ПОЛОЖЕНИЕ о деятельности специалистов сопровождения: учителей – дефектологов, учителей – логопедов, педагогов – психологов, тьюторов
материал на тему

Захаревская Елена Валерьевна

Для организации создания специальных условий для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности специалистов сопровождения: учителей – дефектологов, учителей – логопедов, педагогов – психологов, тьюторов

1. Общие положения

1.1.   Настоящее Положение разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 «О ежегодных основных удлинённых оплачиваемых отпусках»;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре";
  • порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 Москвы «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13.

1.2. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Обязательным для всех специалистов является 1 час в неделю на консультации для специалистов и родителей. Также необходимо предусматривать работу в заседаниях Психолого-педагогического консилиума. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах:

для педагогов-психологов - 36 часов в неделю; 18 часов своего рабочего времени специалист работает непосредственно с детьми;

для учителей-дефектологов, учителей-логопедов - 20 часов в неделю. Все 20 часов своего рабочего времени специалист работает непосредственно с детьми;

тьютор – 36 часов в неделю.

1.3. В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютор обязан учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

1.4. В случаях, когда коррекционное занятие/коррекционно-образовательная деятельность отменяется по независящим от организации и сотрудника причинам (болезнь, ребенка, семейные обстоятельства и др.) время, отведенное на эту работу, заменяется на занятие/коррекционно-образовательную деятельность с другим ребенком.

1.5. Общая продолжительность курса коррекционных занятий /коррекционно-образовательной деятельности в течение учебного года зависит от особенностей развития ребенка, стойкости и выраженности нарушения и составляет от двух месяцев до года по решению ППК и на весь уровень обучения по решению ЦПМПК.

1.6. В конце учебного года при необходимости продолжения коррекционно-развивающей работы проводится обсуждение динамики развитие ребенка на школьном психолого-педагогическом консилиуме с рассмотрением вопроса о продлении коррекционного курса занятий на следующий год. В соответствии с решением консилиума и рекомендациями продолжить занятия коррекционно-образовательную деятельность, коррекционная работа пролонгируется. По отношению к детям с ОВЗ решение о необходимости проведения коррекционной работы и ее направленности принимает ЦПМПК г. Москвы

1.7. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий/коррекционно-образовательной деятельности несут специалист, воспитатель/ классный руководитель.

1.8. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей с 3-х до 4-х лет не более 15 минут, от 4 до 5 лет – не более 20 минут, от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 - 30 минут, более 7 лет– 45 минут, а также зависит от индивидуальных особенностей развития ребёнка, его психофизического статуса.

1.9. Родители (законные представители) имеют право отказаться от психологической, логопедической помощи, в таком случае отказ должен быть зафиксирован в письменном виде.

1.10. На каждого ребёнка с ОВЗ в соответствии с Положением «О порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ» составляется адаптированная образовательная программа и индивидуальный образовательный маршрут.

1.11. С 1 по 15 сентября и 15 мая по 30 мая проводится диагностическое обследование детей с целью своевременного выявления (особенно у дошкольников), имеющих особенности речевого и психофизиологического развития.

1.12. Основными формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

1.13. Учителю – логопеду, педагогу –психологу, учителю – дефектологу устанавливается удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней.

2. Организация деятельности учителя-логопеда.

2.1. Учитель-логопед относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности руководителем образовательной организации (далее – ОО) в порядке, предусмотренном законами РФ. Учитель-логопед непосредственно подчиняется директору ОО, в рамках службы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования - координатору службы инклюзивного образования ОО.

 2.2. Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по специальности "Логопедия"; б) по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; в) по педагогическим специальностям или по направлениям ("Педагогическое образование", "Психолого - педагогическое образование") с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.

2.3.   Работа учителя-логопеда направлена на исправление тяжёлых нарушений речи. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую и консультативную работу в дошкольных группах и классах по предупреждению нарушений речи детей.

2.4. Основными задачами учителя – логопеда являются:

  • осуществление диагностики речевого развития детей;
  • определение и реализация индивидуальной программы коррекции или компенсации речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, клинической обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребёнка;
  • распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии.
  • осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у
    детей;
     
  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; 
  • своевременное   предупреждение   и   преодоление    трудностей   речевого развития; 
  • воспитание    стремления    детей    к    преодолению    недостатков    речи,
    сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
     
  • предупреждение нарушений устной и письменной речи;
  • развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
  • взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями
    по формированию речевого развития детей и пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (лиц их замещающих).

2.5. На логопедические занятия зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на основании протокола ЦПМПК. В случае наличия свободных мест, допускается работа с детьми по заключению ППк школы, в зависимости от тяжести речевого дефекта. Детям с ТНР (заикание, общее недоразвитие речи I-III уровня и задержку психического развития), учитель-логопед даёт рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ЦПМПК для определения адаптированной образовательной программы.

