Программа курса внеурочной деятельности "Тайны лингвистики"
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Тайна лингвистики» ) является структурной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №127».
Целью данной программы является - формирование устойчивого интереса к занятиям русским языком через овладение универсальными учебными действиями, развитие творческих лингвистических способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности «Тайна лингвистики»
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Тайна лингвистики» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.);
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения программ курсов внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 127» , утверждённое приказом директора от 30 августа 2012г. №143од.
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Тайна лингвистики» (далее - программа) является структурной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №127» (далее - гимназия).
Целью данной программы является - формирование устойчивого интереса к занятиям русским языком через овладение универсальными учебными действиями, развитие творческих лингвистических способностей.
Задачи:
1) Овладевать навыками творческой деятельности в области лингвистики.
2) Развивать эмоциальное восприятие слова, творческое мышления и вербальное творчество.
3) Формировать навыки саморегуляции учащихся в собственной творческой деятельности.
4) Развивать собственно творческие способности, воображение, фантазию, эмоциальноую отзывчивость на явления лингвистической культуры (проза, поэзия).
6) Углублять и целенаправленно приобщать учащихся к русскому языку и литературе.
7) Формировать логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
7) Развивать коммуникативные навыки через обучение культуре речевого поведения, культуре обращения с родным языком.
8) Эффективно подготовить учащихся к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Принципы:
1. Интеграция.
Системный подход взаимосвязанный с другими школьными предметами (литературой, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой, историей).
2. Диалогичность.
3. Проблемность.
4. Системно-деятельностный подход. Сотворчество.
При выполнении творческих работ учащиеся выполняют работу группой, в паре, с родителями, с учителем.
5. Принцип взаимосвязанного изучения всех сторон языка.
Сроки реализации программы
Программа «Тайна лингвистики» для начальной школы рассчитана на 3 года обучения:
Количество часов в неделю | Количество часов за год | |
2 класс | 1 | 34 |
3 класс | 1 | 34 |
4 класс | 1 | 34 |
Итого | 102 |
Описание ценностных ориентиров содержания курса
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Формы, режим занятий (структура) и виды деятельности
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Формы проведения занятий:
1. Лекции с презентациями (проводит учитель, писатели, поэты, библиотекарь, журналисты).
2. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
2. Анализ и просмотр текстов.
3. Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по выполнению продуктивных заданий (например, работа с разнообразными словарями, выпуск газет, подготовка к презентации проектных работ на мероприятиях Предметной недели т.д.).
4. Использование творческого элемента в занятиях: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, заданий.
Для успешности выполнения творческого задания проводится подготовительная работа:
- тестирование;
- анализ результатов;
- деление учащихся на группы для осуществления дифференцированного подхода
(группы подвижны).
5. Мини-олимпиады.
6. Олимпиады.
7. Игра «Грамматическая пирамида».
Занятия курса выстраиваются в следующую структуру (подробная характеристика каждого этапа – см.Приложение):
1. Мотивационный этап.
2. Этап "Операций".
3. Этап введения новых понятий на основе анализа литературного образца.
4. Этап творчества.
5. Этап рецензирования и обсуждения работ с разных позиций.
Методы обучения (по степени самостоятельности участия детей):
1. Программированный.
2. Проблемный.
3. Моделирование.
4. Исследовательский.
5. Проектный.
II. Планируемые результаты внеурочной деятельности учащихся
2 класс
Личностные результаты:
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- овладевать художественными средствами языка;
- перерабатывать полученную информацию: группировать слова, предложения;
- находить в тексте фразеологизмы, омонимы, омографы
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметные результы:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить родственные слова;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по многозначности слова;
- находить ошибки в построении предложений;
- делать умозаключения.
3 класс
Личностные результаты:
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать некоторыми способами редактирования текста.
Коммуникативные УДД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметные результаты:
- выделять историзмы, архаизмы, неологизмы;
- обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять тексты;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;
- приводить примеры отрицательных предложений;
- проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
4 класс
Личностные результаты:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- определять способы решения поставленной задачи;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД;
- осознанно строить речевое высказывание;
- построение рассуждения;
- учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
- учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметные результаты:
- определять виды отношений между частями речи;
- находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между видами текстов;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- решать задания повышенной сложности.
