.
Анализировать текст с установкой на поиск в нём слов с заданными приставками, суффиксами.
Объяснять значение слова - давать развёрнутое его толкование, опираясь на значения морфем.
Определять слово по шараде.
Применять знания и умения при выполнении заданий в Познавательном турнире.

4

"В гостях у нас - части речи!"

Морфология

6 часа

Классифицировать   слова по частям речи, объяснять основания классификации (имён существительных и и мён прилагательных).
Иметь представление о несклоняемых именах существительных, существительных общего рода, именах прилагательных, имеющих разные значения.

Познакомиться с грамматическим родом  в животном и растительном мире.

Применять знания и умения при выполнении заданий в конкурсе знатоков "Юные журналисты".

5

Основы стихосложения

6 часов

Иметь представление о звукописи, ритме и рифме стиха.  

Составлять  чистоговорки.

Сочинять небольшие стихи (индивидуально и в группе).

 Применять знания и умения при выполнении заданий в конкурсе «Я - поэт!»

4 класс  

                                               

Раздел

 

Количество часов

Основные виды

внеурочной деятельности учащихся

1

"Повторяем. Вспоминаем..."

5 часов

Анализировать и корректировать тексты с использованием речевых средств, изученных в 3-м классе.

Выполнять задания повышенного уровня

2

Происхождение слов

6 часов

Иметь представление о прародители многих слов и секреты их написания. Ориентироваться самостоятельно в этимологическом словаре и в словаре иноязычных слов, находить значение неизвестных слов, выписывать его.

Познакомиться с секретами появления новых слов в языке.   Использовать многозначность и омонимию  слов для раскрытия комического в написании творческих работах.

Редактировать (индивидуально или в группе) текст, контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые  ошибки.

3

Словообразование. Морфемы.

 

7 часов

Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами).
Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов).
Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова.
Подбирать максимальное количество   слов по заданным схемам  (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно).
Анализировать текст с установкой на поиск в нём  слов с заданными корнями (Микро, авто, теле и др.) приставками, суффиксами.
Объяснять значение слова - давать развёрнутое его толкование.
Иметь представление о влиянии суффиксов на корни.  

Выполнять задания повышенного уровня

4

Морфология

9 часов

Классифицировать (группировать) слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи; самостоятельные(имя числительное; глаголы речи, труда, звучания и цвета;  причастие) и служебные части речи (частица, междометие).
Иметь представление  о качественных и относительных именах прилагательных.  

Объяснять уместность (неуместность) использования тех или иных речевых средств.

5

Готовимся к Олимпиаде

7 часов

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств.
Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств общения.
Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели.
Применять знания и умения при выполнении заданий в олимпиаде по русскому языку.
Общаться и взаимодействовать при выполнении заданий игры «Грамматическая пирамида».

VI. Описание  методического и материально-технического обеспечения

курса внеурочной деятельности

Список дополнительной литературы

Автор

Название

Выходные данные

1

Внеклассная работа. Олимпиады в начальной школе/авт.-сост.: Н.С. Банникова и др.

Москва Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.

2

Школьный этимологический словарь русского языка.

Издательский дом «Дрофа», 1997

3

Ахманова О.С.

Словарь омонимов русского языка.

Москва «Русский язык», 1986

4

Бакулина Г.А.

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. (1, 2, 3 классы).

Москва

ВЛАДОС, 2004.

5

Бетенькова Н.М., Фонин Д.С.

Конкурс грамотеев.  

М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.

6

Бондаренко А.А.  

В летней школе ударения.

М.: Просвещение, 1995.

7

Волина В.

Игры с буквами и словами

Москва «АСТ-ПРЕСС», 1997

8

Волина В.

Весёлая грамматика.

Москва «Знание» 1995

9

Волина В.

Этимологический словарь»

Москва «АСТ-ПРЕСС» ,1996

10

Глязер С.В.

Игры со словами.

Москва

«Детская литература», 1966

11

Граник Г.Г.

Бондаренко С.М.