2.6. Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в микрогруппы (2 – 3 ребёнка).

2.7. Учитель-логопед берёт детей на свои занятия в соответствии с индивидуальным расписанием ребенка.

2.8. Решение о прекращении занятий с ребёнком на основании ППк школы, учитель-логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам. При возникающей необходимости учитель-логопед оказывает консультативную помощь родителям данных детей. В случаях длительного отсутствия положительной динамики ребёнок может быть направлен учителем-логопедом на ППк школы, и далее, при согласии родителей (законных представителей), в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (неврологом, психиатром, отоларингологом и др.) или на ЦПМПК для уточнения диагноза и речевого заключения.

2.9. При отсутствии содействия (участия) со стороны родителей в преодолении речевых нарушений у ребёнка (отказ от медикаментозного лечения, невыполнение рекомендаций учителя-логопеда и врачей-специалистов и др.) учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение речевого дефекта.

2.10. Наряду с коррекционными мероприятиями, проводит профилактическую работу в дошкольном образовательном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

3. Организация деятельности учителя-дефектолога

3.1. Учитель – дефектолог должен иметь высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области олигофренопедагогики.

3.2. Целью работы учителя-дефектолога является коррекция недостатков развития обучающихся и предоставление специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ими адаптированной образовательной программы, адаптированной основной общеобразовательной программы.

3.3. Основные задачи:

  • определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  •  определения причин трудностей в обучении, развитии, социализации; - предоставление специализированной помощи ребенку с ОВЗ, участие в обеспечении специальных образовательных условий;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий/коррекционно-образовательной деятельности по коррекции нарушений в психическом и/или физическом развитии ребенка с OB3;
  • мониторинг развития ребенка;
  • консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, вопросам взаимодействия с ребенком.

3.4. Направлениями работы учителя-дефектолога являются:

  • диагностическое;
  • коррекционное-развивающее;
  • консультативно-просветительское;
  • организационно-методическое.

3.5. Планирование коррекционной работы учитель-дефектолог осуществляет в соответствии с адаптированными основными общеобразовательными программами и программой коррекционной работы.

3.6. Коррекционная работа осуществляется на основании программ коррекционно-развивающих курсов на текущий учебный год. Учитель-дефектолог несет ответственность за ее реализацию в полном объеме.

3.7. Во время проведения прогулки учитель-дефектолог может осуществлять индивидуальную работу с ребенком в соответствии с циклограммой и продолжительностью согласно нормам СанПиН, но не более 20 минут.

3.8. Учитель-дефектолог, работающий с детьми школьного возраста, проводит занятия с обучающимися во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения и циклограммой.

3.9. Зачисление на занятия/коррекционно-образовательную деятельность к учителю-дефектологу осуществляется на основании решения ЦПМПК.

В случае наличия свободных мест, допускается работа с детьми по заключению ППк школы.

3.10. Для оптимизации работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности нарушения в микрогруппы (2 – 3 ребёнка).

3.11. Учитель-дефектолог берёт детей на свои занятия в соответствии с индивидуальным расписанием ребенка.

4 Организация деятельности педагога-психолога

4.1. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы сотрудника.

4.2. Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и воспитанников.

4.3. Основные задачи:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития; формирование у обучающихся и воспитанников способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, социализации;
  • психолого-педагогическое сопровождение формирования компетенций;
  • психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей, повышение их компетентности.

4.4. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по трем основным направлениям:

  • психологическое сопровождение образовательной деятельности;
  • психологическое сопровождение воспитания и социализации;
  • коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями, особыми возможностями здоровья.

4.5. Зачисление на занятия/коррекционно-образовательную деятельность к педагогу - психологу осуществляется на основании решения ЦПМПК.

В случае наличия свободных мест, допускается работа с детьми по заключению ППк школы.

3.10. Для оптимизации работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности нарушения в микрогруппы (2 – 3 ребёнка).

3.11. Педагог-психолог берёт детей на свои занятия в соответствии с индивидуальным расписанием ребенка.

5 Организация деятельности тьютора

5.1. На должность тьютора назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно директору школы, а по профессиональной – руководителю психологической службы.

5.2. Основными задачами тьютора являются:

- Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

-  Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

- Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

5.3. Основными обязанностями тьютора являются:

-  Ведение базы данных детей с ОВЗ.

- Контроль за разработкой индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.

- Сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса

-  Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов

- Осуществление педагогической поддержки обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов

- Взаимодействие с классными руководителями, учителями-предметниками, воспитателями, специалистами службы сопровождения с целью реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ.