Предметные результаты изучения всего курса «Тайны лингвистики»:
- знать различные литературные жанры;
- понимать темы, непредусмотренные в программе начального обучения: «Фразеология», «Омонимия», «Основы стихосложения», «Причастия», «Имена числительные»;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;
- извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного и публистического стилей;
- распознавать на слух грамматические формы и соотносить их с определенными значениями слов и выражений;
- сравнивать, классифицировать, анализировать слова, словосочетания с учетом указанных признаков или самостоятельно установленных особенностей;
- осмысленно относиться к явлениям синонимии, антонимии, многозначности лексических средств языка, употреблении их в переносном значении;
- оценивать чужие и свои высказывания, редактируя их;
- владеть монологичнской и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
- примененять полученные знания на уроках, олимпиадах и конкурсах различного уровня (+ дистанционные олимпиады);
- искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- осознанное и произвольное строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Класс | Содержание | Способ достижения | Возможные формы деятельности |
2 класс | Первый уровень результатов | ||
| Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в школе), первичного понимания социальной значимости здорового образа жизни в повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Познавательные беседы, познавательные игры, турниры, тестовые работы, мини-олимпиады, олимпиады |
3 класс | Второй уровень результатов | ||
| Получение школьником опыта переживанияи позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценостного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Лекции с презентациями, тестовые работы, мини-олимпиады, олимпиады, дистанционные олимпиады (МетаШкола, ЭМУ-Специалист), игра «Грамматическая пирамида» |
4 класс | Третий уровень результатов | ||
| Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой и в школе | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде | Детские исследовательские проекты, выступления на мероприятиях Предметных недель, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, дистанционные олимпиады (МетаШкола, ЭМУ-Специалист), конференции, интеллектуальные марафоны), игра «Грамматическая пирамида» |
III. Основное содержание курса
Тематика занятий построена в порядке последовательного раскрытия основных языковых понятий. Для создания у учащихся целостного представления о языке, разделы тем включают в себя более глубокое изучение по данным проблемам. Например: имена прилагательные (качественные и относительные), имена числительные, глаголы (речи, труда, звучания и цвета), а также изучение непрограммных тем ("Причастия", "Фразеология").
2 класс
I раздел -"Фонетика и графика" (5 часов).
В основу раздела положен фонематический принцип, четкое различие сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков. Данные занятия помогают детям еще до изучения орфограмм узнавать "опасные" места в написании слов. На занятиях предлагаются дидактические игры: "Какой звук заблудился?", "Анаграммы", "Ребусы", "Логогрифы", "Метограммы". Творческая работа - придумывание своих анаграмм, ребусов.
II раздел -"Ударение"(3часа).
Знакомство с омографами. Знакомство и работа с орфоэпическим словарем. Творческая работа "Омографы в рисунках".
III раздел- "Описание. Сравнения." (2часа).
Развитие у детей способности различать и понимать оттенки разных слов в тексте, обогащать свой язык вводить в речь более образные слова и выражения. Учить сравнивать по какому-то признаку (например: лес со стеной, траву с ковром глаза с бусинками и т. д.), остановиться на значении сравнений в нашей речи. Творческая работа - сочинение-миниатюра.
IV раздел -" Антонимы и синонимы".(4часа).
Работа со словами, близкими или противоположными по значению. Дидактические игры: "Найди лишний", "Продолжи ряд слов", "Замени синоним на антоним" и т. д.
V раздел -"В мире кроссвордов и скандвордов" (2часа).
Знакомство с лексическим значением слов, знакомство со структурой кроссвордов и скандвордов. Творческая работа - составление кроссвордов "В мире синонимов и антонимов".
VI раздел- "Фразеология" (6 часов).