Секреты орфографии

Москва  «Просвещение», 1991

12

Жуков В.П.

Школьный фразеологический  словарь русского языка.

Москва «Просвещение», 1980

13

Иванова В.А.,

Потиха З.А.

Занимательно о русском языке

Ленинград «Просвещение», 1990

14

Иванова К.В., Рыбаков В.А.  

Сами с усами.

М.: Лист, 1998

15

Королёва Е.В.

Предметные олимпиады в начальной школе.

Москва АРКТИ, 2007

16

Лободина Н.В.

Олимпиадные задания. Русский язык. Математика. Окружающий мир. 3-4 классы.

Волгоград: Учитель, 2010.

17

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.

Толковый словарь русского языка.

Москва, 1997  

18

Окулова Г.Е.

Занимательная фонетика.

Оса, Росстани-на-Каме 1994

19

Орг А.О.

Олимпиады по русскому языку

Москва  «Просвещение», 2001

20

Потиха З.А.

Школьный словарь строения слов русского языка.

Москва «Просвещение», 1987

21

Рик Т.Г.  

Здравствуйте, имя существительное!

Москва  РИО «САМОВАР»1994

22

Рик Т.Г.  

Здравствуй, дядюшка глагол.

М.: РИО «Самовар», 1995.

23

Рик Т.Г.  

Доброе утро, имя прилагательное!

Москва  РИО «САМОВАР»1994

24

Розе Т.В.

Большой фразеологический словарь для детей.

М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.

25

Тихонов А.Н.

Школьный словообразовательный словарь русского языка.

Москва «Просвещение», 2003г.

26

Ушаков О.Д.

Словарик школьника «Синонимы и антонимы»

Санкт-Петербург «Литера», 2006

27

Ушаков О.Д.

Словарик школьника «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».

Санкт-Петербург «Литера», 2005

28

Ушаков О.Д.

Фразеологический словарик школьника «Почему так говорят»

Санкт-Петербург «Литера»,  2004

29

Шанский Н.М., Боброва Т.А.

Школьный этимологический словарь русского языка.

Москва «Дрофа», 1997

30

Шкляров В.Т.

Краткий русский фразеологический словарь.

Москва «Русский язык», 1977

31

Языканова Е.В.

Развивающие задания: 3 класс.

Москва «Экзамен», 2009

Материально-техническое обеспечение

1. АРМ:  компьютер, монитор, клавиатура, мышь, проектор, экран, принтер.

Информационно-коммуникационные средства

Электронные образовательные ресурсы из каталога школьной библиотеки:

№ диска

в каталоге библиотеки

Название диска

0326

Русский язык (первые уроки) 1 класс (Бунеев Р.Н.) 3 и 4 четверти

0327

Русский язык 2 класс (Бунеев Р.Н.) 3 и 4 четверти

0374

Русский язык 3 кл. (Бунеев Р.Н.) 3 и 4 четверти

0328

Русский язык 4 класс (Бунеев Р.Н.) 3 и 4 четверти

0732

УМК "Русский язык" 1-4 кл. 2 класс (Репкин) 3 и 4 четверти

0373

УМК "Русский язык" 1-4 кл. 3 класс (Репкин) 3 и 4 четверти

0345

Русский язык. Теория

0297

Большой словарь русского языка.

0296

Лингвиния. Орфографический диктант.

0280

Новый популярный словарь русского языка

0279

Новый орфографический словарь-справочник русского языка.

0215

Большая детская энциклопедия 6-12 лет

0213

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

0183

Пишем изложение.

0171

Этимологический словарь русского языка.