-  Проведение работы по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся

6. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного процесса.

6.1. Участниками    образовательного процесса являются ребенок, родители (законные   представители), учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель и воспитатель, тьютор, администрация образовательной организации.

6.2. Специалисты взаимодействует со специалистами общеобразовательных учреждений округа, района, специалистами ЦПМПК.

6.3. Специалисты вправе определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий.

6.4. Самостоятельно отбирают методы и приёмы коррекционной работы. Участвует в составлении индивидуально ориентированных коррекционных маршрутов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей.

6.5. Участвует в осуществлении инклюзивной политики в ОО в составе службы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

6.6. По окончании учебного года предоставляют координатору по инклюзивному образованию ОО, администрации школы (по запросу) информацию о динамике своей деятельности с детьми с ОВЗ по утвержденной форме.

6.7. Осуществляют научно-исследовательскую работу по проблемам инклюзии; повышает свою квалификацию как по работе с детьми и подросткам  с ОВЗ, так и по проблемам инклюзии, участвует в объединениях специалистов по профилю своей деятельности в ОО, в окружных и городских методических объединениях.

6.8. Взаимодействуют с педагогическими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями):

—        оказывают консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями), информируют о ходе коррекционной работы, дают необходимые рекомендации;

—        проводят повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) детей, посещающих образовательную организацию, в вопросах развития и воспитания детей.

6.9. Участвуют в разработке ИОМ воспитанников и обучающихся с ОВЗ, контролирует их реализацию и эффективность.

6.10. Соблюдают санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6.11. Количество воспитанников и обучающихся с заключениями ЦПМПК на 1 ставку:

учитель – логопед, учитель – дефектолог: 6-15 (в зависимости от тяжести интеллектуального дефекта);

педагог – психолог – 20 человек.

Количество воспитанников и обучающихся на психолого-педагогическое сопровождение по решению ППк на 1 ставку составляет для всех специалистов до 25 человек.

6.12. Специалисты своевременно подают заявку на приобретение необходимого оборудования и учебно-методической литературы.

6.13. Специалисты сопровождения ведут рабочую документацию:

  • Годовой план работы
  • График рабочей недели
  • Журнал учета проведенной работы
  • Журнал посещения детьми индивидуальных занятий
  • Логопедическое представление на учащегося
  • Расписание индивидуальных занятий обучающегося
  • Расписание индивидуальных занятий специалиста
  • Бланк индивидуальных консультаций
  • Статистический годовой отчет педагога-психолога
  • Журнал групповой работы психолога
  • Заключение по результатам психологического обследования
  • Индивидуальная психологическая карта
  • Карта развития учащегося
  • Лист психологической адаптации
  • Лист индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
  • История развития ребенка (анамнез)
  • Протокол наблюдения на перемене  
  • Психологический анализ урока
  • Психологический портрет обучающегося
  • Согласие родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение обучающегося      
  • Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
  •  Результаты промежуточной и итоговой диагностики в рамках реализации ИОМ
  • Заключение по результатам комплексного психолого-педагогического обследования  
  •   Годовой план индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

6.14. Администрация образовательной организации обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы:

для обучающихся дошкольного возраста – на базе корпуса Д7;

для обучающихся школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата – на базе корпуса Ш3;

для обучающихся с умственной отсталостью формируются малокомплектные классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей

Воспитание - это дело каждой семьи и всех взрослых....

Рост творческой активности учащихся коррекционных классов, как результат работы учителей-дефектологов и логопедов за 2011-2012 гг.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, поэтому в работе нашего подразделения успешно реализуются формы художественно-эстетической направленности освоения мира, которые используются не...

Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...

Нейропсихологический подход к диагностике в профессиональной деятельности специалиста (педагога-психолога, дефектолога)

uml;Основные подходы в современной нейропсихологической диагностике.¨Схема нейропсихологического обследования...

Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя информатики с обучающимися с ОВЗ

Данное занятие с обучающимися с ОВЗ проводят сразу три педагога: учитель информатики, учитель-логопед, педагог-психолог. Цель занятия: уточнить и расширить знания об информационной безопасности, разви...

Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и педагога-библиотекаря с обучающимися с ОВЗ

Психолого-логопедическое занятие с обучающимися с особыми образовательными потребностями проводят сразу три педагога: учитель-логопед, педагог-психолог и педагог-библиотекарь. Цель занятия: развитие н...

Совместная деятельность учителя-логопеда и психолога в коррекционном процессе с детьми с особенностями развития

Совместная деятельность учителя-логопеда и психолога в коррекционном процессе с детьми с особенностями развитияО взаимодействии психолога и учителя – логопеда говорят и пишут многие, эта тема со...