Работа над прямым и переносным значением слова. Знакомство с наиболее часто употребляемыми фразеологизмами, историей их возникновения. Знакомство и работа с фразеологическим словарем. Изучение пословиц и поговорок, как разновидности фразеологизмов. Творческая работа - фразеологические обороты в картинках , сочинение с использованием фразеологизмов "Как Алеша сел в галошу" (смотри приложение N 1 в конспекте открытого занятия кружка). Встреча с библиотекарем.
VII раздел –«Конкурс знающих» (1 час).
Олимпиада по русскому языку.
VIII раздел- "Морфология. Имя существительное" (4часа).
За основу взята книга Т.Рик "Здравствуй, имя существительное!". Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род имен существительных и слова-исключения, слова, употребляемые только в единственном числе; слова, употребляемые только во множественном числе. Работа с толковым и орфографическими словарями. Творческие работы - сочинение-миниатюра, сочинение по сюжетным картинкам.
IX раздел- "Словообразование" (3 часа).
Однокоренные слова. Знакомство с частью слова - корнем. Отличия однокоренных слов от синонимов. Творческая работа - составление семьи слов (подбор большего количества однокоренных слов; детское словотворчество "Нарочно не придумаешь").
X раздел –«Конкурс знающих» (4 часа).
«В королевстве Ошибок» (Занимательные упражнения). Познавательный турнир "Юные лингвисты". Олимпиада по русскому языку. Игра «Грамматическая пирамида».
3 класс.
I раздел - "Повторяем. Вспоминаем." ( 6 часов).
Повторение по темам: "Фонетика", "Орфоэпия", "Антонимы, синонимы", "Фразеология". Повторение и углубление знаний, обращение внимания на игру слов, меткость, образность нашего языка. Это развивает и обогащает речь ребенка, развивает логическое мышление, чувство юмора, умение фантазировать и сочинять. Творческая работа - сочинение- миниатюра. Выполнение "мини"олимпиад.
II раздел - "Омоними" ( 8 часов).
Работа над лексическим значением слов (загадки, кроссворды, скандворды). Знакомство и работа с толковым словарем С.И. Ожегова.
Что такое омонимы? Работа со словарем омонимов. Творческая работа - сочинение-миниатюра с омонимами.
Знакомство с шарадами. Творческая работа - придумать свою шараду.
Подготовка к олимпиаде. Занимательные упражнения. Выполнение "мини"олимпиад.
III раздел - "Словообразование" (8 часов).
Раздел "Морфемики" способствует усвоению понятий об основе слова и окончании, о корне, приставке и суффиксе. Все это основа для усвоения морфемного принципа правописания - принципа единообразного написания морфем. При этом морфемный принцип осуществляется в тесном единстве с фонематическим. Упражнения взяты из книги Г.Г.Граника "Секреты орфографии". Знакомство с шарадами - строение слова. Творческая работа - сочинение по сюжетным картинкам, придумывание шарад.
IV раздел - "В гостях у нас - части речи!" (6 часов).
В разделе "Морфология " продолжается глубокое изучение имен существительных (несклоняемые, имена существительные общего рода, грамматический род в животном и растительном мире); знакомимся с именами прилагательными (меткими, "озаряющими" словами).
Большое внимание при рассмотрении каждой части речи уделено словообразованию. Изучение словообразования способствует более глубокому и обобщенному усвоению состава слова, установлению прочных связей между фонематическим и морфемным принципом правописания на более высоком морфологическом уровне. Выполнение "мини"олимпиад; творческая работа – сочинение.
V раздел - "Основы стихосложения". (6 часов).
Изучение скороговорок, чистоговорок. Знакомство с рифмой, ритмом стиха.
Подбор рифм (закончи чистоговорку, замени слова рифмой, досочиняй стихотворение и т.д.). Творческие работы: придумай чистоговорки; чистоговорки в рисунках; сочинение двустиший и четверостиший, "Я - поэт." - сочинение стихотворения "Весна" (групповая форма работы), сочинение. Встреча с поэтами города.
4 класс.
I раздел - "Повторяем. Вспоминаем..." (5 часов).