0474

Русский язык 2 класс (Бунеев Р.Н.) 1 и 2 четверти

0475

Русский язык 3 класс (Бунеев Р.Н.) 1 и 2 четверти

0476

Русский язык 4 класс (Бунеев Р.Н.) 1 и 2 четверти

0484

УМК Русский язык 1- 4 кл. 2 класс (Репкин В.В.) 1 и 2 четверти

0485

УМК Русский язык 1- 4 кл. 3 класс (Репкин В.В.) 1 и 2 четверти

0486

УМК Русский язык 1- 4 кл. 4 класс (Репкин В.В.) 1 и 2 четверти

Ресурсы Интернета

http://www.school2100.ru/pedagogam/collect/

http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/lichnye-okonchanija-glagolov.html

http://prezentacya.ru/publ/testy/43

http://pwpt.ru/presentation/detskie/page/5/

http://pedsovet.su/load/143

http://www.uchportal.ru/load/224

www. nsportal.ru - Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

http://ru.wikipedia.org – сайт Википедия.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  курса внеурочной деятельности

«Тайны лингвистики»

2 класс

Дата

Раздел

Тема занятия

Электронные образовательные ресурсы

план

факт

1

Фонетика и графика.

Занимательная фонетика.

2

К тайнам звуков и букв.

Русский язык. Теория

3

"В глубь веков на машине времени". (Ребусы)

Презентация «Отгадайте ребусы».

4

Секреты записи слов. (Анаграммы)

5

Чудесные превращения слов. (Метограммы)

6

Ударение.

"В школе ударения". "Невидимка- молоток".

Новый орфографический словарь-справочник русского языка.

7

"Маленький волшебник - лучший в мире смешильщик".

(Омографы)

8

Опасные слова. Орфоэпический словарь.

Новый популярный словарь русского языка

9

Описание, сравнения.

"Что на что похоже?". Сравнение (метафора).

10

"Сочиняем, описываем".

11

Антонимы, синонимы.

Антонимы и синонимы.

Этимологический словарь русского языка.

12

"Двойняшки". (Синонимы)

13

"Кто вы, антонимы?"

14

Необычное занятие. Копилки слов. (Справочная литература).

Презентация «Словари».

15

В мире кроссвордов и сканвордов.

Кроссворд? Составление кроссвордов.

Новый орфографический справочник русского языка.

16

Скандворды.

Русский язык. Теория

17

Фразеология.

Переносное значение слова как основа метафорического

изображения действительности.

18

Фразеологизмы.

Презентация «Не разлить водой…».

19

Фразеология как изобразительное средство.

Фразеологический словарь.

Этимологический словарь русского языка.

20

"К словам с крыльями". (Фразеологические обороты).

21

Пословицы, поговорки, как разновидность фразеологизмов.

Презентация «Пословицы и поговорки»

22

Конкурс знатоков. Закрепление по теме "Фразеология".

Презентация «Фразеологизмы в картинках».

23

Олимпиада по русскому языку.

ЭМУ, конкурс «Специалистов».

24

Морфология. Имя существительное.

Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные.

25

Какого вы рода? (Слова-исключения).

26

Слова, употребляемые только в единственном числе.

Русский язык. Теория

27

Слова, употребляемые только во множественном числе.

28

Словообразование.

Слова - родственники.

29

Однокоренные слова.

30

Конкурс знатоков. Закрепление по теме "Морфология. Имя существительное".

Русский язык. Теория

31

«В королевстве Ошибок». Занимательные упражнения.

32

Познавательный турнир "Юные лингвисты".

33

Олимпиада по русскому языку.

34

Игра «Грамматическая пирамида».



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  курса внеурочной деятельности

«Тайны лингвистики»

3 класс  

Дата

Раздел

Тема занятия

Электронные образовательные ресурсы

план

факт

1

Повторение.

Фонетика и графика. Занимательные упражнения.

Русский язык. Теория

2

Орфоэпия. Омографы.

3

Антонимы и синонимы.

4

Фразеологические обороты.

5

Пословицы.

6

Олимпиада по русскому языку (личное состязание).

7

Омонимия.

В стране Слов. (Лексическое значение)

Новый орфографический словарь-справочник русского языка.

8

Толковый словарь.

9

К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Омонимы.

Новый популярный словарь русского языка

10

На карнавале слов. Словарь омонимов.

Этимологический словарь русского языка.

11

В театре близнецов.

12

Необычные загадки. Шарады.

13

Занимательно обо всем.

