ТЬютор как педагог и помогающий практик
методическая разработка

Трифонова Валерия Владимировна

Тьютор как педагог и помогающий практик( из личного опыта).Доклад на краевом семинаре 2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutor_kak_pedagog_i_pomogayushchiy_praktik.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ 9»

р.п. ПЕРЕЯСЛАВКА

          Тьютор как педагог и помогающий практик

        

Выполнила:

В.В. Трифонова, тьютор 3 класса

                                                 2019 год

Тьютор как педагог и помогающий практик. Слайд 1

В нашем учреждение должность тьютора была введена 4 года назад. На сегодняшний день работает 3 тьютора (в 1,3, 4  классах)

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун).Тьютор–это посредник между ребенком с особенностями развития и другими детьми и взрослыми в школьной среде.Слайд 2

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося.Слайд 3

Цель работы тьютора -в организацииусловийдляуспешноговключенияребенка с особенностями развитиявсреду школы. Слайд4

Задачи тьюторского сопровождения: Слайд 5

Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:

создание условий дляуспешного обученияребенка.

создание условий дляуспешной социализацииребенка.

максимальное раскрытие потенциала еголичности.

Перечисленные задачи достигаются следующими средствами:Организация и адаптация жизненного пространства: рабочегоместа, местаотдыхаидругих мест, где бываетребенок.

Понимание тьютором и учителем зон ближайшего развития обучающегося, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебныхпособий.

Наша деятельность основана на законодательной базе. Слайд 6

На федеральном уровне-

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

ФЗ-273 от 29 декабря 2012 года.

Трудовой кодекс.

«Единый квалификационный  справочник  должностей руководителей,

 специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики        должностей работников образования» (Приказ Министерства       здравоохранения и социального развития Российской Федерации       от 26 августа 2010 г. 761н).

На уровне    образовательной    организации –

устав образовательной организации,

коллективный договор,

правила внутреннего распорядка,

должностные обязанности.

Основополагающий документ – квалификационная характеристика

тьютора (Приказ № 761 Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г.), согласно которой тьюторимеет должностные обязанности,

должен обладать определенными знаниями и соответствовать

требованиям к квалификации. Слайд 7

Тьютор в нашем учреждении ведет следующую документацию: (из положения тьюторов) Слайд 8

план работы на полугодие;

индивидуальная программа сопровождения ИУП обучающегося;

 график работы с тьюторской группой (обучающимся);

дневник наблюдений на каждого обучающегося;

анализ реализации программы сопровождения ИУП;

материалы мониторинга эффективности реализации индивидуальной - программы сопровождения ИУП.

Деятельность тьютора.

Мы работаем в соответствии с утверждаемым администрацией школы планом (на учебный год, неделю). Еженедельно отслеживаем продвижение обучающихся в обучении.  По мере появления нового материала,  мы заполняем разделы портфолио обучающегося (уровень владения учебным материалом, творческие самостоятельные работы, активность на уроках и внеурочной деятельности).

Только благодаря совместной деятельности  участников образовательной деятельности, возможен положительный результат в обучении, развитии, социализации. Слайд 9, 10.

Этапы организации тьюторского сопровождения.Слайд 11.

Решение о необходимоститьюторского сопровождения принимаетсяна основании заключения ЦПМПК, ТПМПК, рекомендаций школьного консилиума, по согласованию с родителями.Совместно со специалистами проводится диагностика обучающегося, после чего разрабатывается индивидуальный маршрут обучения - проектировочный этап. Получив общие сведения, мы знакомимся с самим ребенком и его семьей, узнаем об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Важнейшим элементом данного диагностического этапа являются наши   непосредственные наблюдения за ребенком, его окружением. Здесь важно разъяснить детали, касающиеся поведения ребенка, узнать об уровне развития его социально-бытовых представлений. На данном этапе происходит знакомство ребенка с помещениями, где он будет проживать, заниматься, его рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов и т.д..

Адаптация. На этапе адаптации происходит повседневная, последовательная работа тьютора и тьюторанта по вхождению в образовательную деятельность и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации, также приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с умственной отсталостью.

Реализационный этап. Здесь мы непосредственно взаимодействуем с обучающемся в ходе образовательной деятельности.Акцент переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Мы поддерживаем мотивацию ребенка, даем ему возможность почувствовать свои успехи. Постепенно увеличивая долю самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности, а кроме того, постепенно обеспечивается его способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми.Помощьразумно дозирована, носит направляющий характер и побуждает ребенка к самостоятельности.

На каждом этапе информируем родителей и всех участников образовательных отношенийоб успехах и неудачах в обучениии социализации ребенка, проводим мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения – аналитический этап. При необходимости организуем консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов.

Если это возможно, при определенном статусе ребенка с умственной отсталостью, должен стать постепенный выход тьюторанта из- под нашей опеки.

Методы тьюторского сопровождения Слайд 12, 13, 14.

В своей работе используем наиболее распространенные методы:

Игровая деятельность, применяем игровые ситуации –обучение через игру, мои тьюторанты неусидчивы, невнимательны, поэтому, если тема «Счет» - считаем игрушки, тарелки, конфетки (было 3, одну съели…) если любима форма игра – то применяем ее и для образования.

Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми-помощь других детей в бытовых моментах, привлечение в общие занятия.

Метод расслабления- физминутки, пальчиковые игры, релакс, массаж, артикуляционные упражнения, массажные мячи.

Дидактические игры – игры на развитие познавательной деятельнгости (настольные игры, пазлы, конструирование).

«Портфолио»(метод презентации образовательных результатов)

Предлагаю посмотреть  некоторые фрагменты нашей деятельности

Видео нарезка:

Основными формами нашей деятельности являются:Слайд 15,16,17,18.

индивидуальная тьюторская беседа

индивидуальная  консультация

образовательное событие

прогулки

инструктаж  

экскурсии

ситуации

общественно-полезные практики

игры

Вывод:  при сопровождении обучающихся тьютором в нашем образовательном учреждении возникают трудности специфического характера, которые можно разделить на организационные (связаны снеурегулированностью нормативно-правового обеспечения); методические (связаны с нехваткой практического опыта и апробированных методических подходов к сопровождению ребенка).Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"

Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....

Выступление на августовской конференции педагогов дополнительного образования "Практика сценического творчества"

В материале представлен материал для педагогов, которые занимаются с детьми инсценированием. Делюсь многолетним опытом работы в этом направлении. Сколько праздников и любимых дат в календаре! И к кажд...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ТЬЮТОРА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАС

Здоровьесберегающие технологии - это комплекс мероприятий, создающий максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного физич...