Дидактические игры: "Анаграммы в кроссвордах", "Скандворды", "Метаграммы", "Шарады" и другие. Лингвистические задачи. Работа со словарями. Творческие работы - сочинения-миниатюры, придумывание заданий для друга (шарады, загадки в стихах, диалоги "Улыбка").
II раздел - "Происхождение слов". (6 часов).
Ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости. Знакомство с написанием и появлением новых слов в языке, с иноязычными словами. Работа с этимологическим словарем. Творческие работы - использование многозначности и омонимии слов для раскрытия комического.
III раздел - "Словообразование. Морфемы". (7 часов).
Влияние суффиксов на корни. "Пересаженные" корни (микро, авто, теле). Игры с приставками. Основной материал для занятия из книг Г.Г.Граника "Секреты орфографии", В.А.Иванова, З.А. Потиха "Занимательно о русском языке".
Работа со словарем. Встреча с библиотекарем.
IV раздел - "Морфология" (9 часов).
Углубленное изучение имен прилагательных (качественных, относительных, имен
прилагательных, имеющих разные значения.)
Углубленное изучение глагола (глаголы речи, труда, звучания и цвета)
Знакомство с причастиями, частицами и междометиями, использование их в творческих работах.
V раздел - "Готовимся к Олимпиаде" (7 часов).
Знакомство с видами связи в словосочетаниях. Лингвистические задачи, дидактические игры по ранее изученным темам, "мини"олимпиады.
IV. Тематическое планирование с определением основных видов
внеурочной деятельности учащихся
2 класс
№ | Раздел
| Количество часов | Основные виды внеурочной деятельности учащихся |
1 | Фонетика и графика | 5 часов | Характеризовать особенности Группировать звуки по заданному основанию. Сравнивать звуковой состав слов: находить сходство и различие. Характеризовать функцию букв. Использовать алфавит для выполнения занимательных заданий. Составлять самостоятельно свои задания. |
2 | Ударение | 3 часа | Знать способы выделения ударения. Выполнять задания повышенного уровня. |
3 | Описание, сравнения | 2 часа | Составлять рассказ по опорным словам. Объяснять уместность (неуместность) использования тех или иных речевых средств. |
4 | Антонимы, синонимы | 4 часа | Подбирать синонимы и антонимы для заполнения пропуска в предложении, в тексте, объяснять целесообразность выбранного синонима и антонима. Выполнять задания повышенного уровня на данную тему. |
5 | В мире кроссвордов и сканвордов
| 2 часа | Знать принцип разгадывания и составления кроссвордов и сканвордов. Составлять кроссворды и сканворды индивидуально и в группе по разным темам. |
6 | Фразеология | 6 часов | Познакомиться со значением фразеологизмов в речи. Объяснять уместность (неуместность) использования фразеологизмов в ситуациях учебного и бытового общения. Участвовать в диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Составлять рассказ по опорным фразеологизмам. Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания) с использованием фразеологических оборотов. |
7 | Морфология. Имя существительное. | 4 часа | Находить основания для классификации имён существительных (по родам, числам). Познакомиться со словами, употребляемыми только в единственном числе или только во множественном числе. |
8 | Словообразование | 3 часа | Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем). |
9 | «Конкурс знающих» | 5 часов | Применять знания и умения при выполнении заданий в олимпиаде по русскому языку, познавательном турнире "Юные лингвисты". Общаться и взаимодействовать при выполнении заданий игры «Грамматическая пирамида». |
3 класс
№ | Раздел
| Количество часов | Основные виды внеурочной деятельности учащихся |