14

"В королевстве Ошибок" Занимательные упражнения.

15

Словообразование.

Морфемы – строительные блоки.

Презентация «Словари».

16

Корень слова. Корни-омонимы.

Новый орфографический справочник русского языка.

17

Приставкины "смыслиночки".

Русский язык. Теория

18

"Смыслиночки" суффиксов.

19

"Смыслиночки" окончаний.

20

Игры с морфемами.

Этимологический словарь русского языка.

21

Удивительные шарады. (Строение слова)

22

Познавательный турнир "Юные лингвисты".

23

Морфология.

Несклоняемые имена существительные.

24

Существительные общего рода.

25

Грамматический род в животном и растительном мире.

Русский язык. Теория

26

Имя прилагательное. Меткие, "озаряющие" слова.

27

Имена прилагательные, имеющие разные значения.

28

Конкурс знатоков "Юные журналисты".

29

Основы стихосложения.

"Грохочет слово, словно гром!" (Скороговорки,

чистоговорки).

30

Звукопись стиха.

Русский язык. Теория

31

"Квинтер, квантер, жес!" (Ритм стиха.)

32

"Похожие хвосты" (Стихотворные рифмы)

33

"Своеобразная прелесть языка..." Конкурс «Я - поэт!»

34

Игра «Грамматическая пирамида».



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  курса внеурочной деятельности

«Тайны лингвистики»

4 класс  

                                               

Дата

Раздел

Тема занятия

Электронные образовательные ресурсы

план

факт

1

"Повторяем. Вспоминаем..."

В мире Фонетики.

Презентация «Словари».

2

Основы орфоэпии.

Русский язык. Теория

3

«Карнавал слов» (Синонимы, антонимы, омонимы)

4

«Карнавал слов» (Фразеологизмы.)

Презентация «Не разлить водой…».

5

Корень – «ключик» к разгадке происхождения слова.

6

Происхождение слов.

"К дедам, прадедам, пра-, пра-,пра-..." (Прародители многих слов и секреты их написания.)

Новый орфографический словарь-справочник русского языка.

7

"Экскурсия в прошлое". Этимологический словарь.

Этимологический словарь русского языка.

8

"Полет в будущее". Новые слова и секреты появления их в языке.

Новый популярный словарь русского языка

9

"Встреча с зарубежными друзьями". Иноязычные слова.

Новый популярный словарь русского языка

10

Использование многозначности и омонимии слов для раскрытия комического в творческих работах.

11

«В королевстве Ошибок». Редактирование текста.

12

Словообразование. Морфемы.

 Кто «командует» корнями? Влияние суффиксов на корни.

13

Командир – ударение.

14

Командуют согласные звуки.

15

«Пересаженные» корни. (Микро, авто, теле и другие.)

Новый орфографический справочник русского языка.

16

Приставки – труженицы.

Русский язык. Теория

17

Игры с приставками.

18

Маленький "загадочный" театр.

19

Морфология. 

«Здравствуй, имя прилагательное!» Качественные и относительные.

Русский язык. Теория

20

"Яркий и сложный узор". Прилагательные, имеющие разные значения.

21

«От одного до семи». Имя числительное.

Русский язык. Теория

22

Из   Из истории числительных.

23

Из  «Самая огнепышущая, самая живая часть речи». Глагол.

24

Глаголы речи, труда, звучания и цвета.

25

Силы русского глагола.

26

«Кто вы, причастие?»  Чем трудны причастия?

Русский язык. Теория

27

"Придворные Морфологии. Частица, междометие.

28

Готовимся к Олимпиаде.

«Занимательно обо всем». Занимательные упражнения.

Презентация «Фразеологизмы в картинках».

29

«Клуб любознательных».

30

«В королевстве Ошибок». Занимательные упражнения.

31

"Что в лоб, что по лбу". Виды связи в словосочетаниях.

Русский язык. Теория

32

«Выпил воду или выпил воды? Я не читал эту книгу или не читал этой книги?»

33

Олимпиада по русскому языку.

34

Игра «Грамматическая пирамида».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...