1 | Повторение | 6 часов | Анализировать и корректировать тексты с антонимами, синонимами, фразеологическими оборотами, пословицами. |
2 | Омонимия | 8 часов | Ориентироваться самостоятельно в толковом словаре и в словаре омонимов, находить значение неизвестных слов, выписывать его. Выполнять задания повышенного уровня на данную тему. |
3 | Словообразование
| 8 часов | Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). |
4 | "В гостях у нас - части речи!" Морфология | 6 часа | Классифицировать слова по частям речи, объяснять основания классификации (имён существительных и и мён прилагательных). Познакомиться с грамматическим родом в животном и растительном мире. Применять знания и умения при выполнении заданий в конкурсе знатоков "Юные журналисты". |
5 | Основы стихосложения | 6 часов | Иметь представление о звукописи, ритме и рифме стиха. Составлять чистоговорки. Сочинять небольшие стихи (индивидуально и в группе). Применять знания и умения при выполнении заданий в конкурсе «Я - поэт!» |
4 класс
№ | Раздел
| Количество часов | Основные виды внеурочной деятельности учащихся |
1 | "Повторяем. Вспоминаем..." | 5 часов | Анализировать и корректировать тексты с использованием речевых средств, изученных в 3-м классе. Выполнять задания повышенного уровня |
2 | Происхождение слов | 6 часов | Иметь представление о прародители многих слов и секреты их написания. Ориентироваться самостоятельно в этимологическом словаре и в словаре иноязычных слов, находить значение неизвестных слов, выписывать его. Познакомиться с секретами появления новых слов в языке. Использовать многозначность и омонимию слов для раскрытия комического в написании творческих работах. Редактировать (индивидуально или в группе) текст, контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки. |
3 | Словообразование. Морфемы.
| 7 часов | Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). Выполнять задания повышенного уровня |
4 | Морфология | 9 часов | Классифицировать (группировать) слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи; самостоятельные(имя числительное; глаголы речи, труда, звучания и цвета; причастие) и служебные части речи (частица, междометие). Объяснять уместность (неуместность) использования тех или иных речевых средств. |
5 | Готовимся к Олимпиаде | 7 часов | Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. |
VI. Описание методического и материально-технического обеспечения
курса внеурочной деятельности
Список дополнительной литературы
№ | Автор | Название | Выходные данные |
1 | Внеклассная работа. Олимпиады в начальной школе/авт.-сост.: Н.С. Банникова и др. | Москва Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. | |
2 | Школьный этимологический словарь русского языка. | Издательский дом «Дрофа», 1997 | |
3 | Ахманова О.С. | Словарь омонимов русского языка. | Москва «Русский язык», 1986 |
4 | Бакулина Г.А. | Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. (1, 2, 3 классы). | Москва ВЛАДОС, 2004. |
5 | Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. | Конкурс грамотеев. | М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996. |
6 | Бондаренко А.А. | В летней школе ударения. | М.: Просвещение, 1995. |
7 | Волина В. | Игры с буквами и словами | Москва «АСТ-ПРЕСС», 1997 |
8 | Волина В. | Весёлая грамматика. | Москва «Знание» 1995 |
9 | Волина В. | Этимологический словарь» | Москва «АСТ-ПРЕСС» ,1996 |
10 | Глязер С.В. | Игры со словами. | Москва «Детская литература», 1966 |
11 | Граник Г.Г. Бондаренко С.М. | Секреты орфографии | Москва «Просвещение», 1991 |
12 | Жуков В.П. | Школьный фразеологический словарь русского языка. | Москва «Просвещение», 1980 |
13 | Иванова В.А., Потиха З.А. | Занимательно о русском языке | Ленинград «Просвещение», 1990 |
14 | Иванова К.В., Рыбаков В.А. | Сами с усами. | М.: Лист, 1998 |
15 | Королёва Е.В. | Предметные олимпиады в начальной школе. | Москва АРКТИ, 2007 |
16 | Лободина Н.В. | Олимпиадные задания. Русский язык. Математика. Окружающий мир. 3-4 классы. | Волгоград: Учитель, 2010. |
17 | Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. | Толковый словарь русского языка. | Москва, 1997 |
18 | Окулова Г.Е. | Занимательная фонетика. | Оса, Росстани-на-Каме 1994 |
19 | Орг А.О. | Олимпиады по русскому языку | Москва «Просвещение», 2001 |
20 | Потиха З.А. | Школьный словарь строения слов русского языка. | Москва «Просвещение», 1987 |
21 | Рик Т.Г. | Здравствуйте, имя существительное! | Москва РИО «САМОВАР»1994 |
22 | Рик Т.Г. | Здравствуй, дядюшка глагол. | М.: РИО «Самовар», 1995. |
23 | Рик Т.Г. | Доброе утро, имя прилагательное! | Москва РИО «САМОВАР»1994 |
24 | Розе Т.В. | Большой фразеологический словарь для детей. | М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. |
25 | Тихонов А.Н. | Школьный словообразовательный словарь русского языка. | Москва «Просвещение», 2003г. |
26 | Ушаков О.Д. | Словарик школьника «Синонимы и антонимы» | Санкт-Петербург «Литера», 2006 |
27 | Ушаков О.Д. | Словарик школьника «Пословицы, поговорки и крылатые выражения». | Санкт-Петербург «Литера», 2005 |
28 | Ушаков О.Д. | Фразеологический словарик школьника «Почему так говорят» | Санкт-Петербург «Литера», 2004 |
29 | Шанский Н.М., Боброва Т.А. | Школьный этимологический словарь русского языка. | Москва «Дрофа», 1997 |
30 | Шкляров В.Т. | Краткий русский фразеологический словарь. | Москва «Русский язык», 1977 |
31 | Языканова Е.В. | Развивающие задания: 3 класс. | Москва «Экзамен», 2009 |
Материально-техническое обеспечение
1. АРМ: компьютер, монитор, клавиатура, мышь, проектор, экран, принтер.
Информационно-коммуникационные средства
Электронные образовательные ресурсы из каталога школьной библиотеки:
№ диска в каталоге библиотеки | Название диска |
0326 | Русский язык (первые уроки) 1 класс (Бунеев Р.Н.) 3 и 4 четверти |
0327 | Русский язык 2 класс (Бунеев Р.Н.) 3 и 4 четверти |
0374 | Русский язык 3 кл. (Бунеев Р.Н.) 3 и 4 четверти |
0328 | Русский язык 4 класс (Бунеев Р.Н.) 3 и 4 четверти |
0732 | УМК "Русский язык" 1-4 кл. 2 класс (Репкин) 3 и 4 четверти |
0373 | УМК "Русский язык" 1-4 кл. 3 класс (Репкин) 3 и 4 четверти |
0345 | Русский язык. Теория |
0297 | Большой словарь русского языка. |
0296 | Лингвиния. Орфографический диктант. |
0280 | Новый популярный словарь русского языка |
0279 | Новый орфографический словарь-справочник русского языка. |
0215 | Большая детская энциклопедия 6-12 лет |
0213 | Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия |
0183 | Пишем изложение. |
0171 | Этимологический словарь русского языка. |
0474 | Русский язык 2 класс (Бунеев Р.Н.) 1 и 2 четверти |
0475 | Русский язык 3 класс (Бунеев Р.Н.) 1 и 2 четверти |
0476 | Русский язык 4 класс (Бунеев Р.Н.) 1 и 2 четверти |
0484 | УМК Русский язык 1- 4 кл. 2 класс (Репкин В.В.) 1 и 2 четверти |
0485 | УМК Русский язык 1- 4 кл. 3 класс (Репкин В.В.) 1 и 2 четверти |
0486 | УМК Русский язык 1- 4 кл. 4 класс (Репкин В.В.) 1 и 2 четверти |
Ресурсы Интернета
http://www.school2100.ru/pedagogam/collect/
http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/lichnye-okonchanija-glagolov.html
http://prezentacya.ru/publ/testy/43
http://pwpt.ru/presentation/detskie/page/5/
http://www.uchportal.ru/load/224
www. nsportal.ru - Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
http://ru.wikipedia.org – сайт Википедия.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Тайны лингвистики»
2 класс
№ | Дата | Раздел Тема занятия | Электронные образовательные ресурсы | |
план | факт | |||
1 | Фонетика и графика. Занимательная фонетика. | |||
2 | К тайнам звуков и букв. | Русский язык. Теория | ||
3 | "В глубь веков на машине времени". (Ребусы) | Презентация «Отгадайте ребусы». | ||
4 | Секреты записи слов. (Анаграммы) | |||
5 | Чудесные превращения слов. (Метограммы) | |||
6 | Ударение. "В школе ударения". "Невидимка- молоток". | Новый орфографический словарь-справочник русского языка. | ||
7 | "Маленький волшебник - лучший в мире смешильщик". (Омографы) | |||
8 | Опасные слова. Орфоэпический словарь. | Новый популярный словарь русского языка | ||
9 | Описание, сравнения. "Что на что похоже?". Сравнение (метафора). | |||
10 | "Сочиняем, описываем". | |||
11 | Антонимы, синонимы. Антонимы и синонимы. | Этимологический словарь русского языка. | ||
12 | "Двойняшки". (Синонимы) | |||
13 | "Кто вы, антонимы?" | |||
14 | Необычное занятие. Копилки слов. (Справочная литература). | Презентация «Словари». | ||
15 | В мире кроссвордов и сканвордов. Кроссворд? Составление кроссвордов. | Новый орфографический справочник русского языка. | ||
16 | Скандворды. | Русский язык. Теория | ||
17 | Фразеология. Переносное значение слова как основа метафорического изображения действительности. | |||
18 | Фразеологизмы. | Презентация «Не разлить водой…». | ||
19 | Фразеология как изобразительное средство. Фразеологический словарь. | Этимологический словарь русского языка. | ||
20 | "К словам с крыльями". (Фразеологические обороты). | |||
21 | Пословицы, поговорки, как разновидность фразеологизмов. | Презентация «Пословицы и поговорки» | ||
22 | Конкурс знатоков. Закрепление по теме "Фразеология". | Презентация «Фразеологизмы в картинках». | ||
23 | Олимпиада по русскому языку. | ЭМУ, конкурс «Специалистов». | ||
24 | Морфология. Имя существительное. Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные. | |||
25 | Какого вы рода? (Слова-исключения). | |||
26 | Слова, употребляемые только в единственном числе. | Русский язык. Теория | ||
27 | Слова, употребляемые только во множественном числе. | |||
28 | Словообразование. Слова - родственники. | |||
29 | Однокоренные слова. | |||
30 | Конкурс знатоков. Закрепление по теме "Морфология. Имя существительное". | Русский язык. Теория | ||
31 | «В королевстве Ошибок». Занимательные упражнения. | |||
32 | Познавательный турнир "Юные лингвисты". | |||
33 | Олимпиада по русскому языку. | |||
34 | Игра «Грамматическая пирамида». |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Тайны лингвистики»
3 класс
№ | Дата | Раздел Тема занятия | Электронные образовательные ресурсы | |
план | факт | |||
1 | Повторение. Фонетика и графика. Занимательные упражнения. | Русский язык. Теория | ||
2 | Орфоэпия. Омографы. | |||
3 | Антонимы и синонимы. | |||
4 | Фразеологические обороты. | |||
5 | Пословицы. | |||
6 | Олимпиада по русскому языку (личное состязание). | |||
7 | Омонимия. В стране Слов. (Лексическое значение) | Новый орфографический словарь-справочник русского языка. | ||
8 | Толковый словарь. | |||
9 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Омонимы. | Новый популярный словарь русского языка | ||
10 | На карнавале слов. Словарь омонимов. | Этимологический словарь русского языка. | ||
11 | В театре близнецов. | |||
12 | Необычные загадки. Шарады. | |||
13 | Занимательно обо всем. | |||
14 | "В королевстве Ошибок" Занимательные упражнения. | |||
15 | Словообразование. Морфемы – строительные блоки. | Презентация «Словари». | ||
16 | Корень слова. Корни-омонимы. | Новый орфографический справочник русского языка. | ||
17 | Приставкины "смыслиночки". | Русский язык. Теория | ||
18 | "Смыслиночки" суффиксов. | |||
19 | "Смыслиночки" окончаний. | |||
20 | Игры с морфемами. | Этимологический словарь русского языка. | ||
21 | Удивительные шарады. (Строение слова) | |||
22 | Познавательный турнир "Юные лингвисты". | |||
23 | Морфология. Несклоняемые имена существительные. | |||
24 | Существительные общего рода. | |||
25 | Грамматический род в животном и растительном мире. | Русский язык. Теория | ||
26 | Имя прилагательное. Меткие, "озаряющие" слова. | |||
27 | Имена прилагательные, имеющие разные значения. | |||
28 | Конкурс знатоков "Юные журналисты". | |||
29 | Основы стихосложения. "Грохочет слово, словно гром!" (Скороговорки, чистоговорки). | |||
30 | Звукопись стиха. | Русский язык. Теория | ||
31 | "Квинтер, квантер, жес!" (Ритм стиха.) | |||
32 | "Похожие хвосты" (Стихотворные рифмы) | |||
33 | "Своеобразная прелесть языка..." Конкурс «Я - поэт!» | |||
34 | Игра «Грамматическая пирамида». |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Тайны лингвистики»
4 класс
№ | Дата | Раздел Тема занятия | Электронные образовательные ресурсы | |
план | факт | |||
1 | "Повторяем. Вспоминаем..." В мире Фонетики. | Презентация «Словари». | ||
2 | Основы орфоэпии. | Русский язык. Теория | ||
3 | «Карнавал слов» (Синонимы, антонимы, омонимы) | |||
4 | «Карнавал слов» (Фразеологизмы.) | Презентация «Не разлить водой…». | ||
5 | Корень – «ключик» к разгадке происхождения слова. | |||
6 | Происхождение слов. "К дедам, прадедам, пра-, пра-,пра-..." (Прародители многих слов и секреты их написания.) | Новый орфографический словарь-справочник русского языка. | ||
7 | "Экскурсия в прошлое". Этимологический словарь. | Этимологический словарь русского языка. | ||
8 | "Полет в будущее". Новые слова и секреты появления их в языке. | Новый популярный словарь русского языка | ||
9 | "Встреча с зарубежными друзьями". Иноязычные слова. | Новый популярный словарь русского языка | ||
10 | Использование многозначности и омонимии слов для раскрытия комического в творческих работах. | |||
11 | «В королевстве Ошибок». Редактирование текста. | |||
12 | Словообразование. Морфемы. Кто «командует» корнями? Влияние суффиксов на корни. | |||
13 | Командир – ударение. | |||
14 | Командуют согласные звуки. | |||
15 | «Пересаженные» корни. (Микро, авто, теле и другие.) | Новый орфографический справочник русского языка. | ||
16 | Приставки – труженицы. | Русский язык. Теория | ||
17 | Игры с приставками. | |||
18 | Маленький "загадочный" театр. | |||
19 | Морфология. «Здравствуй, имя прилагательное!» Качественные и относительные. | Русский язык. Теория | ||
20 | "Яркий и сложный узор". Прилагательные, имеющие разные значения. | |||
21 | «От одного до семи». Имя числительное. | Русский язык. Теория | ||
22 | Из Из истории числительных. | |||
23 | Из «Самая огнепышущая, самая живая часть речи». Глагол. | |||
24 | Глаголы речи, труда, звучания и цвета. | |||
25 | Силы русского глагола. | |||
26 | «Кто вы, причастие?» Чем трудны причастия? | Русский язык. Теория | ||
27 | "Придворные Морфологии. Частица, междометие. | |||
28 | Готовимся к Олимпиаде. «Занимательно обо всем». Занимательные упражнения. | Презентация «Фразеологизмы в картинках». | ||
29 | «Клуб любознательных». | |||
30 | «В королевстве Ошибок». Занимательные упражнения. | |||
31 | "Что в лоб, что по лбу". Виды связи в словосочетаниях. | Русский язык. Теория | ||
32 | «Выпил воду или выпил воды? Я не читал эту книгу или не читал этой книги?» | |||
33 | Олимпиада по русскому языку. | |||
34 | Игра «Грамматическая пирамида». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"
Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...